Избирательные цензы
Избирательные цензы – это установленные законом условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избирательным правом. Избирательные цензы есть как для активного, так и для пассивного избирательного права. Избирательные цензы можно разделить на две группы: естественные и произвольные, в какой-то мере ограничивающие свободу граждан.
К естественным избирательным цензам следует отнести возрастной ценз – требование, согласно которому избиратель должен достичь определенного возраста, после которого он приобретает право голоса. Невозможно представить, чтобы подросток, а тем более ребенок мог ответственно выбирать депутатов в представительные органы власти. До середины 60-х годов минувшего столетия в большинстве стран активным избирательным правом наделялись граждане в возрасте 21 года. Это был возраст полного совершеннолетия, возраст правосубъектности по гражданскому праву, когда человек мог вступить во владение наследством, самостоятельно совершать сделки и т.п. Однако в конце 50-х – начале 60-х годов этот возрастной ценз стал восприниматься как нечто противоестественное, не соответствующее жизненным реалиям. Когда Америка участвовала во Вьетнамской войне, в США существовала всеобщая воинская обязанность. Сложилась странная ситуация: молодежь, призываемая в армию и гибнущая там, не имела права участвовать в политической жизни страны. Это был абсурд. Снижение возрастного ценза до 18 лет началось в 60-е годы. В некоторых странах до сих пор существует возрастной ценз выше 18 лет (в Японии, Швейцарии он равняется 20 годам).
Существует возрастной ценз и для пассивного избирательного права. Он, как правило, выше, чем для активного избирательного права, ибо человек, избираемый в парламент или муниципалитет, на должность судьи или мэра, должен обладать жизненным опытом. В разных странах этот возраст может составлять 25, 30, 32, 40 лет).
В некоторых странах при регистрации избирателей проверяется образовательный ценз. Например, в ряде штатов США существовало правило, согласно которому избиратель при регистрации должен был прочесть несколько строк из Конституции США и объяснить, как он их понимает, т.е. нужно было продемонстрировать определенный уровень политического образования и образования вообще. Образовательный ценз более активно применяется при пассивном избирательном праве. В некоторых случаях от кандидата требуется удостоверение, что у него есть хотя бы среднее образование, а для избрания на определенные должности (президента) – диплом о высшем образовании. К образовательному цензу близок ценз грамотности: избиратель должен уметь читать и писать на языке той страны, где он проживает. Это что-то вроде упрощенного варианта образовательного ценза.
В ряде стран, где очень высок процент неграмотных, их допускают голосовать без всяких условий. В Индии, где неграмотных очень много, голосование упрощается тем, что каждая партия или кандидат имеет свой графический символ (ладонь, колос, силуэт коровы, голубя и т.п.), который изображается в бюллетенях рядом с соответствующим текстом. Неграмотный избиратель, слушая выступления кандидатов, одновременно видит символ этого избирательного блока и во время голосования ставит «галочку» у нужного символа.
Ценз оседлости (ценз проживания) представляет собой устанавливаемое законом требование, согласно которому право голосовать предоставляется гражданам, которые проживают в данной местности определенный период времени. Этот период может быть самым разным: в большинстве штатов США – 1–2 месяца, в ФРГ – 3 месяца, во Франции – полгода, в Канаде – 12 месяцев. Наличие такого ценза вполне объяснимо: человек должен прожить какое-то время в данном городе, чтобы почувствовать себя членом этой городской или сельской общины, стать частью социума. Особенно это касается выборов в местные органы.
Иногда встречаются какие-то особые требования. Так, например, в Ирландии избиратель обязан иметь место для сна. Можно предположить, что в избирательном праве там отказано бродягам, живущим под мостами. Между тем речь идет о наемных сельскохозяйственных рабочих, живущих на чужих фермах. Поскольку эти люди живут не в своем доме, то, исходя из толкования этого правила, они лишаются активного избирательного права.
Произвольные цензы, в той или иной мере ограничивающие права граждан, существуют далеко не везде. Так, в большинстве современных государств не существует избирательного ценза по признаку пола, т.е. женщины не ограничиваются в праве избирать и быть избранными. Однако такое положение было не всегда. До Первой мировой войны женщины имели избирательное право лишь в немногих государствах: Норвегии, Финляндии, Исландии, Дании, Австралии и Новой Зеландии. Позже во многих странах женщины добились избирательного права. Дальнейшее расширение прав женщин произошло после очередного мирового катаклизма – Второй мировой войны. Французские женщины получили избирательное право в 1944 г., итальянские – в 1945, японские – в 1946 г. Последними в Европе добились избирательного права женщины Швейцарии (в 1971 г.). В ряде стран Ближнего Востока, например в Саудовской Аравии или Объединенных Арабских Эмиратах, не только женщины, но и мужчины не имеют права голоса, поскольку там пока вообще нет никаких выборов.
