Принципы избирательного права
К числу основополагающих принципов в сфере избирательного права относятся: принцип всеобщности избирательного права; принцип равного избирательного права; принцип свободного участия в выборах; принцип тайного голосования. При соблюдении этих условий выборы считаются демократическими, поэтому практически все современные зарубежные конституции закрепляют эти принципы проведения выборов.
1) Принцип всеобщности избирательного права означает, что все избирательные права (прежде всего активное избирательное право – право избирать, и пассивное избирательное право – право быть избранным) признаются за всеми взрослыми психически здоровыми гражданами, не отбывающими наказания в местах лишения свободы. Этот принцип когда-то отсутствовал: существовали многочисленные цензы, ограничивающие участие в выборах многочисленных категорий граждан. Например, в большинстве стран Западной Европы женщины получили право избирать и быть избранными только после Первой мировой войны. Существовало множество иных цензов (имущественные, образовательные цензы и т.д.).
В некоторых случаях и сейчас определенные категории граждан не могут участвовать в выборах в качестве кандидатов (ограничивается пассивное избирательное право для военнослужащих, священнослужителей). Иногда не допускаются к выборам в качестве кандидатов должностные лица, занимающие государственные должности: судьи общих судов или члены конституционных судов. В некоторых странах государственные служащие вообще не могут выдвигать свои кандидатуры на избираемые должности: принцип государственной службы предполагает беспартийность. В ряде государств исключается возможность баллотироваться сразу в несколько органов, например депутат нижней палаты не может претендовать на членство в верхнюю палату. Такие запреты для некоторых категорий граждан называются несовместимостью.
2) Принцип равного избирательного права означает, что все граждане, имеющие право участвовать в выборах, имеют равные права и равные обязанности как избиратели и как кандидаты. Избиратель имеет один голос, и голос каждого равен голосу других, т.е. нет и не может быть каких-то преимуществ одного избирателя перед другим. Это равенство граждан в политической жизни.
Данный принцип включает также требование примерного равенства избирательных округов по численности населения. До середины XX в. существовало понятие «плюральный вотум», означавшего, что один избиратель мог иметь несколько голосов. Например, в Великобритании до 1948 г. существовало правило, согласно которому британский гражданин мог голосовать и по месту жительства, и по месту расположения его недвижимости (земельной собственности).
Равное избирательное право – принцип демократический. Однако некоторые страны допускают отклонения от этого принципа из самых благих побуждений. Например, в Бангладеш из 330 мест в парламенте 30 зарезервировано для женщин; в Бутане из 150 мест 10 отданы представителям духовенства – буддистским монастырям; в Индии несколько постоянных мест закреплено за представителями англо-индийской общины – лицами, происходящими от смешанных браков между англичанами и индийцами. Подобные зарезервированные места – это преференции, т.е. преимущества для определенных категорий граждан. В Индии верхняя палата имеет обязательные квоты: 1/12 ее состава избирается от лиц с университетским образованием и 1/12– от учителей. Это делается для того, чтобы увеличить процент образованных людей в законодательном органе.
3) Принцип свободного участия в выборах означает, что избиратель сам решает, участвовать ему в выборах или нет, если участвовать, то на каком этапе, в какой форме. Принцип свободных выборов существует не во всех странах, если учесть, что в некоторых из них закрепляется обязательность голосования. В англосаксонской правовой системе принцип свободного участия в выборах считается незыблемым. Там существует правило, что если хотя бы один избиратель участвует в выборах, то выборы считаются состоявшимися.
4) Принцип тайного голосования исключает всякое постороннее влияние на свободное волеизъявление. Тайное голосование известно практически во всех странах, но введено оно было (в странах Западной Европы) только в последней трети XIX в. Тайное голосование обеспечивается тем, что процедура голосования проводится в специальной закрытой кабине, и никто не может видеть, какой знак и против какой фамилии ставит избиратель, заполняя бюллетень.
В США очень распространены машины для голосования, значительно упрощающие этот процесс. Эти машины также устанавливаются в закрытых кабинах. При помощи такой машины голосование проводится очень быстро: человек, нажимая на рычажки, отдает свой голос за кандидата в президенты и одновременно с этим выбирает сенатора, мэра, советника в муниципальный совет и т.д.
