logo
Конст-право Часть 1

Глава государства

Практически во всех странах мира существует институт главы государства. Это должностное лицо или орган, занимающие высшее место в системе органов государства, высший его представитель внутри и вне страны, символ единства нации, государства. В монархиях это монарх, получающий власть по наследству и осуществляющий свои функции пожизненно. В республиках это президент, избираемый из числа граждан на определенный срок (иногда глава республики может называться по-другому).

В каждой стране мира положение главы государства своеобразно. В зависимости от места в системе разделения властей глава государства может быть: 1) главой исполнительной власти; 2) не возглавляя ни одну из ветвей власти, иметь особый, обособленный статус – быть арбитром, посредником между ветвями власти; 3) одновременно быть главой законодательной, исполнительной, судебной, а часто и духовной (религиозной) власти (последнее встречается очень редко в современном мире, главным образом в абсолютных монархиях Персидского залива); 4) символом власти и государства, не имеющим реальных полномочий.

Глава государства – это государственный орган (наряду с парламентом, правительством и др.) и должностное лицо одновременно. В зависимости от формы правления существуют две основные разновидности главы государства – монарх и президент.

а)Монарх

Монарх может быть наследственным или выборным. Большинство монархов являются наследственными. Имеются пять основных систем наследования престола:

1) салическая трон передается строго по мужской линии (существует в Японии, странах Азии, в Бельгии);

2) традиционная кастильская трон передается и по мужской, и по женской линии, но женщина наследует только в том случае, если у монарха нет сыновей (то есть младший брат имеет преимущество перед старшей сестрой), – такая система принята в Великобритании, Испании, Дании (с 1953 г.);

3) современная кастильская (шведская) трон наследует первый ребенок монарха – сын или дочь «на равных» (недавно установлена в Швеции, Норвегии и Нидерландах);

4) габсбургская (или австрийская) женщина наследует только при полном отсутствии наследников-мужчин в роду (племянник, двоюродные и троюродные братья и племянники имеют преимущество перед дочерью монарха); такая система была установлена Павлом I в России и существовала до 1917 г.;

5) система, при которой монарх сам определяет своего наследника (была введена Петром I).

Дополнительно существует также мусульманская система, когда трон наследует, по существу, не определенное лицо, а «благородная» правящая семья (часть династии), которая сама уже решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля (не обязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.). Можно назвать также племенную систему, когда король рассматривается как главный вождь племени, а его наследника определяет племенной совет из числа многочисленных сыновей покойного. В Свазиленде это делает племенной совет ликоко во главе с королевой-матерью, в чем сказываются пережитки матриархата. Последний раз он избирал короля в 1982 г. из числа более 150 сыновей покойного.

Монарх в федеративных монархиях могут избираться: в Малайзии верховного монарха избирают султаны 9 султанатов, входящих в состав Малайзии. В Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) 7 эмиров, возглавляющих «эмираты – субъекты федерации», на 5 лет избирают даже не монарха, а президента ОАЭ (но фактически это эмир федерации).

Если монарх несовершеннолетний, то обычно в монархиях вводится регентство. При несовершеннолетнем монархе есть официальное лицо, называемое регентом, и это лицо от имени монарха правит государством до тех пор, пока монарх не достигнет своего совершеннолетия.

Статус монарха имеет свои особенности. В большинстве стран монарх обладает особыми правами:

1) правом на трон (правом быть монархом);

2) правом на титул (его может носить только один человек в стране – монарх; титул обычно включает в себя имя монарха, его номер и торжественную приставку к имени (например, Его Величество Король Испании Хуан Карлос I; или Эмир Хусейн);

3) правом на символы царской власти – корону, скипетр, державу, печать, мантию и т. д.;

4) правом на двор: государство оплачивает некоторое число слуг, придворных, охрану, выделяет деньги на одежду, покупку и хранение драгоценностей и т.п., что необходимо для того, чтобы подчеркнуть величие монарха;

5) правом на «цивильный лист» (право на содержание из бюджета, т.е. на деньги, которые ежегодно выдаются монарху на различные расходы);

6) правом на неответственность (царственная особа не несет политической, гражданской, уголовной и административной ответственности за свои действия), т.е. глава государства в качестве монарха – лицо, стоящее вне юрисдикции;

7) правом на церемониал – особое оформление визитов, встреч, запреты окружающим садиться в присутствии монархи и т.п. (особые процедуры, регламент поведения, ритуал имеется в Японии; самый простой и скромный – в скандинавских странах). Данные исключительные права, сопутствующие должности монарха, существуют помимо его полномочий.

В абсолютных и дуалистических монархиях (в основном Азии) монарх имеет реальные полномочия по управлению страной. Обычно такие монархи сами формируют органы исполнительной власти, напрямую руководят ими, а часто – возглавляют и законодательную, и судебную ветви власти и являются главами религии, принятой в стране.

