Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
Классификация прав и свобод достаточно условна. Как правило, выделяются следующие две основные группы: естественные и позитивные права.
Естественные права – это такие, которые принадлежат человеку от рождения и неотделимы от человеческой жизни. Например, это право на жизнь, на свободу, на достоинство, на личную неприкосновенность и др. В настоящее время существует два основных подхода к регулированию естественных прав:
1) Поскольку указанные права носят естественный характер, они не порождаются конституцией, они очевидны, неотделимы от человека и не нуждаются в конституционном регулировании. Конституция же должна закреплять другие права – политические, социальные, др. Данный подход принят в Голландии, некоторых скандинавских странах, отчасти в США, где конституции делают упор на политические и иные права, подразумевая, что естественные права не нуждаются в конституционной поддержке. 2) Естественные права – самые важные, и поэтому их необходимо закрепить в конституции в первую очередь. Данный подход принят обычно в странах, где основные права длительное время попирались, т.е. в странах, недавно освободившихся от авторитарных и тоталитарных режимов.
Позитивные права – те права, которые возникают в силу их закрепления в конституции и иных правовых актах, т.е. производны от государства. К ним относятся, например, политические, экономические, социальные права.
Существует и классификация по другим основаниям.
По субъектному составу права и свободы можно подразделить на права человека и права гражданина. Права человека признаются на территории данного государства за всеми людьми независимо от гражданства. В основном это личные, естественные права. Субъекты прав человека обозначаются в конституциях словами «все», «каждый», «всякий». Правами же гражданина обладают только граждане данной страны, т.е. лица, имеющие с данным государством устойчивую политико-правовую связь, которая подтверждается специальными документами и фактическим проживанием человека в стране. Только гражданин, как правило, имеет избирательное право, право создавать политические партии, право на доступ к государственной службе.
По способу осуществления права, свободы и обязанности классифицируются на коллективные и индивидуальные. Коллективные могут быть реализованы только группой людей (например, право на забастовку, т.к. индивидуальная забастовка – это прогул), а индивидуальные – как совместно несколькими людьми, так и в одиночку. Большинство прав и обязанностей имеет индивидуальный характер.
По сферам общественных отношений конституционные права, свободы и обязанности делятся на гражданские или личные, политические, а также экономические, социальные и культурные. Личные права и свободы (или гражданские) – это неотъемлемые права человека в сфере его частной жизни, т.е. его возможности как суверенной, обособленной от общества личности. Именно за ними признает большинство конституций важнейшее значение в системе прав и свобод. Личные права характеризуют статус человека как социально-биологического существа. Типичные личные права (они же и естественные): право на жизнь, право на свободу, право на достоинство, право на личную неприкосновенность, равенство всех перед законом, право на неприкосновенность частной жизни, равенство мужчины и женщины, право на неприкосновенность жилища, право на свободу передвижения, свобода мысли, совести, высказываний и др.
Политические права и свободы характеризуют человека как гражданина, как участника политической жизни, то есть эти права признаются за людьми как за членами политического сообщества. Это права, позволяющие человеку оказывать воздействие на публичную власть. Важнейшие из политических прав: право избирать (активное избирательное право); право быть избранным (пассивное избирательное право); право участвовать в управлении государством; право на равный доступ к государственной службе; право на объединение (в политические партии и организации); право на проведение митингов, демонстраций и т.п.; право на свободное выражение своего мнения через СМИ (означает полное отсутствие цензуры)
Наконец, экономические, социальные, трудовые и культурные права – это права, признаваемые за человеком как за членом гражданского общества. Экономические права признаются за человеком как участником экономической жизни. Это право собственности и ее наследования. Многие конституции предусматривают национализацию отдельных отраслей хозяйства (Франция, Мексика), а в условиях военного времени возможна даже реквизиция – временное изъятие собственности для обороны. К экономическим относится и право на осуществление предпринимательской деятельности.
Социальные права закрепляют определенные формы поддержки человека со стороны государства и общества. Самые распространенные из них: право на материальную помощь со стороны государства в старости, по болезни, в случае инвалидности, безработицы; право беременных на особую охрану труда; права матери; право молодежи, студентов на поддержку со стороны государства; право на охрану здоровья (зачастую зависит от системы здравоохранения в стране).