В некоторых странах бюллетень выдается в специальном плотном конверте, и человек, зайдя в кабину, вынимает его из конверта, заполняет, прячет обратно и опускает в урну. Это создает особую тайну голосования.
В некоторых странах, борясь с избирательным мошенничеством, с нарушением законодательства о выборах, фактически нарушают тайну голосования. В штате Южная Каролина избиратель получает бюллетень только после того, как назовет фамилию намеченного им кандидата. В некоторых штатах еще во время регистрации избиратель отвечает на вопрос, за кого он будет голосовать.
Достаточно интересна процедура голосования в Великобритании: граждане получают бюллетени, сброшюрованные в специальную книгу. Бюллетени и корешок имеют один и тот же номер. Используя оставшиеся на корешке цифры, можно узнать, как проголосовал человек, получивший бюллетень с определенным номером.
В ряде стран допускается голосование по почте (Швейцария, Великобритания, Дания). Естественно, когда человек посылает бюллетень в конверте с обратным адресом, тайна отсутствует. Существует также голосование по доверенности (Бельгия, Голландия).
В любом случае с тайной голосования связано меньше всего жалоб на нарушения. Как правило, в демократических государствах люди не боятся признаться, за кого они голосовали. В этом нет ничего опасного или постыдного. Поэтому принцип тайного голосования представляется лишь давним правовым обычаем, ныне закрепленным в законе. Тайна голосования теоретически очень важна лишь при тоталитарном режиме. Но на деле при таком режиме не бывает свободных выборов, будь то тайное голосование или открытое, потому что если выборы и проводятся, то итоги их всегда оказываются такими, какие устраивают властей предержащих.
- Общая часть
- Содержание
- Предисловие
- Модуль 1 понятие конституционного права зарубежных стран
- 1.1. Лекционный материал
- Предмет конституционного права зарубежных стран
- Методы конституционного права зарубежных стран
- Система конституционного права зарубежных стран
- Субъекты конституционного права зарубежных стран
- Источники конституционного права зарубежных стран
- 1.2. Учебно-методические материалы
- 1.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 1.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Конституционные принципы
- 1.2.3. Вопросы для самоконтроля
- I. 1.2.3. Задания
- Модуль 2 основы теории конституции
- 2.1. Лекционный материал
- Понятие конституции
- Социально-политическая сущность конституции
- Функции конституции в обществе
- Объекты конституционного регулирования
- Форма конституций
- Структура конституций
- Порядок принятия, изменения и отмены конституций
- Конституционный контроль
- 2.2.4. Задания
- Модуль 3 конституционно-правовой статус человека и гражданина
- 3.1. Лекционный материал
- Конституционные принципы правового статуса человека и гражданина
- Международное право и правовой статус личности
- Правовые системы и права личности
- Конституционные права, свободы и обязанности
- Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
- Гарантии прав и свобод человека и гражданина
- Ограничения прав и свобод человека и гражданина в конституциях
- Конституционно-правовое регулирование гражданства
- 3.2. Учебно-методические материалы
- 3.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 3.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 3.2.4. Задания
- Понятие и структура общественного строя
- Регулирование конституциями экономических отношений
- Конституционно-правовое регулирование социальных отношений
- Конституционно-правовое регулирование духовно-культурных отношений
- Конституционно-правовое регулирование политических отношений
- 4.2. Учебно-методические материалы
- 4.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 4.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 4.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 4.2.4. Задания
- Государство
- Политические партии и партийные системы
- Правовое положение социально-экономических и социально-культурных объединений
- Религиозные общины и церковь
- Средства массовой информации
- 5.2. Учебно-методические материалы
- 5.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 5.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
- Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
- Коммуналистское самосознание – это сознание:
- Религиозно-общинное
- Какая функция средств массовой информации в политическом процессе среди перечисленных названа неверно?