Конституционные монархи Европы и Японии имеют, как правило, формальные полномочия. Например, они осуществляют от своего имени назначения на высшие государственные должности (премьер-министров, министров и др.), но делают это фактически по воле избранного народом парламента. Все указы конституционных монархов подвергаются контрассигнации (совместной подписи) премьер-министром либо другими должностными лицами.

Среди европейских монархов самыми «сильными» являются монархи Великобритании и Испании; «средней силы, но ближе к сильным» – Голландии и Бельгии; самыми «слабыми» – монархи скандинавских стран. Например, король Швеции – исключительно символ нации, практически не имеющий никаких полномочий. Он даже формально не назначает высших должностных лиц государства, послов – это делают парламент и правительство.

Любой монарх является символом нации, поэтому очень важны его безупречная репутация, образ безукоризненного семьянина, самого достойного гражданина своей страны.

В некоторых странах монарх возглавляет официальную церковь.

Портреты монархов вывешиваются в присутственных местах, чеканятся на монетах, печатаются на банкнотах, почтовых марках. Знаки внимания к монарху призваны олицетворять авторитет государственной власти, уважение к государству и его институтам. Существование монархии подчеркивает стабильность и незыблемость всех государственных устоев.

б) Президент

Главное и наиболее заметное отличие президента республики от монарха заключается в том, что должность президента выборная. Главой государства в республике формально и юридически может быть избран практически любой гражданин, который соответствует установленным цензам, и в отличие от монарха президент избирается на определенный срок: это временная должность.

Президент обычно избирается четырьмя способами: 1) парламентом; 2) всенародным голосованием; 3) коллегией выборщиков; 4) особым форумом (широкой избирательной коллегией).

1. Парламентом президент избирается в Чехии, Венгрии, Латвии, Греции, Турции, Израиле и других странах. Этот способ имеет как свои достоинства, так и недостатки. Его достоинства в том, что: 1) президент, избранный парламентом, как правило, ответствен перед парламентом и поставлен в жесткие конституционные рамки; 2) президента избирают профессионалы (депутаты, сделавшие политику своей профессией), они лучше знают специфику работы президента (о которой некоторые избиратели могут даже не догадываться), лучше понимают требования момента, лично знают человека, которого они избирают, – его деловые и личностные качества, пригодность для исполнения ответственной роли президента; 3) президентом избирается профессионал, которого, как правило, знают, а не непрофессионал-демагог, умеющий, главным образом, обманывать народ; 4) между парламентом и избранным им президентом, иными государственными органами существует нормальная обратная связь; президент более доступен, меньше шансов, что президент «оторвется» от всех, возвысится, станет высокомерным и недоступным; 5) избранный парламентом президент легитимен (парламент избран народом, причем представлены разные партии, разные мнения, а президент получает легитимность от парламента); 6) выборы парламентом не приводят к таким колоссальным материальным затратам, как всенародные.

Данный способ имеет и свои недостатки (оборотная сторона достоинств): 1) несмотря на свой профессионализм, депутаты – особый слой людей, имеющих особую организацию психики, специфическую судьбу, привычки; в любом случае (либо сразу, либо постепенно) они морально и материально отрываются от основной массы народа и превращаются в особый «цех», корпорацию и живут своей жизнью и интересами, а народ – своей. Поэтому мнение народа и мнение депутатов, их представления о главе государства могут не совпадать; и того, кого бы выбрал президентом парламент, никогда бы не избрал народ, а того, кого бы избрал народ, никогда бы не захотел видеть президентом парламент; 2) сильно меняется качество президента – народу нравятся сильные, харизматические личности, и на всенародных выборах чаще побеждает сильнейший. Парламенту, наоборот, сильные харизматические личности не нравятся, депутаты больше склонны избирать «темных лошадок», людей с ситуативным поведением, которыми легко манипулировать. Поэтому существует риск, что парламент выберет президентом слабейшего; 3) депутаты могут при выборе президента руководствоваться не общенародными, а корпоративными, партийными, корыстными и иными интересами; 4) может быть избран человек, совсем неизвестный народу (в июне 1999 г. парламент Латвии, избирая президента, последовательно отверг кандидатуры А. Горбунова, Р. Паулса, известных и популярных в народе, и избрал президентом никому неизвестную В. Фриберге, о существовании которой не знали даже некоторые члены парламента); 5) обычно президент избирается не сразу, а в ходе многочисленных попыток (туров), порой превышающих и 20, пока не будет найдена компромиссная, устраивающая всех фигура; 6)имея маленькие полномочия и часто не имеющий большой силы характера, избранный парламентом президент не может решать исторические задачи, стоящие перед страной.

