logo
Конст-право Часть 1

Средства массовой информации

Средства массовой информации играют все большую роль в условиях информатизации общества. Информированность общества – один из важнейших факторов его прогрессивного развития и его цивилизованности. Обеспечение граждан, государственных и общественных структур информацией, необходимой для реализации ими своих функций, удовлетворения интересов, осуществляется, с одной стороны, путем постоянного совершенствования систем, технологий и средств информации, а с другой, – путем правового регулирования условий и гарантий этого процесса.

Особое значение принадлежит массовой информации, которая собирается и распространяется специальными публичными и частными учреждениями – информационными агентствами, а также газетами, журналами и другими периодическими печатными изданиями, радио и телевидением, которые в совокупности своей именуются средствами массовой информации (СМИ). Статус средств массовой информации получает отражение в конституциях. Важнейшим аспектом такой регламентации является право на информацию. Некоторые конституции провозглашают запрет предварительной цензуры (Болгария), иногда в целях предотвращения злоупотреблений и манипуляции общественным сознанием конституции устанавливают институты контроля за СМИ со стороны государства (Греция, Испания). В деталях статус СМИ регламентируется во многих государствах специальными законами о них. Такие законы регулируют взаимоотношения государства и СМИ, содержат меры по борьбе с монополизмом в o6ласти СМИ, определяют статус журналиста, устанавливают ответственность за злоупотребление свободой печати. Наиболее подробно регулируется деятельность СМИ в условиях проведения избирательных кампаний.

Одна из задач СМИ – собственно информирование общества обо всем, что представляет или может представлять интерес для него или его составных частей. Например, специализированные официальные органы печати, упоминаемые подчас в конституциях, публикуют без каких-либо комментариев тексты законов и других правовых актов. Однако это – скорее как исключение из правила. А правило заключается в том, что отбор информации и способ ее подачи используются для внесения в сознание читателей, зрителей и слушателей определенных идей, для побуждения к определенной деятельности или определенному поведению. Эта задача СМИ может быть охарактеризована как идеологическая или политическая.

СМИ взаимодействуют с различными элементами политической системы, прежде всего с государством и политическими партиями, и особенно в ходе избирательных и подобных политических кампаний. Государство и политические партии весьма часто выступают учредителями СМИ и доводят через них до всеобщего сведения свои политические платформы, программы, установки. На базе этой информации определяется политическое поведение избирателей, в частности, голосование за те или иные партийные списки, тех или иных кандидатов.

С государством и его органами СМИ связаны двояко: как объект управления со стороны государства и как инструмент политического воздействия на него. Государство регулирует статус СМИ, а, будучи учредителем конкретных СМИ, определяет их политический курс. С другой стороны, СМИ могут способствовать или препятствовать принятию определенного законодательного акта, совершению правительством и его органами определенных политических акций, и даже отставка того или иного государственного деятеля может быть подготовлена или предопределена деятельностью СМИ. Они тем самым выступают по отношению к государству как некий социальный контролер, и в этом смысле оправдано условное определение их как «четвертой ветви власти».

Идеологическая функция СМИ проявляется и в их способности создавать, распространять, мотивировать и в известной мере охранять социальные ценности государства и общества. Учитывая воздействие СМИ на сознание и поведение людей, имея в виду возможность и опасность злоупотребления таким воздействием, общество стремится оградить себя от такого злоупотребления посредством конституционных запретов. Конституции устанавливают ответственность за содержание публикаций, носящих непристойный характер, посягающих на общественную нравственность. Во многих странах СМИ не вправе воспроизводить клевету на страну и нацию, подстрекательство к агрессивной войне, национальной, расовой, классовой, религиозной вражде, дискриминации, территориальному сепаратизму, публичному насилию, непристойные проявления, противоречащие укладу общественной жизни, добрым нравам (Конституции Румынии, Италии, Греции).

Одно из направлений законодательного регулирования СМИ – это государственный контроль за их деятельностью. Здесь можно выделить три варианта: а) прямое, государственное управление, б) косвенное управление и в) контроль через специальные государственные органы. Экономическим средством воздействия на СМИ со стороны государства служит регулирование публикации рекламы частных предприятий. Во Франции государственные телерадиостанции могут зачислять в свой бюджет не более 25 % доходов от рекламы. В Великобритании реклама не может занимать более 6 минут за час эфирного времени. В США правом регулировать публикацию рекламных передач наделены такие государственные органы, как Министерство энергетики, Федеральная торговая комиссия. Федеральное управление внутренних доходов.

Государство воздействует на СМИ, предоставляя определенные льготы или лишая их. Государственный контроль над СМИ проявляется и в виде ограничений деятельности СМИ при чрезвычайных условиях. Согласно ст. 55 Конституции Испании, в условиях чрезвычайного или осадного положения действие права на информацию может быть приостановлено. В случае нарушения законодательства о СМИ и виновные несут ответственность. Особо выделяются злоупотребления свободой печати: карается подстрекательство к совершению преступных деяний (краж, убийств, грабежей, поджогов и пр.), даже если сами деяния не были совершены. За подстрекательство к дискриминации, ненависти или насилию по отношению к лицу или группе лиц по причине их принадлежности или непринадлежности к этнической группе, нации, расе или определенной религии во Франции предусмотрено тюремное заключение сроком от 1 месяца до 1 года и штраф.

Законодательство многих стран предусматривает ответственность за диффамацию, то есть распространение порочащих сведений. В отличие от также наказуемой клеветы, при которой такие сведения заведомо ложны, при диффамации они могут быть правдивы или лицо может считать их правдивыми.

В случае установления преступления против свободы печати соответствующее печатное издание может быть конфисковано.

Ключевой фигурой в СМИ является журналист. Деятельность его основана, как правило, на договорных отношениях с редакциями СМИ. Основы его статуса регулируются законодательно, а подчас выходят и на конституционный уровень. Злоупотребление правами и нарушение обязанностей со стороны журналиста влечет применение различных санкций, в том числе и запрещение заниматься журналистской деятельностью.