logo
Конст-право Часть 1

Полномочия парламента

В зависимости от полномочий различается три вида парламентов: 1) с неограниченными полномочиями в большинстве стран, когда парламент принимает решения по любому вопросу; 2) с ограниченными полномочиями, когда конституции перечисляют круг вопросов, по которым парламент может издавать законы, а по остальным вопросам издаются нормативные акты президента, правительства и др. (Франция и ее бывшие колонии); 3) консультативный парламент – характерен для некоторых мусульманских стран, так как считается, что все главные решения, которые становятся предметом для издания законов, уже урегулированы в Коране.

Полномочия парламента могут закрепляться в конституциях или иных актах. Как правило, это полномочия законодательного характера, полномочия в сфере финансов, полномочия по контролю над деятельностью правительства, и полномочия, связанные с формированием других органов государства. Конкретные конституции и специальные законы могут закреплять и более развернутый круг этих полномочий.

Главнейшим из названных полномочий парламента является принятие и издание законов: конституции, поправок к ней, органических законов, законов о государственном бюджете.

Парламент избирает, назначает, образует другие высшие органы государства, формируя их целиком или в части. Во многих странах парламент образует весь состав правительства: путем голосования по программе правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства. Парламент (иногда – одна из палат) формирует конституционный суд (или назначает часть его членов), верховный суд (или назначает его председателя), назначает генерального прокурора, генерального контролера, некоторых других высших должностных лиц. Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно: у каждой из них своя компетенция.

В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию, решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны.

Он обладает некоторыми квазисудебными полномочиями: решает вопросы об импичменте (отрешении от должности) президента и некоторых иных должностных лиц (США), выносит решения о предании суду министров и других высших должностных лиц (Франция, Польша). Парламент наделен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового положения группы лиц: только он может объявлять амнистию (прекращать наказание осужденных по определенным статьям уголовного кодекса).

Большое значение имеют финансовые и контрольные полномочия парламента. В большинстве стран только он вправе устанавливать материальные обременения государства (принимать решения о государственных займах, о займах у иностранных государств и международных организаций), устанавливать налоги, принимать государственный бюджет в виде единого закона о доходах и расходах государства сроком на год (Франция) или в виде совокупности бюджетных (финансовых) законов (Япония).

Важным правом и полномочием парламента является контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Формы такого контроля различны. Контроль парламента может иметь политический характер (выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий). Используются следующие формы контроля:

1. Специальные вопросы и запросы к высшим органам государства и высшим должностным лицам: правительству, министрам, Генеральному прокурору и др. на пленарном заседании парламента.

2. Дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Дебаты не преследуют цели вынесения решения с оценкой деятельности правительства.

3. Интерпелляция, предусматривающая постановку общественно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение министра (главы правительства), обсуждение и принятие решения путем голосования. Неудовлетворительная оценка ответа, выражение недоверия, порицание действий могут повлечь за собой отставку министра либо правительства, или, напротив, последнее может, действуя через главу государства, распустить парламент с назначением даты новых выборов.

4. Постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству. Внесение резолюции о недоверии, как и интерпелляции, затруднено и подчиняется строгим правилам. Обычно этот вопрос ставит оппозиция, пытающаяся «свалить» правительство. При вотуме недоверия даже одному министру ответственность может быть коллективной: в отставку уходит все правительства.

5. Доклады и отчеты правительства и министров о своей текущей деятельности на пленарных заседаниях палат. В парламентарных республиках и монархиях при неудовлетворительной оценке работы исполнительной власти встает вопрос об отставке правительства и министров. При других формах правления доклады и отчеты превращаются, по существу, в информацию.

6. Представление соответствующим постоянным комитетам парламента годовых отчетов министров о деятельности министерств (министр иностранных дел – в комитет по иностранным делам, министр труда – в комитет по труду и т.д.).

7. Парламентские слушания. Слушания имеют целью привлечь внимание общественности, государственных органов к вопросам большой значимости. На слушания приглашаются представители исполнительной власти, известные общественные деятели, ученые, эксперты, другие лица. Какие-либо обязывающие решения на слушаниях не принимаются.

8. Парламентские расследования. Для этого парламент или его палаты создают специальные комиссии, которые имеют доступ ко всем документам, включая секретные; все должностные лица и граждане должны являться по вызову этих комиссий и давать показания, отказ грозит обвинением в неуважении к парламенту и наказанием.

9. Деятельность парламентских комиссаров и других органов при парламенте. Они делают ежегодные доклады парламенту о состоянии законности, о недостатках в организации управления в соответствующей области, могут обратиться в органы юстиции с требованием возбудить уголовное дело в случаях грубых нарушений закона должностными лицами, а в некоторых странах и сами могут возбуждать такие дела. Иногда они обязаны следить также за соблюдением этики поведения должностными лицами.

10. Созыв специальных заседаний парламента для контроля за действиями органов исполнительной власти в особых ситуациях (при введении чрезвычайного положения, применении федеральной интервенции).

11. Импичмент по отношению к высшим должностным лицам, когда парламент (нижняя палата) предъявляет обвинение и в порядке квазисудебного процесса верхняя палата решает вопрос об отрешении от должности. В некоторых странах парламент только формулирует обвинение, а дело рассматривает специальный суд.

12. Контроль за делегированным законодательством – актами исполнительной власти, изданными по поручению парламента и имеющими силу закона. Такие акты представляются в парламент и иногда подлежат утверждению им в установленный срок (в противном случае они теряют силу).

13. Способом контроля является ратификация (утверждение) парламентом международных договоров, заключаемых исполнительной властью (случаи неутверждения бывают редко).