Структура парламента
Современный парламент, как правило, имеет однопалатную или двухпалатную структуру. Однако встречаются парламенты и с большим количеством палат. Например, парламент ЮАР имел трехпалатную структуру (по расовому принципу), а парламент Югославии – шестипалатную (по профессиональному принципу). В некоторых странах Африки и Океании наряду с двумя или одной палатами парламента существуют особые палаты вождей, но они обладают только совещательными полномочиями по определенным вопросам (обычаи, культура и др.). Но это исключение из правил. Такие парламенты показали свою нежизнеспособность, уступив место «классическим» однопалатным и двухпалатным.
Однопалатные (монокамеральные) парламенты обычно существуют в небольших по территории и населению унитарных государствах, например в Швеции, Латвии, Литве, Эстонии, Венгрии, Болгарии, Греции, Словакии, Португалии и других странах.
Однопалатные парламенты имеют свои достоинства: они просты и компактны; обычно избираются всем населением страны напрямую; как правило, имеют большие полномочия; часто избирают президента и формируют правительство, ответственных перед парламентом; все депутаты имеют равный статус; быстрее принимаются решения; проще законодательный процесс.
Тем не менее у однопалатных парламентов есть свои недостатки: недостаточно представлены территориальные единицы государства; отсутствует противовес в виде второй палаты; существует опасность радикализации парламента, усиления партийного засилья; парламент может противопоставить себя другим государственным органам и взять на себя все функции. Однопалатный парламент в некоторых странах превышал свои полномочия и превращался в орудие деспотии.
Двухпалатные (бикамеральные) парламенты существуют, как правило, в крупных федеративных государствах. Палаты парламента имеют разные названия (нередко – палата депутатов и сенат), но их принято называть нижней и верхней. Последнее название имеет исторический характер: в настоящее время в большинстве стран верхняя палата обладает меньшими полномочиями, чем нижняя. В двухпалатных парламентах палата, именуемая «нижней», избирается всем народом напрямую и представляет интересы народа в целом; а вторая – «верхняя» – представляет интересы регионов, субъектов федерации и формируется ими.
Достоинства двухпалатной структуры в том, что более «объемно» представлено общество - и народ в целом, и регионы с их особенностями; обычно к кандидатам в члены верхней палаты предъявляются более высокие требования, чем к кандидатам в депутаты нижней палаты, и поэтому в верхнюю палату избираются люди более грамотные, квалифицированные, уважаемые, опытные и старшие по возрасту; верхняя палата служит противовесом нижней – фильтрует ее решения, сбивает страсти, уменьшает партийное влияние в пользу общегосударственных интересов, не дает нижней палате радикализироваться; обычно верхняя палата имеет больший срок полномочий и обновляется по частям, что препятствует резкой смене политического курса; как правило, верхняя палата не распускается и функционирует всегда, и поэтому в случае роспуска нижней палаты верхняя палата (то есть половина парламента) продолжает работать; в случае обновления нижней палаты в результате выборов верхняя палата обеспечивает преемственность прежней политики.
Недостатки двухпалатной структуры состоят в том, что появляется дополнительный слой депутатов (больше затрат из бюджета на их содержание, больше привилегий); усложняется законодательный процесс; верхняя палата может стать слишком консервативной и тормозить деятельность нижней. Возможно в результате этого притормаживание прогрессивных начинаний.
Среди крупных федеративных государств двухпалатную структуру парламента имеют США, Россия, Индия, Бразилия, Аргентина, Мексика. В настоящее время наметилась тенденция повсеместного распространения двухпалатных парламентов, в том числе в унитарных государствах (больших и малых).
Помимо указанных крупных федераций двухпалатная структура парламента характерна для Великобритании, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Голландии, Японии, Швейцарии, Польши, Чехии, Беларуси, Казахстана, Румынии и многих других стран.
Фактически большинство высокоразвитых государств имеет именно двухпалатный парламент, имеющий преимущества перед однопалатным. Главные из них в том, что деятельность парламента становится более организованной и профессиональной, а жизнь общества и государства – более стабильной.
Двухпалатные парламенты имеют две модели взаимоотношений, основанные на равном и неравном правовом статусе палат. Верхняя палата может быть либо слабой, когда она в состоянии отсрочить принятие решения парламентом (нижней палатой), но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето – отказ согласиться с решением нижней палаты – может быть преодолено последней (Великобритания, Польша и др.), либо сильной, когда без ее согласия закон не может быть принят (Италия, США). В последнем случае палаты равноправны при принятии закона. Долгое время принцип равенства палат считался признаком демократии, однако практика показала, что в этом случае возможно дублирование функций. Безусловно оправданной считается вторая палата в странах с федеративной формой государственного устройства, так как не просто служит представительством политических партий, а является органом, обеспечивающим участие в парламентской деятельности субъектов федерации или административных единиц, этнических (национальных меньшинств), а также людей, обладающим ценным профессиональным багажом.
