logo
Конст-право Часть 1

Структура и формы местного самоуправления

Местное самоуправление включает в себя, как правило, два элемента: выборный представительный орган (выборное муниципальное собрание, которое может называться по разному – советом, ассамблеей) и исполнительный орган.

Представительные выборные органы местного самоуправления могут иметь самые разные названия, например, совет графства (США и Великобритания), муниципальный совет, коммунальный совет, генеральный совет. Довольно часто применяется термин муниципалитет. Этот термин может означать и территорию, и орган.

Представительные органы местного самоуправления обычно избираются гражданами прямым голосованием, чаще всего по мажоритарной системе: индивидуально за конкретных лиц – депутатов местных органов. Избираются отдельные члены будущего муниципалитета по избирательным округам (обычно одномандатным, но иногда многомандатным). Срок полномочий таких избираемых органов различный: от года до шести лет. При продолжительном сроке деятельности представительные органы местного самоуправления могут частично обновляться (проводится ротация).

Представительные органы местного самоуправления, как правило, однопалатные, хотя в некоторых случаях бывают и две палаты, как в парламенте. Например, муниципальное собрание Нью-Йорка состоит из двух палат. Форма работы этих выборных органов такая же, как у парламента – сессии. Проводятся они один-два раза в месяц, иногда один раз в неделю. Чем выше уровень представительных органов местного самоуправления, тем реже они собираются. На сессии принимаются решения в пределах той компетенции, которая отведена им законом.

Главным вопросом местных представительных органов является принятие местного бюджета и распределение денег в рамках этого бюджета. Принимаются акты по поводу решения различных местных проблем. Исполнение этих актов возлагается на исполнительный орган.

Исполнительный орган может быть единоличным и коллегиальным. В первом случае это, скажем, мэр (Франция) или бургомистр (ФРГ). Во втором – например, магистрат в некоторых землях ФРГ или джунта в Италии. Исполнительный орган необходим, поскольку это постоянно действующая структура, тогда как выборное собрание заседает лишь периодически для решения каких-то важных, принципиальных вопросов.

Функции мэра или бургомистра бывают очень разными. В одних странах это единоличный исполнительно-распорядительный представитель власти, в других – председатель коллегии, которую представляют избранные депутаты местного органа власти. В некоторых странах он выполняет лишь представительские функции, тогда как совет нанимает профессионального менеджера, который реально управляет и руководит местными делами. Мэр или бургомистр в этом случае лишь приветствует делегации, присутствует на различных собраниях и т.д.

Такая система встречается в США и называется «совет-управляющий». Управляющий – это профессиональный чиновник, нанимаемый советом по контракту. Он ведет оперативные дела, координирует финансы, деятельность различных муниципальных служб. Если он справляется со своими обязанностями, то контракт продлевается, если нет – совет ищет более подходящую кандидатуру. Кроме США, такой вариант применяется еще в земле Северный Рейн-Вестфалия в ФРГ.

Муниципальные органы могут создавать постоянные или временные комиссии, которые формируются по отраслевому признаку: комиссии по делам просвещения, культуры, по охране окружающей среды и т.д. В некоторых случаях такие комиссии выполняют какие-то отдельные поручения местного избираемого органа. В ряде стран они обладают не только совещательными и консультативными, но и распорядительными полномочиями.

Органы местного самоуправления принимают нормативные акты в пределах своей компетенции. В некоторых странах акты, принятые местными органами, можно оспорить в судебном порядке. Иногда это обычный суд, а иногда – специальная административная юстиция (в тех странах, где есть система административных судов).