Система общих судов
Общие суды, или суды общей компетенции, – самый распространенный тип судов. Это суды, которые рассматривают уголовные и гражданские дела. Судьями в этих судах являются профессиональные юристы. Но для многих стран характерно вовлечение в судебную работу непрофессиональных судей – обычных граждан (общественников), которые образуют специальные коллегии – суды присяжных. Такие суды оценивают события и принимают решения виновности или невиновности, а профессиональный судья назначает меру наказания. Суды присяжных рассматривают уголовные и гражданские дела. В последнем случае они решают, имело место событие, о котором идет спор, или нет. Если ответчик оспаривает утверждения истца, то дело присяжных – установить, кто из них прав.
Общие суды делятся на две большие группы: суды, построенные и действующие по англосаксонской модели, и суды, работающие по континентальной модели правосудия.
Для судов англосаксонской модели характерен ряд специфических признаков. К их числу следует отнести, во-первых, применение общего права, т.е. использование судебных прецедентов и признание суда в качестве источника права. Во-вторых, для англосаксонской модели характерна выработка судом процессуальных норм. Иначе говоря, судами создается не только материальное право, но и процессуальные нормы рассмотрения дел. В-третьих, для этой системы характерны апелляционная форма пересмотра дел (обжалование) и состязательность процесса, во время которого государство не выступает в качестве обвинителя и любое дело рассматривается как борьба сторон. Судья в этом процессе – нейтральный субъект. Он выслушивает стороны и принимает решение, не вмешиваясь в прения, в борьбу сторон. При рассмотрении, например, уголовного дела по обвинению преступника, которое поддерживает прокурор, судья, хотя он и является государственным служащим, не помогает прокурору, не пытается добыть дополнительные доказательства в пользу государства. Он оценивает доказательства, представленные только в судебном процессе. Если прокурор не может доказать обвинение, то судья не возвращает дело на доследование, а объявляет обвиняемого оправданным. Для англосаксонской системы характерны регулярное привлечение присяжных заседателей (правда, достаточно ограниченное, если брать в процентном отношении) и практика не назначения, а избрания судей, особенно низших уровней.
Континентальная модель, образцом которой является германская судебная система, предполагает высокоразвитую законодательную базу, которая определяет систему и структуру судов и подробно фиксирует процессуальные формы работы. Законы по этой модели описывают и закрепляют практически все сферы деятельности судов. Континентальная модель не признает судебного прецедента. Она использует, кроме апелляционной, кассационную, а также надзорную, или ревизионную, форму обжалования судебных решений. Для этой системы характерны активная роль судьи в процессе и, в отличие от англосаксонской системы, преимущественное назначение судей. В литературе последних лет справедливо отмечается тенденция сближения обеих систем. Для англосаксонской системы становится более характерным активное законодательное регулирование процессуальных форм работы судов, расширение базы материального права, а в странах с континентальной системой стали применять решения судей для восполнения пробелов законодательства. Стала признаваться роль прецедентов, т.е. расширение правотворческих полномочий судов стало характерно и для континентальной судебной системы. Если сравнить эти характеристики, то становится очевидным, что для советской и постсоветской систем свойственна именно континентально-германская модель правосудия.
Кроме суда присяжных, граждане (непрофессиональные юристы) привлекаются к отправлению правосудия и в других формах. Это привлечение обычных людей в качестве выборных непрофессиональных судей. Они могут называться народными заседателями, судебными заседателями, ассизами, шеффенами, народными судьями и т.д. Привлечение таких людей в судебный процесс обеспечивает непредвзятый, хотя и непрофессиональный, взгляд. Эти люди приглашаются для оценки происшедшего с точки зрения простого человека, чтобы при необходимости повлиять на судью в выборе меры наказания, помочь ему допросить потерпевшего, обвиняемого, свидетелей, чтобы внести в процесс больше реальной жизни. Профессиональный судья, который занимается своим делом изо дня в день, может со временем утрачивать живую человеческую реакцию и приобретать некоторую профессиональную деформацию. Поэтому привлечение обычных граждан делает судебное заседание более объективным (Венгрия, Болгария, Италия, Германия, Чехия). Понятие «шеффен» – обозначение непрофессионального судьи в Германии, а «ассиз» – термин французский. Такие непрофессиональные судьи, или заседатели, пользуются в судебном процессе равными правами с судьей-профессионалом и принимают решения, в необходимых случаях голосуя за тот или иной вариант наказания или (что важно) по поводу оправдания или осуждения подсудимого. Иногда таких непрофессиональных судей именуют присяжными, но это неверно.
