logo search
Конст-право Часть 1

Порядок формирования парламента

Современные парламенты формируются по-разному. Самый распространенный способ – это избрание всего парламента непосредственно народом. Данный способ практикуется в развитых демократических странах.

Наряду с ним существуют и иные способы формирования парламентов: 1) нижняя палата избирается народом, а верхняя – представительными органами регионов (то есть одна палата – прямыми выборами, другая – косвенными) – такая система практикуется, например, во Франции, в Голландии; 2) нижняя палата избирается народом; верхняя на 2/3 формируется по наследственному принципу, а на 1/3 назначается монархом (Палата общин и Палата лордов в Великобритании); 3) нижняя палата избирается народом и затем из своего состава избирает верхнюю (Норвегия, Исландия); 4) незначительная часть членов верхней палаты назначается пожизненно президентом за выдающиеся заслуги перед государством и обществом (в Италии 5 сенаторов назначаются пожизненно президентом дополнительно к 315 избираемым); 5) значительная часть верхней палаты назначается главой государства (в Беларуси президент назначает 1/3 сенаторов, в Казахстане – 1/4 сенаторов); 6) нижняя палата избирается народом, а верхняя – назначается (Канада); 7) весь парламент назначается главой государства (Катар); 8) часть мест в парламенте резервируется для представителей определенных слоев населения (в Египте половина мест в парламенте резервируется за рабочими и крестьянами, в Индии – часть мест для представителей отсталых народностей и каст, в Китае – для представителей армии); 9) парламент формируется по профессиональному признаку (6-палатный парламент Югославии в 1963 – 1974 гг.); 10) весь парламент избирается путем многоступенчатых косвенных выборов (Всекитайское собрание народных представителей).

Несмотря на многообразие способов, важнейшими признаками полноценного парламента в цивилизованном демократическом государстве являются: регулярная выборность, а не назначаемость парламента; избрание парламента (либо его нижней палаты) всеми гражданами путем свободных, прямых, равных и тайных выборов.

Глава государства является участником законодательной власти независимо от того, охватывается ли он понятием «парламент». Лишь в тех странах, где глава государства не подписывает законы или, подписывая, не обладает правом вето, он фактически не участвует в законодательстве. В большинстве же стран законы принимаются парламентом, а издаются главой государства (в связи с этим ниже рассматривается институт промульгации законов).