Трудовые права имеют цель дать человеку определенные гарантии как участнику трудовых отношений. Как правило, подобные права были закреплены в конституциях социалистических стран, хотя не только в них. К трудовым относятся: право на труд, причем в ряде конституций демократических стран допускается принудительный труд, который возможен на военной службе, по приговору суда или в условиях военного времени; право на 8-часовой рабочий день; право на отдых означает, что в конце недели предоставляется один или два выходных дня, которые оплачивает работодатель, а также предоставляется отпуск; право на забастовку (стачку), являющееся коллективным прекращением работы с выдвижением ряда требований, адресованных работодателю; право на защиту от необоснованного увольнения
В последнее время в связи с ростом научно-технического прогресса возникла новая, ранее неизвестная группа прав – экологические права. Например, это право на безопасную окружающую среду, на информацию о состоянии окружающей среды. Экологические права, как правило, закрепляются в сверхновых конституциях, принятых после 1990 г. Показателен пример Конституции Словакии 1992 г. Данная конституция не просто закрепила экологические права, но и указала, что экономика Словакии социально и экологически ориентирована.
Права в области культуры и образования включают в себя право на пользование достижениями культуры, а также право на образование.
Правовой статус личности характеризуется не только правами, но и наличием обязанностей. Из общей теории права известно, что юридическая обязанность – это мера должного поведения. Впрочем, конституционных обязанностей в демократических странах немного, и они закрепляются далеко не во всех конституциях. Классическими являются обязанности соблюдать законы данного государства, платить законно установленные налоги (обязанности человека) и защищать Отечество (воинская обязанность гражданина). В последние десятилетия этот перечень пополнили обязанности беречь природу, охранять памятники истории и культуры.
В некоторых конституциях закреплено, что гражданин обязан иметь основное общее образование (число необходимых классов школы может быть неодинаковым в разных странах), в ряде стран в соответствии с законами (там, где предусмотрено обязательное голосование, например, в Италии и Испании) он должен участвовать в выборах.
В государствах тоталитарного социализма конституции устанавливают и другие обязанности: трудиться, соблюдать общественный порядок, охранять честь родины, беречь государственную тайну, укреплять сплоченность национальностей и т.д. Многие из таких конституционных обязанностей имеют, по сути, моральный характер.
- Общая часть
- Содержание
- Предисловие
- Модуль 1 понятие конституционного права зарубежных стран
- 1.1. Лекционный материал
- Предмет конституционного права зарубежных стран
- Методы конституционного права зарубежных стран
- Система конституционного права зарубежных стран
- Субъекты конституционного права зарубежных стран
- Источники конституционного права зарубежных стран
- 1.2. Учебно-методические материалы
- 1.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 1.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Конституционные принципы
- 1.2.3. Вопросы для самоконтроля
- I. 1.2.3. Задания
- Модуль 2 основы теории конституции
- 2.1. Лекционный материал
- Понятие конституции
- Социально-политическая сущность конституции
- Функции конституции в обществе
- Объекты конституционного регулирования
- Форма конституций
- Структура конституций
- Порядок принятия, изменения и отмены конституций
- Конституционный контроль
- 2.2.4. Задания
- Модуль 3 конституционно-правовой статус человека и гражданина
- 3.1. Лекционный материал
- Конституционные принципы правового статуса человека и гражданина
- Международное право и правовой статус личности
- Правовые системы и права личности
- Конституционные права, свободы и обязанности
- Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
- Гарантии прав и свобод человека и гражданина
- Ограничения прав и свобод человека и гражданина в конституциях
- Конституционно-правовое регулирование гражданства
- 3.2. Учебно-методические материалы
- 3.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 3.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 3.2.4. Задания
- Понятие и структура общественного строя
- Регулирование конституциями экономических отношений
- Конституционно-правовое регулирование социальных отношений
- Конституционно-правовое регулирование духовно-культурных отношений
- Конституционно-правовое регулирование политических отношений
- 4.2. Учебно-методические материалы
- 4.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 4.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 4.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 4.2.4. Задания
- Государство
- Политические партии и партийные системы
- Правовое положение социально-экономических и социально-культурных объединений
- Религиозные общины и церковь
- Средства массовой информации
- 5.2. Учебно-методические материалы
- 5.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 5.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
- Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
- Коммуналистское самосознание – это сознание:
- Религиозно-общинное
- Какая функция средств массовой информации в политическом процессе среди перечисленных названа неверно?