- Общая часть
- Содержание
- Предисловие
- Модуль 1 понятие конституционного права зарубежных стран
- 1.1. Лекционный материал
- Предмет конституционного права зарубежных стран
- Методы конституционного права зарубежных стран
- Система конституционного права зарубежных стран
- Субъекты конституционного права зарубежных стран
- Источники конституционного права зарубежных стран
- 1.2. Учебно-методические материалы
- 1.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 1.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Конституционные принципы
- 1.2.3. Вопросы для самоконтроля
- I. 1.2.3. Задания
- Модуль 2 основы теории конституции
- 2.1. Лекционный материал
- Понятие конституции
- Социально-политическая сущность конституции
- Функции конституции в обществе
- Объекты конституционного регулирования
- Форма конституций
- Структура конституций
- Порядок принятия, изменения и отмены конституций
- Конституционный контроль
- 2.2.4. Задания
- Модуль 3 конституционно-правовой статус человека и гражданина
- 3.1. Лекционный материал
- Конституционные принципы правового статуса человека и гражданина
- Международное право и правовой статус личности
- Правовые системы и права личности
- Конституционные права, свободы и обязанности
- Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
- Гарантии прав и свобод человека и гражданина
- Ограничения прав и свобод человека и гражданина в конституциях
- Конституционно-правовое регулирование гражданства
- 3.2. Учебно-методические материалы
- 3.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 3.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 3.2.4. Задания
- Понятие и структура общественного строя
- Регулирование конституциями экономических отношений
- Конституционно-правовое регулирование социальных отношений
- Конституционно-правовое регулирование духовно-культурных отношений
- Конституционно-правовое регулирование политических отношений
- 4.2. Учебно-методические материалы
- 4.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 4.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 4.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 4.2.4. Задания
- Государство
- Политические партии и партийные системы
- Правовое положение социально-экономических и социально-культурных объединений
- Религиозные общины и церковь
- Средства массовой информации
- 5.2. Учебно-методические материалы
- 5.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 5.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
- Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
- Коммуналистское самосознание – это сознание:
- Религиозно-общинное
- Какая функция средств массовой информации в политическом процессе среди перечисленных названа неверно?
- Распространение порочащих сведений (не клеветнических, заведомо ложных), которые могут быть правдивы или лицо может считать их правдивыми, называется:
- Клевета
- 5.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 5.2.4. Задания
- Форма государства
- Понятие формы правления
- Монархия
- Нетипичные системы
- Республика
- Нетрадиционные системы
- Мексика, Бразилия, Египет, Аргентина, Сирия, Перу, Ирак, Колумбия по форме правления являются:
- Что из перечисленного не относится к характеристике парламентарной республики?
- В дуалистической монархии монарх вправе распустить парламент:
- 6.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 6.2.4. Задания
- Понятие государственного (территориально-политического) устройства государства
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерации и содружества
- 7.2. Учебно-методические материалы
- 7.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 7.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 10. Асимметричное территориальное устройство:
- 11. Названия территориальных единиц (кантон, провинция, область и т.Д.) свидетельствуют о их правовом статусе:
- 7.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 7.2.4. Задания
- Модуль 8 государственный режим
- 8.1. Лекционный материал
- Понятие политического и государственного режима
- Демократический политический режим
- Авторитарный режим
- Тоталитарный режим
- Либеральный режим
- 8.2. Учебно-методические материалы
- 8.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 8.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Какой из признаков авторитарного политического режима назван неверно?
- Государство воздействует на общественный строй (в норме):
- Суть тоталитаризма состоит в:
- Либеральный политический режим:
- 8.2.3. Вопросы для самоконтроля
- Понятие избирательного права и избирательной системы
- Понятие и виды выборов
- Принципы избирательного права
- Избирательные цензы
- Организация и проведение выборов (избирательный процесс)
- Избирательные системы
- Референдумы и плебисциты
- 9.2. Учебно-методические материалы
- 9.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 9.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 9.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 9.2.4. Задания
- Модуль 10 законодательная власть и ее органы
- 10.1. Лекционный материал
- Понятие законодательной власти
- Эволюция парламента
- Структура парламента
- Порядок формирования парламента
- Организация парламента и его палат
- Полномочия парламента
- Законодательный процесс
- Правовой статус депутата
- 10.2. Учебно-методические материалы
- 10.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 10.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Какой из факторов, способствующих возрождению парламентаризма с конца 60-х гг. XX в., назван неверно?
- 10.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 10.2.4. Задания
- Глава государства
- Правительство
- Полномочия правительства
- 11.2. Учебно-методические материалы
- 11.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 11.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Институт главы правительства:
- 11.2.3. Вопросы для самоконтроля
- Каково понятие правительства?
- 11.2.3. Задания
- Модуль 12 судебная власть и ее органы
- 12.1. Лекционный материал
- Понятие и социальная функция суда и судебной власти
- Структура судебной власти
- Система общих судов
- Специальные суды
- Негосударственные суды
- 12.2. Учебно-методические материалы
- 12.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 12.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 5. Принцип несменяемости носителей судебной власти означает:
- 6. Виды судебных систем или судов, действующих в стране:
- 7. Полисистемность судебной власти означает:
- 8. Административная юстиция – это:
- 12.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 12.2.4. Задания
- Модуль 13 публичная власть территориального коллектива (органы местного управления)
- 13.1. Лекционный материал
- Понятия местного самоуправления и местного управления
- Особенности административно-территориального деления
- Структура и формы местного самоуправления
- Компетенция местных органов управления и самоуправления
- Отношения местных органов с центральной властью
- 13.2. Учебно-методические материалы
- 13.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 13.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 1. Как соотносятся термины «местное управление» и «самоуправление»?
- 2. Конституции регулируют вопросы организации власти в местных территориальных единицах, как правило:
- 13.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 13.2.4. Задания
- Источники и литература
- Модуль 1. Понятие конституционного права зарубежных стран
- Модуль 2. Основы теории конституции
- Модуль 3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
- Модуль 4. Конституционные основы общественного строя
- Модуль 5. Конституционные основы государственного строя
- Модуль 6. Формы государства. Формы правления
- Модуль 7. Формы государственного устройства
- Модуль 8. Государственный режим
- Модуль 9. Институты непосредственной демократии
- Модуль 10. Законодательная власть и ее органы
- Модуль 11. Исполнительная власть и ее органы
- Модуль 12. Судебная власть и ее органы
- Модуль 13. Публичная власть территориального коллектива