logo
Конст-право Часть 1

Правительство

Исполнительную власть в стране, как уже указывалось, осуществляет правительство или глава государства и правительство. Правительство – это коллегиальный орган наиболее универсальной компетенции, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране. Правительство решает оперативные вопросы страны, координирует направления властной деятельности, управляет разными сферами жизни: обороной, охраной общественного порядка, иностранными делами, экономикой, образованием, культурой и т.п. «Сильное» правительство, как правило, существует в парламентарных республиках и монархиях. Оно обычно состоит из премьер-министра, его заместителей, министров и иных членов. В данных странах премьер-министром парламент избирает лидера партии, победившей на выборах в парламент, или руководителя крупнейшей фракции. Обычно министров по представлению премьер-министра назначает и освобождает от должности глава государства.

Правительства различают по признаку партийности: бывают партийные и беспартийные правительства. Партийные правительства бывают однопартийные и многопартийные (коалиционные).

Однопартийные правительства характерны для стран с парламентарными формами правления, где какая-то партия преобладает в парламенте; а также для президентских республик, где министрами, членами кабинета, членами администрации становятся члены той партии, которую возглавляет президент.

Многопартийные (коалиционные) правительства создаются в тех странах, где ни одна из политических партий не имеет перевеса в парламенте. Коалиционное правительство создается на основе договора партийных фракций по следующему принципу: парламентская партийная фракция, имеющая наибольшее число в парламенте, назначает своего представителя на пост премьер-министра и еще на несколько ключевых должностей. Фракция, которая имеет меньше мест, занимает менее значимые министерские посты, а самые небольшие фракции занимает второстепенные должности.

Беспартийные правительства бывают трех видов. Первый вид характерен для стран с абсолютной монархией (Ближний Восток), где вообще отсутствуют политические партии. Второй вид – правительства, которые создаются во время кризисной ситуации – переходные, деловые правительства, создающиеся тогда, когда партийные фракции не могут договориться между собой. Третий вид – правительства при диктаторских режимах, когда существует запрет на все политические партии.

В зависимости от степени поддержки выделяют еще два вида правительства: правительство большинства и правительство меньшинства. Правительство большинства опирается на поддержку партийных фракций, образующих коалицию. Правительство меньшинства может образовываться либо фракцией, либо коалицией, которая не опирается на большинство. Чаще всего подобные правительства – результат политических конфликтов.

Встречается такое понятие, как «правительство национального единства». Это правительство, которое образовано в кризисной ситуации, в послевоенный и революционный период, чтобы объединить все ведущие политические партии и силы. В отличие от коалиционного правительства, в правительство национального единства могут входить партии, являющиеся политическими противниками: они объединяются на определенный период для блага страны.

В парламентарных республиках и монархиях правительство обладает значительными полномочиями. В частности, в Великобритании вошел в употребление термин министериализм, означающий фактически ведущую роль правительства в системе органов государственной власти (правительство может быть инициатором большинства актов, принятых парламентом, принимать само акты, имеющие силу закона, подавать королеве прошение о роспуске парламента и т. д.). Также в парламентарных республиках и монархиях все акты главы государства подвергаются контрассигнатуре.

Правительство в данных государствах ответственно перед парламентом. В случае вынесения правительству вотума недоверия конституции этих стран предусматривают два вида последствий: правительство автоматически уходит в отставку; правительство на выбор или уходит в отставку, или инициирует роспуск парламента.

В целях избежания затяжных правительственных кризисов в ряде стран (ФРГ, Польша, Венгрия) учрежден институт конструктивного вотума недоверия. При вынесении правительству такого вотума указывается фамилия человека, который станет следующим премьер-министром. Голосование за недоверие правительству является одновременно голосованием за нового премьера.

Наряду с указанной моделью, при которой правительство осуществляет исполнительную власть, существует и вторая модель, где правительство осуществляет исполнительную власть вместе с главой государства. Данная модель имеет две разновидности: 1) глава государства сам через правительство осуществляет исполнительную власть; 2) исполнительная власть поделена между главой государства и правительством.

Первая система – глава государства осуществляет исполнительную власть. Она существует в США, ряде стран Центральной и Южной Америки, Азии и Африки. Ее характеризуют следующие черты: президент лично возглавляет правительство; должность премьера либо отсутствует вообще, либо номинальна (административный премьер); часто президент сам, без участия парламента назначает министров и освобождает от должности; иногда, например в США, министры утверждаются парламентом (Сенатом), но это, скорее, исключение из правил; правительство очень устойчиво и практически неподконтрольно парламенту; парламент не имеет права вынести вотум недоверия правительству (то есть отправить его в отставку); правительство ответственно только перед президентом.

Во втором случае, когда исполнительная власть поделена между правительством и главой государства, парламент и глава государства (например, президент) совместно участвуют в формировании правительства либо президент самостоятельно назначает правительство, а парламент имеет право вынести ему вотум недоверия; правительство ответственно и перед главой государства, и перед парламентом. Такая система существует во Франции и во многих президентско-парламентарных республиках.