Имущественный ценз долгое время существовал практически во всех странах, где имелись парламенты. Он означал, что в выборах могут участвовать только определенные группы лиц, называемые в наше время средним классом. Имущественный ценз определялся достаточно просто – суммой выплачиваемого налога. Считалось, что люди, не имевшие имущества, не добившиеся определенного положения в государстве, не должны допускаться к управлению государством. Пролетарии, не имевшие ничего, кроме «собственных цепей», как правило, были безграмотными и аполитичными, работали слишком много, чтобы адекватно воспринимать окружающий мир. В настоящее время имущественный ценз в чистом виде сейчас практически не существует. В некоторых странах он применяется лишь в сфере пассивного избирательного права.
В ряде стран существует избирательный ценз для военнослужащих. Чаще военнослужащие лишаются пассивного избирательного права. Это представляется вполне логичным, поскольку военная служба не должна быть связана с политикой. Если человек намерен участвовать в политическом процессе, то он должен отказаться от военной карьеры и заняться карьерой политической.
Иногда встречаются, хотя и редко, религиозные цензы. В Исламской Республике Иран, для того чтобы быть избранным в парламент, нужно быть мусульманином и активно проповедовать ислам. Там свыше 90% членов парламента – служители культа.
Существует и такое понятие, как «моральные цензы» – недопущение к выборам лиц, которые совершают аморальные поступки. Статья 48 Конституции Италии прямо предусматривает возможность лишения права голоса в случаях совершения недостойных поступков, указанных в законе. В законодательных актах некоторых штатов США (Алабама, Коннектикут, Луизиана) требуется, чтобы у избирателя был хороший характер. Это требование весьма расплывчато, к примеру, под таким предлогом человек, поругавшийся с соседями, может быть лишен права участия в выборах. В ряде штатов США имелась разновидность морального ценза – ценз добропорядочности. Это требование также довольно туманно: под его видом избирательного права может быть лишен человек, ведущий, с точки зрения соседей, не совсем скромный образ жизни.
Уже упоминалось об исключении из списков избирателей наркоманов, банкротов, лиц, лишенных избирательных прав, и т.д. Это специальные цензы для некоторых категорий граждан, чье участие в выборах государство считает нежелательным.
Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание по приговору суда. В некоторых странах лишение избирательного права может быть видом наказания, и там, согласно приговору суда, человек не имеет права избирать и быть избранным.
Еще недавно в некоторых странах встречался расовый ценз. Например, в Южно-Африканской Республике существовала система апартеида, согласно которой черное коренное население этой республики не участвовало в выборах. В настоящее время выборы там проводятся по принципу «один человек – один голос».
- Общая часть
- Содержание
- Предисловие
- Модуль 1 понятие конституционного права зарубежных стран
- 1.1. Лекционный материал
- Предмет конституционного права зарубежных стран
- Методы конституционного права зарубежных стран
- Система конституционного права зарубежных стран
- Субъекты конституционного права зарубежных стран
- Источники конституционного права зарубежных стран
- 1.2. Учебно-методические материалы
- 1.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 1.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Конституционные принципы
- 1.2.3. Вопросы для самоконтроля
- I. 1.2.3. Задания
- Модуль 2 основы теории конституции
- 2.1. Лекционный материал
- Понятие конституции
- Социально-политическая сущность конституции
- Функции конституции в обществе
- Объекты конституционного регулирования
- Форма конституций
- Структура конституций
- Порядок принятия, изменения и отмены конституций
- Конституционный контроль
- 2.2.4. Задания
- Модуль 3 конституционно-правовой статус человека и гражданина
- 3.1. Лекционный материал
- Конституционные принципы правового статуса человека и гражданина
- Международное право и правовой статус личности
- Правовые системы и права личности
- Конституционные права, свободы и обязанности
- Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
- Гарантии прав и свобод человека и гражданина
- Ограничения прав и свобод человека и гражданина в конституциях
- Конституционно-правовое регулирование гражданства
- 3.2. Учебно-методические материалы
- 3.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 3.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 3.2.4. Задания
- Понятие и структура общественного строя
- Регулирование конституциями экономических отношений
- Конституционно-правовое регулирование социальных отношений
- Конституционно-правовое регулирование духовно-культурных отношений
- Конституционно-правовое регулирование политических отношений
- 4.2. Учебно-методические материалы
- 4.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 4.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 4.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 4.2.4. Задания
- Государство
- Политические партии и партийные системы
- Правовое положение социально-экономических и социально-культурных объединений
- Религиозные общины и церковь
- Средства массовой информации
- 5.2. Учебно-методические материалы
- 5.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 5.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
- Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
- Коммуналистское самосознание – это сознание:
- Религиозно-общинное
- Какая функция средств массовой информации в политическом процессе среди перечисленных названа неверно?
