Конст-право Часть 1
Монархия
В переводе с греческого «монархия» означает единовластие. Однако монархия – не просто власть одного, а в современном понимании форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом функции других властей (законодательной и исполнительной), передается, как правило, по наследству и принадлежит одному человеку – монарху. Эта власть нередко обожествляется (монарх – помазанник Божий), однако главное – не обожествление, а полномочия монарха. В зависимости от того, каковы они, мы различаем отмеченные на схеме разновидности монархической формы правления.
СИСТЕМЫ МОНАРХИЧЕСКОГО ПРАВЛЕНИЯ
АБСОЛЮТНАЯ
(имперская, единодержавная) - это такая монархия, монарх которой не ограничен в своей высшей власти конституцией, представительным органом, единодержавно осуществляет законодательство, руководит правительством, контролирует правосудие и местное самоуправление.
ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ
- это такая форма правления, при которой существует одновременно два политических учреждения - монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть
ПАРЛАМЕНТАРНАЯ
- это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, сосредотачивается на функциях главы государства, а законодательная власть осуществляется выборным представительным органом - парламентом
признаки
признаки
- монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти
- монарх назначает правительство, которое несет ответственность перед ним
- парламенту конституция предоставляет законодательные полномочия
- монарх имеет право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента
признаки
- отсутствие конституционных актов, ограничивающих полномочия монарха
- отсутствие каких-либо представительных учреждений
-сосредоточение всей государственной власти в руках монарха (издает законы, осуществляет руководство внутренней им внешней политикой, санкционирует расходы бюджета). Делает все самостоятельно.
- монарх формально назначает главу правительства и министров, но правительство несет ответственность не пе-ред ним, а перед парламентом
- все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены правительством
- монарх играет в конституционной монархии, главным образом, представительную роль
Непал
Кувейт
Марокко
Иордания
Таиланд
Великобритания
Испания
Дания
Швеция
Оман
Саудовская Аравия
Содержание
-
Общая часть
-
Содержание
-
Предисловие
-
Модуль 1 понятие конституционного права зарубежных стран
-
1.1. Лекционный материал
-
Предмет конституционного права зарубежных стран
-
Методы конституционного права зарубежных стран
-
Система конституционного права зарубежных стран
-
Субъекты конституционного права зарубежных стран
-
Источники конституционного права зарубежных стран
-
1.2. Учебно-методические материалы
-
1.2.1. Вопросы для семинарского занятия
-
1.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
-
Конституционные принципы
-
1.2.3. Вопросы для самоконтроля
-
I. 1.2.3. Задания
-
Модуль 2 основы теории конституции
-
2.1. Лекционный материал
-
Понятие конституции
-
Социально-политическая сущность конституции
-
Функции конституции в обществе
-
Объекты конституционного регулирования
-
Форма конституций
-
Структура конституций
-
Порядок принятия, изменения и отмены конституций
-
Конституционный контроль
-
2.2.4. Задания
-
Модуль 3 конституционно-правовой статус человека и гражданина
-
3.1. Лекционный материал
-
Конституционные принципы правового статуса человека и гражданина
-
Международное право и правовой статус личности
-
Правовые системы и права личности
-
Конституционные права, свободы и обязанности
-
Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
-
Гарантии прав и свобод человека и гражданина
-
Ограничения прав и свобод человека и гражданина в конституциях
-
Конституционно-правовое регулирование гражданства
-
3.2. Учебно-методические материалы
-
3.2.1. Вопросы для семинарского занятия
-
3.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
-
3.2.4. Задания
-
Понятие и структура общественного строя
-
Регулирование конституциями экономических отношений
-
Конституционно-правовое регулирование социальных отношений
-
Конституционно-правовое регулирование духовно-культурных отношений
-
Конституционно-правовое регулирование политических отношений
-
4.2. Учебно-методические материалы
-
4.2.1. Вопросы для семинарского занятия
-
4.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
-
4.2.3. Вопросы для самоконтроля
-
4.2.4. Задания
-
Государство
-
Политические партии и партийные системы
-
Правовое положение социально-экономических и социально-культурных объединений
-
Религиозные общины и церковь
-
Средства массовой информации
-
5.2. Учебно-методические материалы
-
5.2.1. Вопросы для семинарского занятия
-
5.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
-
Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
-
Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
-
Коммуналистское самосознание – это сознание:
-
Религиозно-общинное
-
Какая функция средств массовой информации в политическом процессе среди перечисленных названа неверно?
-
Распространение порочащих сведений (не клеветнических, заведомо ложных), которые могут быть правдивы или лицо может считать их правдивыми, называется:
-
Клевета
-
5.2.3. Вопросы для самоконтроля
-
5.2.4. Задания
-
Форма государства
-
Понятие формы правления
-
Монархия
-
Нетипичные системы
-
Республика
-
Нетрадиционные системы
-
Мексика, Бразилия, Египет, Аргентина, Сирия, Перу, Ирак, Колумбия по форме правления являются:
-
Что из перечисленного не относится к характеристике парламентарной республики?