- Общая часть
- Содержание
- Предисловие
- Модуль 1 понятие конституционного права зарубежных стран
- 1.1. Лекционный материал
- Предмет конституционного права зарубежных стран
- Методы конституционного права зарубежных стран
- Система конституционного права зарубежных стран
- Субъекты конституционного права зарубежных стран
- Источники конституционного права зарубежных стран
- 1.2. Учебно-методические материалы
- 1.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 1.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Конституционные принципы
- 1.2.3. Вопросы для самоконтроля
- I. 1.2.3. Задания
- Модуль 2 основы теории конституции
- 2.1. Лекционный материал
- Понятие конституции
- Социально-политическая сущность конституции
- Функции конституции в обществе
- Объекты конституционного регулирования
- Форма конституций
- Структура конституций
- Порядок принятия, изменения и отмены конституций
- Конституционный контроль
- 2.2.4. Задания
- Модуль 3 конституционно-правовой статус человека и гражданина
- 3.1. Лекционный материал
- Конституционные принципы правового статуса человека и гражданина
- Международное право и правовой статус личности
- Правовые системы и права личности
- Конституционные права, свободы и обязанности
- Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
- Гарантии прав и свобод человека и гражданина
- Ограничения прав и свобод человека и гражданина в конституциях
- Конституционно-правовое регулирование гражданства
- 3.2. Учебно-методические материалы
- 3.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 3.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 3.2.4. Задания
- Понятие и структура общественного строя
- Регулирование конституциями экономических отношений
- Конституционно-правовое регулирование социальных отношений
- Конституционно-правовое регулирование духовно-культурных отношений
- Конституционно-правовое регулирование политических отношений
- 4.2. Учебно-методические материалы
- 4.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 4.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 4.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 4.2.4. Задания
- Государство
- Политические партии и партийные системы
- Правовое положение социально-экономических и социально-культурных объединений
- Религиозные общины и церковь
- Средства массовой информации
- 5.2. Учебно-методические материалы
- 5.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 5.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
- Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
- Коммуналистское самосознание – это сознание:
- Религиозно-общинное
- Какая функция средств массовой информации в политическом процессе среди перечисленных названа неверно?
- Распространение порочащих сведений (не клеветнических, заведомо ложных), которые могут быть правдивы или лицо может считать их правдивыми, называется:
- Клевета
- 5.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 5.2.4. Задания
- Форма государства
- Понятие формы правления
- Монархия
- Нетипичные системы
- Республика
- Нетрадиционные системы
- Мексика, Бразилия, Египет, Аргентина, Сирия, Перу, Ирак, Колумбия по форме правления являются:
- Что из перечисленного не относится к характеристике парламентарной республики?
- В дуалистической монархии монарх вправе распустить парламент:
- 6.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 6.2.4. Задания
- Понятие государственного (территориально-политического) устройства государства
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерации и содружества
- 7.2. Учебно-методические материалы
- 7.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 7.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 10. Асимметричное территориальное устройство:
- 11. Названия территориальных единиц (кантон, провинция, область и т.Д.) свидетельствуют о их правовом статусе:
- 7.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 7.2.4. Задания
- Модуль 8 государственный режим
- 8.1. Лекционный материал
- Понятие политического и государственного режима
- Демократический политический режим
- Авторитарный режим
- Тоталитарный режим
- Либеральный режим
- 8.2. Учебно-методические материалы
- 8.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 8.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Какой из признаков авторитарного политического режима назван неверно?
- Государство воздействует на общественный строй (в норме):
- Суть тоталитаризма состоит в:
- Либеральный политический режим:
- 8.2.3. Вопросы для самоконтроля
- Понятие избирательного права и избирательной системы
- Понятие и виды выборов
- Принципы избирательного права
- Избирательные цензы
- Организация и проведение выборов (избирательный процесс)
- Избирательные системы
- Референдумы и плебисциты
- 9.2. Учебно-методические материалы
- 9.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 9.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 9.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 9.2.4. Задания
- Модуль 10 законодательная власть и ее органы
- 10.1. Лекционный материал
- Понятие законодательной власти
- Эволюция парламента
- Структура парламента
- Порядок формирования парламента
- Организация парламента и его палат
- Полномочия парламента
- Законодательный процесс
- Правовой статус депутата
- 10.2. Учебно-методические материалы
- 10.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 10.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Какой из факторов, способствующих возрождению парламентаризма с конца 60-х гг. XX в., назван неверно?
- 10.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 10.2.4. Задания
- Глава государства
- Правительство
- Полномочия правительства
- 11.2. Учебно-методические материалы
- 11.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 11.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Институт главы правительства:
- 11.2.3. Вопросы для самоконтроля
- Каково понятие правительства?
- 11.2.3. Задания
- Модуль 12 судебная власть и ее органы
- 12.1. Лекционный материал
- Понятие и социальная функция суда и судебной власти
- Структура судебной власти
- Система общих судов
- Специальные суды
- Негосударственные суды
- 12.2. Учебно-методические материалы
- 12.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 12.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 5. Принцип несменяемости носителей судебной власти означает:
- 6. Виды судебных систем или судов, действующих в стране:
- 7. Полисистемность судебной власти означает:
- 8. Административная юстиция – это:
- 12.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 12.2.4. Задания
- Модуль 13 публичная власть территориального коллектива (органы местного управления)
- 13.1. Лекционный материал
- Понятия местного самоуправления и местного управления
- Особенности административно-территориального деления
- Структура и формы местного самоуправления
- Компетенция местных органов управления и самоуправления
- Отношения местных органов с центральной властью
- 13.2. Учебно-методические материалы
- 13.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 13.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 1. Как соотносятся термины «местное управление» и «самоуправление»?
- 2. Конституции регулируют вопросы организации власти в местных территориальных единицах, как правило:
- 13.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 13.2.4. Задания
- Источники и литература
- Модуль 1. Понятие конституционного права зарубежных стран
- Модуль 2. Основы теории конституции
- Модуль 3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
- Модуль 4. Конституционные основы общественного строя
- Модуль 5. Конституционные основы государственного строя
- Модуль 6. Формы государства. Формы правления
- Модуль 7. Формы государственного устройства
- Модуль 8. Государственный режим
- Модуль 9. Институты непосредственной демократии
- Модуль 10. Законодательная власть и ее органы
- Модуль 11. Исполнительная власть и ее органы
- Модуль 12. Судебная власть и ее органы
- Модуль 13. Публичная власть территориального коллектива