2. Во многом противоположна система всенародных выборов президента, когда в выборах президента может принять участие каждый гражданин, обладающий правом голоса.

Самой распространенной (применяется в большинстве стран) при всенародных выборах президента является двухтуровая система абсолютного большинства.

Всенародное избрание президента имеет свои плюсы и минусы. Его плюсы в том, что: 1) избранный таким путем президент имеет «всенародный мандат» (хотя «всенародность» в этом случае весьма условна) – в силу этого он чувствует себя уверенно на своем посту, независим в отношениях с парламентом, другими государственными органами; 2) всенародно избранный президент имеет больше шансов отстаивать общенародные интересы, а не партийные; 3) президент, избранный народом, обычно ближе и понятнее народу, чем президент, избранный парламентом; 4) в кризисные моменты развития страны нужна единая сильная воля в проведении государственной политики, в том числе и непопулярных мер, которую может обеспечить всенародно избранный президент; 5) обычно на всенародных выборах побеждают яркие харизматические личности, которые лучше олицетворяют страну и эпоху.

В то же время всенародные выборы имеют очень существенные недостатки:1) всенародность избрания – в действительности миф, поскольку в демократическом обществе ее невозможно обеспечить (президент может быть избран третью или даже четвертью избирательного корпуса); 2) избранный народом президент может слишком возвыситься над всеми органами, а страна – скатиться к авторитарному правлению одной личности; 3) «всенародно избранный» президент может позволить себе очень многое – систематически нарушать законы, тайно преследовать классовые интересы, участвовать в махинациях, нарушать нормы морали и при этом быть неподконтрольным обществу; 4) всенародные выборы – дорогостоящее мероприятие; 5) народ обычно воспринимает лишь внешний облик кандидата в президенты, мифы, создаваемые средствами массовой информации, и не способен реально оценить кандидата, поскольку не знает истинной специфики данной работы; 6) народ может стать жертвой манипуляций и избрать президентом демагога-обманщика, а потом долго страдать из-за этого. Несмотря на недостатки, всенародные выборы президента приняты в большинстве государств.

3. Способ избрания коллегией выборщиков сходен с избранием президента парламентом. Отличие заключается лишь в том, что выборщики избираются народом только с целью избрания президента. После того как коллегия выбрала президента, она распускается.

Данный способ – очень редкий, он применяется в США. Однако поскольку выборщики в США не имеют своего мнения, жестко связаны мнением избирателей и голосуют «списком», то коллегия выборщиков – это дань традиции и фактически в США имеют место закамуфлированные всенародные выборы.

4. Выборы специальным форумом заключаются в том, что президента избирают не выборщики, избранные народом, а особый форум (собрание) представителей государственных органов. Как правило, в нем участвуют депутаты парламента и представители провинций. Такой порядок, например, существует в ФРГ, Индии, Италии: в ФРГ созывается специальный орган, именуемый Федеральным Собранием, куда входят депутаты бундестага и такое же количество делегатов, избранных ландтагами земель; по тому же принципу – депутаты + равное им количество представителей провинций – создается коллегия по выборам президента Индии; в Италии президента избирают все члены парламента (1945 человек) и не­равное им число (всего 58) представителей областей.

Помимо этих способов некоторые президенты приходят к власти путем узурпации или иными неконституционными способами.

При любой системе выборов к кандидату на пост президента всегда предъявляются определенные требования. Обычно это: 1) гражданство (в обязательном порядке) страны, президентом которой он избирается;10 2) постоянное проживание в стране в течение определенного срока (5–15 лет); 3) возраст, как правило, 35 лет, однако существуют и более высокие ограничения – 40, 45 лет; самый высокий возрастной ценз для кандидата в президенты – в Италии – 50 лет; 4) обладание избирательным правом.

В некоторых странах имеются и дополнительные требования: принадлежность к коренной национальности (Туркменистан, Абхазия); знание государственного языка (Украина); наличие высшего образования (Азербайджан); иные требования.

Президенты избираются на определенный срок. Он колеблется от 3 до 7 лет (практически не встречаются сроки короче 3 и длиннее 7 лет). Чаще всего принят 4–5-летний срок. Важным завоеванием демократии явилось ограничение права быть президентом больше чем 2 срока. Это сделано для того, чтобы предотвратить возникновение пожизненной личной власти президента.