-
В дуалистической монархии монарх вправе распустить парламент:
-
6.2.3. Вопросы для самоконтроля
-
6.2.4. Задания
-
Понятие государственного (территориально-политического) устройства государства
-
Унитарное государство
-
Федерация
-
Конфедерации и содружества
-
7.2. Учебно-методические материалы
-
7.2.1. Вопросы для семинарского занятия
-
7.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
-
10. Асимметричное территориальное устройство:
-
11. Названия территориальных единиц (кантон, провинция, область и т.Д.) свидетельствуют о их правовом статусе:
-
7.2.3. Вопросы для самоконтроля
-
7.2.4. Задания
-
Модуль 8 государственный режим
-
8.1. Лекционный материал
-
Понятие политического и государственного режима
-
Демократический политический режим
-
Авторитарный режим
-
Тоталитарный режим
-
Либеральный режим
-
8.2. Учебно-методические материалы
-
8.2.1. Вопросы для семинарского занятия
-
8.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
-
Какой из признаков авторитарного политического режима назван неверно?
-
Государство воздействует на общественный строй (в норме):
-
Суть тоталитаризма состоит в:
-
Либеральный политический режим:
-
8.2.3. Вопросы для самоконтроля
-
Понятие избирательного права и избирательной системы
-
Понятие и виды выборов
-
Принципы избирательного права
-
Избирательные цензы
-
Организация и проведение выборов (избирательный процесс)
-
Избирательные системы
-
Референдумы и плебисциты
-
9.2. Учебно-методические материалы
-
9.2.1. Вопросы для семинарского занятия
-
9.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
-
9.2.3. Вопросы для самоконтроля
-
9.2.4. Задания
-
Модуль 10 законодательная власть и ее органы
-
10.1. Лекционный материал
-
Понятие законодательной власти
-
Эволюция парламента
-
Структура парламента
-
Порядок формирования парламента
-
Организация парламента и его палат
-
Полномочия парламента
-
Законодательный процесс
-
Правовой статус депутата
-
10.2. Учебно-методические материалы
-
10.2.1. Вопросы для семинарского занятия
-
10.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
-
Какой из факторов, способствующих возрождению парламентаризма с конца 60-х гг. XX в., назван неверно?
-
10.2.3. Вопросы для самоконтроля
-
10.2.4. Задания
-
Глава государства
-
Правительство
-
Полномочия правительства
-
11.2. Учебно-методические материалы
-
11.2.1. Вопросы для семинарского занятия
-
11.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
-
Институт главы правительства:
-
11.2.3. Вопросы для самоконтроля
-
Каково понятие правительства?
-
11.2.3. Задания
-
Модуль 12 судебная власть и ее органы
-
12.1. Лекционный материал
-
Понятие и социальная функция суда и судебной власти
-
Структура судебной власти
-
Система общих судов
-
Специальные суды
-
Негосударственные суды
-
12.2. Учебно-методические материалы
-
12.2.1. Вопросы для семинарского занятия
-
12.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
-
5. Принцип несменяемости носителей судебной власти означает:
-
6. Виды судебных систем или судов, действующих в стране:
-
7. Полисистемность судебной власти означает:
-
8. Административная юстиция – это:
-
12.2.3. Вопросы для самоконтроля
-
12.2.4. Задания
-
Модуль 13 публичная власть территориального коллектива (органы местного управления)
-
13.1. Лекционный материал
-
Понятия местного самоуправления и местного управления
-
Особенности административно-территориального деления
-
Структура и формы местного самоуправления
-
Компетенция местных органов управления и самоуправления
-
Отношения местных органов с центральной властью
-
13.2. Учебно-методические материалы
-
13.2.1. Вопросы для семинарского занятия
-
13.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
-
1. Как соотносятся термины «местное управление» и «самоуправление»?
-
2. Конституции регулируют вопросы организации власти в местных территориальных единицах, как правило:
-
13.2.3. Вопросы для самоконтроля
-
13.2.4. Задания
-
Источники и литература
-
Модуль 1. Понятие конституционного права зарубежных стран
-
Модуль 2. Основы теории конституции
-
Модуль 3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
-
Модуль 4. Конституционные основы общественного строя
-
Модуль 5. Конституционные основы государственного строя
-
Модуль 6. Формы государства. Формы правления
-
Модуль 7. Формы государственного устройства
-
Модуль 8. Государственный режим
-
Модуль 9. Институты непосредственной демократии
-
Модуль 10. Законодательная власть и ее органы
-
Модуль 11. Исполнительная власть и ее органы
-
Модуль 12. Судебная власть и ее органы
-
Модуль 13. Публичная власть территориального коллектива