logo
Конст-право Часть 1

Принципы избирательного права

К числу основополагающих принципов в сфере избирательного права относятся: принцип всеобщности избирательного права; принцип равного избирательного права; принцип свободного участия в выборах; принцип тайного голосования. При соблюдении этих условий выборы считаются демократическими, поэтому практически все современные зарубежные конституции закрепляют эти принципы проведения выборов.

1) Принцип всеобщности избирательного права означает, что все избирательные права (прежде всего активное избирательное право – право избирать, и пассивное избирательное право – право быть избранным) признаются за всеми взрослыми психически здоровыми гражданами, не отбывающими наказания в местах лишения свободы. Этот принцип когда-то отсутствовал: существовали многочисленные цензы, ограничивающие участие в выборах многочисленных категорий граждан. Например, в большинстве стран Западной Европы женщины получили право избирать и быть избранными только после Первой мировой войны. Существовало множество иных цензов (имущественные, образовательные цензы и т.д.).

В некоторых случаях и сейчас определенные категории граждан не могут участвовать в выборах в качестве кандидатов (ограничивается пассивное избирательное право для военнослужащих, священнослужителей). Иногда не допускаются к выборам в качестве кандидатов должностные лица, занимающие государственные должности: судьи общих судов или члены конституционных судов. В некоторых странах государственные служащие вообще не могут выдвигать свои кандидатуры на избираемые должности: принцип государственной службы предполагает беспартийность. В ряде государств исключается возможность баллотироваться сразу в несколько органов, например депутат нижней палаты не может претендовать на членство в верхнюю палату. Такие запреты для некоторых категорий граждан называются несовместимостью.

2) Принцип равного избирательного права означает, что все граждане, имеющие право участвовать в выборах, имеют равные права и равные обязанности как избиратели и как кандидаты. Избиратель имеет один голос, и голос каждого равен голосу других, т.е. нет и не может быть каких-то преимуществ одного избирателя перед другим. Это равенство граждан в политической жизни.

Данный принцип включает также требование примерного равенства избирательных округов по численности населения. До середины XX в. существовало понятие «плюральный вотум», означавшего, что один избиратель мог иметь несколько голосов. Например, в Великобритании до 1948 г. существовало правило, согласно которому британский гражданин мог голосовать и по месту жительства, и по месту расположения его недвижимости (земельной собственности).

Равное избирательное право – принцип демократический. Однако некоторые страны допускают отклонения от этого принципа из самых благих побуждений. Например, в Бангладеш из 330 мест в парламенте 30 зарезервировано для женщин; в Бутане из 150 мест 10 отданы представителям духовенства – буддистским монастырям; в Индии несколько постоянных мест закреплено за представителями англо-индийской общины – лицами, происходящими от смешанных браков между англичанами и индийцами. Подобные зарезервированные места – это преференции, т.е. преимущества для определенных категорий граждан. В Индии верхняя палата имеет обязательные квоты: 1/12 ее состава избирается от лиц с университетским образованием и 1/12– от учителей. Это делается для того, чтобы увеличить процент образованных людей в законодательном органе.

3) Принцип свободного участия в выборах означает, что избиратель сам решает, участвовать ему в выборах или нет, если участвовать, то на каком этапе, в какой форме. Принцип свободных выборов существует не во всех странах, если учесть, что в некоторых из них закрепляется обязательность голосования. В англосаксонской правовой системе принцип свободного участия в выборах считается незыблемым. Там существует правило, что если хотя бы один избиратель участвует в выборах, то выборы считаются состоявшимися.

4) Принцип тайного голосования исключает всякое постороннее влияние на свободное волеизъявление. Тайное голосование известно практически во всех странах, но введено оно было (в странах Западной Европы) только в последней трети XIX в. Тайное голосование обеспечивается тем, что процедура голосования проводится в специальной закрытой кабине, и никто не может видеть, какой знак и против какой фамилии ставит избиратель, заполняя бюллетень.

В США очень распространены машины для голосования, значительно упрощающие этот процесс. Эти машины также устанавливаются в закрытых кабинах. При помощи такой машины голосование проводится очень быстро: человек, нажимая на рычажки, отдает свой голос за кандидата в президенты и одновременно с этим выбирает сенатора, мэра, советника в муниципальный совет и т.д.

В некоторых странах бюллетень выдается в специальном плотном конверте, и человек, зайдя в кабину, вынимает его из конверта, заполняет, прячет обратно и опускает в урну. Это создает особую тайну голосования.

В некоторых странах, борясь с избирательным мошенничеством, с нарушением законодательства о выборах, фактически нарушают тайну голосования. В штате Южная Каролина избиратель получает бюллетень только после того, как назовет фамилию намеченного им кандидата. В некоторых штатах еще во время регистрации избиратель отвечает на вопрос, за кого он будет голосовать.

Достаточно интересна процедура голосования в Великобритании: граждане получают бюллетени, сброшюрованные в специальную книгу. Бюллетени и корешок имеют один и тот же номер. Используя оставшиеся на корешке цифры, можно узнать, как проголосовал человек, получивший бюллетень с определенным номером.

В ряде стран допускается голосование по почте (Швейцария, Великобритания, Дания). Естественно, когда человек посылает бюллетень в конверте с обратным адресом, тайна отсутствует. Существует также голосование по доверенности (Бельгия, Голландия).

В любом случае с тайной голосования связано меньше всего жалоб на нарушения. Как правило, в демократических государствах люди не боятся признаться, за кого они голосовали. В этом нет ничего опасного или постыдного. Поэтому принцип тайного голосования представляется лишь давним правовым обычаем, ныне закрепленным в законе. Тайна голосования теоретически очень важна лишь при тоталитарном режиме. Но на деле при таком режиме не бывает свободных выборов, будь то тайное голосование или открытое, потому что если выборы и проводятся, то итоги их всегда оказываются такими, какие устраивают властей предержащих.