- Распространение порочащих сведений (не клеветнических, заведомо ложных), которые могут быть правдивы или лицо может считать их правдивыми, называется:
- Клевета
- 5.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 5.2.4. Задания
- Форма государства
- Понятие формы правления
- Монархия
- Нетипичные системы
- Республика
- Нетрадиционные системы
- Мексика, Бразилия, Египет, Аргентина, Сирия, Перу, Ирак, Колумбия по форме правления являются:
- Что из перечисленного не относится к характеристике парламентарной республики?
- В дуалистической монархии монарх вправе распустить парламент:
- 6.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 6.2.4. Задания
- Понятие государственного (территориально-политического) устройства государства
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерации и содружества
- 7.2. Учебно-методические материалы
- 7.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 7.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 10. Асимметричное территориальное устройство:
- 11. Названия территориальных единиц (кантон, провинция, область и т.Д.) свидетельствуют о их правовом статусе:
- 7.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 7.2.4. Задания
- Модуль 8 государственный режим
- 8.1. Лекционный материал
- Понятие политического и государственного режима
- Демократический политический режим
- Авторитарный режим
- Тоталитарный режим
- Либеральный режим
- 8.2. Учебно-методические материалы
- 8.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 8.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Какой из признаков авторитарного политического режима назван неверно?
- Государство воздействует на общественный строй (в норме):
- Суть тоталитаризма состоит в:
- Либеральный политический режим:
- 8.2.3. Вопросы для самоконтроля
- Понятие избирательного права и избирательной системы
- Понятие и виды выборов
- Принципы избирательного права
- Избирательные цензы
- Организация и проведение выборов (избирательный процесс)
- Избирательные системы
- Референдумы и плебисциты
- 9.2. Учебно-методические материалы
- 9.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 9.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 9.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 9.2.4. Задания
- Модуль 10 законодательная власть и ее органы
- 10.1. Лекционный материал
- Понятие законодательной власти
- Эволюция парламента
- Структура парламента
- Порядок формирования парламента
- Организация парламента и его палат
- Полномочия парламента
- Законодательный процесс
- Правовой статус депутата
- 10.2. Учебно-методические материалы
- 10.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 10.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Какой из факторов, способствующих возрождению парламентаризма с конца 60-х гг. XX в., назван неверно?
- 10.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 10.2.4. Задания
- Глава государства
- Правительство
- Полномочия правительства
- 11.2. Учебно-методические материалы
- 11.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 11.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Институт главы правительства:
- 11.2.3. Вопросы для самоконтроля
- Каково понятие правительства?
- 11.2.3. Задания
- Модуль 12 судебная власть и ее органы
- 12.1. Лекционный материал
- Понятие и социальная функция суда и судебной власти
- Структура судебной власти
- Система общих судов
- Специальные суды
- Негосударственные суды
- 12.2. Учебно-методические материалы
- 12.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 12.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 5. Принцип несменяемости носителей судебной власти означает:
- 6. Виды судебных систем или судов, действующих в стране:
- 7. Полисистемность судебной власти означает:
- 8. Административная юстиция – это:
- 12.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 12.2.4. Задания
- Модуль 13 публичная власть территориального коллектива (органы местного управления)
- 13.1. Лекционный материал
- Понятия местного самоуправления и местного управления
- Особенности административно-территориального деления
- Структура и формы местного самоуправления
- Компетенция местных органов управления и самоуправления
- Отношения местных органов с центральной властью
- 13.2. Учебно-методические материалы
- 13.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 13.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 1. Как соотносятся термины «местное управление» и «самоуправление»?
- 2. Конституции регулируют вопросы организации власти в местных территориальных единицах, как правило:
- 13.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 13.2.4. Задания
- Источники и литература
- Модуль 1. Понятие конституционного права зарубежных стран
- Модуль 2. Основы теории конституции
- Модуль 3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
- Модуль 4. Конституционные основы общественного строя
- Модуль 5. Конституционные основы государственного строя
- Модуль 6. Формы государства. Формы правления
- Модуль 7. Формы государственного устройства
- Модуль 8. Государственный режим
- Модуль 9. Институты непосредственной демократии
- Модуль 10. Законодательная власть и ее органы
- Модуль 11. Исполнительная власть и ее органы
- Модуль 12. Судебная власть и ее органы
- Модуль 13. Публичная власть территориального коллектива