В большинстве стран мира функции президента (главы государства) исполняются одним человеком. Однако в некоторых странах имеется институт не единоличного, а коллективного главы государства. В качестве примера можно привести Швейцарию, Иран, Боснию и Герцеговину: в Швейцарии функции главы государства исполняет не один человек, а коллегиальный орган – Федеральный Совет, состоящий из 7 человек и избираемый парламентом на 4 года; в Иране функции главы государства поделены между двумя руководителями – духовным лидером, которого пожизненно избирает Совет экспертов (коллегия из примерно 100 высших религиозных исламских авторитетов), и светским президентом, которого избирает народ Ирана на 4 года; в Боснии и Герцеговине после 3 лет кровопролитной гражданской войны (1992 – 1995 гг.) между 3 основными национальными общинами – боснийцами (мусульманами), хорватами и сербами было решено упразднить должность единоличного президента и учредить Президиум Боснии и Герцеговины («коллективного президента»), состоящий из 3 человек: каждая община (сербы, хорваты, мусульмане) из своего состава избирает на б лет члена Президиума – 1 хорвата, 1 серба и 1 мусульманина, и они руководят втроем, причем каждые 2 года один из них по очереди становится председателем Президиума. Однако коллективное президентство – крайне редкое исключение из правил. В большинстве стран эти функции исполняются единолично.

Несмотря на различия, выделяются типичные функции, в той или иной мере присущие всем президентам (либо иным главам государств):

1. Представительские функции, к которым относятся обращения к народу с приветствиями и посланиями; выступления с официальными обращениями в парламенте; аккредитация дипломатических представителей в иностранных государствах (подписание и выдача верительных грамот); прием иностранных представителей; посещение различных международных форумов; совершение официальных визитов, встреч, олицетворяющих международные контакты. Глава государства обладает правом проводить переговоры, подписывать международные договоры и соглашения, т.е. глава государства может выступать как главный дипломат (представитель) страны. Президент имеет полномочия в сфере международных отношений и внешней политики, что также можно отнести к представительским функциям.

2. Вторую группу функций в широком смысле обозначают как полномочия главы государства в сфере государственного управления. Глава государства принимает участие в назначении правительства и его отставке, т.е. в формировании исполнительной власти. Это право может быть реальным и номинальным. В парламентарных республиках президент назначает премьер-министра, в президентских республиках президент назначает всех министров – членов кабинета, и сам же этот кабинет возглавляет. К полномочиям в сфере государственного управления относится право президента назначать и иных должностных лиц, например, судей.

3. Третья важнейшая группа полномочий – полномочия главы государства, связанные с деятельностью парламента, и полномочия в законодательной сфере. В ряде стран президент имеет право созывать парламент на очередную или внеочередную сессию, открывать или закрывать сессию, иногда – право распускать парламент и назначить новые парламентские выборы. Президент может иметь непосредственные права в сфере законодательства: право законодательной инициативы, право утверждения законов и их подписи (промульгации законов), право вето.

4. Право издания различных нормативных и ненормативных актов, которые могут называться декретами, прокламациями, исполнительными приказами и пр. Это – не осуществление законодательных полномочий, т.к. эти акты всегда носят подзаконный характер, это – акты исполнительной власти.

5. Важная часть функций главы государства связана с военной сферой. Формально президент провозглашается верховным главнокомандующим. Т.е. в условиях военного времени и кризисной ситуации за подписью президента будут издаваться специальные военные законы, акты, директивы, определяющие военную стратегию страны. Президент также принимает парады, поздравляет ветеранов, инспектирует войска и т.п. Повседневные же полномочия в данной сфере осуществляются профессиональными военными.

6. Близкими являются полномочия главы государства в сфере вопросов войны и мира. Это объявление войны и заключение мира.

7. Важные полномочия принадлежат президенту в сфере правосудия. К ним относится назначение на высшие судебные должности (хотя это может быть отнесено и к сфере государственного управления). Это председательствование в различных советах и консультативных органах, которые решают вопросы из сферы осуществления правосудия. Президент имеет право помилования, иногда – право отсрочки исполнения приговора, право смягчения, замены наказания и даже изменения приговора.

8. Еще одну группу полномочий составляют полномочия в сфере личного статуса. Как правило, это касается отдельных граждан: награждение орденами и медалями, присвоение различных званий, предоставление гражданства и т.п.

9. Полномочия в сфере государственной безопасности включают в себя координацию вопросов, связанных с разведкой, контрразведкой, борьбой с подрывной деятельностью и т.д.

10. Президенту могут быть предоставлены и чрезвычайные полномочия. К ним относится право введения чрезвычайного положения в стране.

11. Обычно не называются и не выделяются, но реально существуют полномочия президента в сфере определения экономического курса страны. Выбор экономической стратегии, экономических приоритетов часто становится стержнем предвыборной борьбы.

12. Существуют дискреционные полномочия, т.е. применяемые по собственной инициативе. Их сфера незначительна, это обычно «спящие» полномочия.

Отстранить президента от должности можно в результате процедуры импичмента. Импичмент проводится за допущенные нарушения конституции, закона, правонарушения, т.е. действия, не совместимые с высокой должностью главы государства.