- Распространение порочащих сведений (не клеветнических, заведомо ложных), которые могут быть правдивы или лицо может считать их правдивыми, называется:
- Клевета
- 5.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 5.2.4. Задания
- Форма государства
- Понятие формы правления
- Монархия
- Нетипичные системы
- Республика
- Нетрадиционные системы
- Мексика, Бразилия, Египет, Аргентина, Сирия, Перу, Ирак, Колумбия по форме правления являются:
- Что из перечисленного не относится к характеристике парламентарной республики?
- В дуалистической монархии монарх вправе распустить парламент:
- 6.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 6.2.4. Задания
- Понятие государственного (территориально-политического) устройства государства
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерации и содружества
- 7.2. Учебно-методические материалы
- 7.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 7.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 10. Асимметричное территориальное устройство:
- 11. Названия территориальных единиц (кантон, провинция, область и т.Д.) свидетельствуют о их правовом статусе:
- 7.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 7.2.4. Задания
- Модуль 8 государственный режим
- 8.1. Лекционный материал
- Понятие политического и государственного режима
- Демократический политический режим
- Авторитарный режим
- Тоталитарный режим
- Либеральный режим
- 8.2. Учебно-методические материалы
- 8.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 8.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Какой из признаков авторитарного политического режима назван неверно?
- Государство воздействует на общественный строй (в норме):
- Суть тоталитаризма состоит в:
- Либеральный политический режим:
- 8.2.3. Вопросы для самоконтроля
- Понятие избирательного права и избирательной системы
- Понятие и виды выборов
- Принципы избирательного права
- Избирательные цензы
- Организация и проведение выборов (избирательный процесс)
- Избирательные системы
- Референдумы и плебисциты
- 9.2. Учебно-методические материалы
- 9.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 9.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 9.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 9.2.4. Задания
- Модуль 10 законодательная власть и ее органы
- 10.1. Лекционный материал
- Понятие законодательной власти
- Эволюция парламента
- Структура парламента
- Порядок формирования парламента
- Организация парламента и его палат
- Полномочия парламента
- Законодательный процесс
- Правовой статус депутата
- 10.2. Учебно-методические материалы
- 10.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 10.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Какой из факторов, способствующих возрождению парламентаризма с конца 60-х гг. XX в., назван неверно?
- 10.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 10.2.4. Задания
- Глава государства
- Правительство
- Полномочия правительства
- 11.2. Учебно-методические материалы
- 11.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 11.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Институт главы правительства:
- 11.2.3. Вопросы для самоконтроля
- Каково понятие правительства?
- 11.2.3. Задания
- Модуль 12 судебная власть и ее органы
- 12.1. Лекционный материал
- Понятие и социальная функция суда и судебной власти
- Структура судебной власти
- Система общих судов
- Специальные суды
- Негосударственные суды
- 12.2. Учебно-методические материалы
- 12.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 12.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 5. Принцип несменяемости носителей судебной власти означает:
- 6. Виды судебных систем или судов, действующих в стране:
- 7. Полисистемность судебной власти означает:
- 8. Административная юстиция – это:
- 12.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 12.2.4. Задания
- Модуль 13 публичная власть территориального коллектива (органы местного управления)
- 13.1. Лекционный материал
- Понятия местного самоуправления и местного управления
- Особенности административно-территориального деления
- Структура и формы местного самоуправления
- Компетенция местных органов управления и самоуправления
- Отношения местных органов с центральной властью
- 13.2. Учебно-методические материалы
- 13.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 13.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 1. Как соотносятся термины «местное управление» и «самоуправление»?
- 2. Конституции регулируют вопросы организации власти в местных территориальных единицах, как правило:
- 13.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 13.2.4. Задания
- Источники и литература
- Модуль 1. Понятие конституционного права зарубежных стран
- Модуль 2. Основы теории конституции
- Модуль 3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
- Модуль 4. Конституционные основы общественного строя
- Модуль 5. Конституционные основы государственного строя
- Модуль 6. Формы государства. Формы правления
- Модуль 7. Формы государственного устройства
- Модуль 8. Государственный режим
- Модуль 9. Институты непосредственной демократии
- Модуль 10. Законодательная власть и ее органы
- Модуль 11. Исполнительная власть и ее органы
- Модуль 12. Судебная власть и ее органы
- Модуль 13. Публичная власть территориального коллектива