- Распространение порочащих сведений (не клеветнических, заведомо ложных), которые могут быть правдивы или лицо может считать их правдивыми, называется:
- Клевета
- 5.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 5.2.4. Задания
- Форма государства
- Понятие формы правления
- Монархия
- Нетипичные системы
- Республика
- Нетрадиционные системы
- Мексика, Бразилия, Египет, Аргентина, Сирия, Перу, Ирак, Колумбия по форме правления являются:
- Что из перечисленного не относится к характеристике парламентарной республики?
- В дуалистической монархии монарх вправе распустить парламент:
- 6.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 6.2.4. Задания
- Понятие государственного (территориально-политического) устройства государства
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерации и содружества
- 7.2. Учебно-методические материалы
- 7.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 7.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 10. Асимметричное территориальное устройство:
- 11. Названия территориальных единиц (кантон, провинция, область и т.Д.) свидетельствуют о их правовом статусе:
- 7.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 7.2.4. Задания
- Модуль 8 государственный режим
- 8.1. Лекционный материал
- Понятие политического и государственного режима
- Демократический политический режим
- Авторитарный режим
- Тоталитарный режим
- Либеральный режим
- 8.2. Учебно-методические материалы
- 8.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 8.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Какой из признаков авторитарного политического режима назван неверно?
- Государство воздействует на общественный строй (в норме):
- Суть тоталитаризма состоит в:
- Либеральный политический режим:
- 8.2.3. Вопросы для самоконтроля
- Понятие избирательного права и избирательной системы
- Понятие и виды выборов
- Принципы избирательного права
- Избирательные цензы
- Организация и проведение выборов (избирательный процесс)
- Избирательные системы
- Референдумы и плебисциты
- 9.2. Учебно-методические материалы
- 9.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 9.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 9.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 9.2.4. Задания
- Модуль 10 законодательная власть и ее органы
- 10.1. Лекционный материал
- Понятие законодательной власти
- Эволюция парламента
- Структура парламента
- Порядок формирования парламента
- Организация парламента и его палат
- Полномочия парламента
- Законодательный процесс
- Правовой статус депутата
- 10.2. Учебно-методические материалы
- 10.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 10.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Какой из факторов, способствующих возрождению парламентаризма с конца 60-х гг. XX в., назван неверно?
- 10.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 10.2.4. Задания
- Глава государства
- Правительство
- Полномочия правительства
- 11.2. Учебно-методические материалы
- 11.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 11.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Институт главы правительства:
- 11.2.3. Вопросы для самоконтроля
- Каково понятие правительства?
- 11.2.3. Задания
- Модуль 12 судебная власть и ее органы
- 12.1. Лекционный материал
- Понятие и социальная функция суда и судебной власти
- Структура судебной власти
- Система общих судов
- Специальные суды
- Негосударственные суды
- 12.2. Учебно-методические материалы
- 12.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 12.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 5. Принцип несменяемости носителей судебной власти означает:
- 6. Виды судебных систем или судов, действующих в стране:
- 7. Полисистемность судебной власти означает:
- 8. Административная юстиция – это:
- 12.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 12.2.4. Задания
- Модуль 13 публичная власть территориального коллектива (органы местного управления)
- 13.1. Лекционный материал
- Понятия местного самоуправления и местного управления
- Особенности административно-территориального деления
- Структура и формы местного самоуправления
- Компетенция местных органов управления и самоуправления
- Отношения местных органов с центральной властью
- 13.2. Учебно-методические материалы
- 13.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 13.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 1. Как соотносятся термины «местное управление» и «самоуправление»?
- 2. Конституции регулируют вопросы организации власти в местных территориальных единицах, как правило:
- 13.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 13.2.4. Задания
- Источники и литература
- Модуль 1. Понятие конституционного права зарубежных стран
- Модуль 2. Основы теории конституции
- Модуль 3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
- Модуль 4. Конституционные основы общественного строя
- Модуль 5. Конституционные основы государственного строя
- Модуль 6. Формы государства. Формы правления
- Модуль 7. Формы государственного устройства
- Модуль 8. Государственный режим
- Модуль 9. Институты непосредственной демократии
- Модуль 10. Законодательная власть и ее органы
- Модуль 11. Исполнительная власть и ее органы
- Модуль 12. Судебная власть и ее органы
- Модуль 13. Публичная власть территориального коллектива