Понятие избирательного права и избирательной системы
Избирательное право занимает особое место и играет особую роль в системе норм государственного (конституционного) права, поскольку нормы избирательного права определяют порядок создания самых важных органов государства – представительных учреждений: парламента и местных органов самоуправления. При помощи этих норм в ряде стран избирается глава государства. По европейской традиции избирательное право – это неотъемлемая часть конституционного права. В США данный институт изучается другими прикладными науками.6 Отечественная система права и правовая наука построены по европейским традициям и правилам, и институт, который называется избирательным правом, изучается именно в рамках конституционного права.
Понятие «избирательное право» имеет два значения. Прежде всего это совокупность норм, регулирующих порядок избрания представительных органов и должностных лиц в государстве. Такое определение обычно относится к избирательному праву в объективном смысле слова. В субъективном значении избирательное право – это право граждан участвовать в образовании представительных органов, т.е. избирать эти органы и быть избранными. Это субъективное право личности может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным).
Наряду с понятием «избирательное право», как правило, используется термин «избирательная система». Под избирательной системой в широком смысле понимают систему общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией норм избирательного права. «Избирательная система» – понятие более широкое, чем «избирательное право», поскольку оно включает помимо норм, сложившиеся общественные отношения, которые могут в чем-то не совпадать с нормами, либо регулироваться и неписаными нормами, и традициями.
Понятие «избирательная система» применяется и в более узком значении – как закрепленная в законе система выдвижения кандидатов и подсчета голосов, т.е. конкретный способ организации выборов. Выделяют две разновидности избирательной системы в ее узком понимании: мажоритарную и пропорциональную. Есть также смешанная избирательная система, когда применяются обе вышеназванные разновидности.
Выборы – это один из старейших институтов (и элементов) конституционного права. Согласно правилам, существовавшим в древних демократиях (Древний Рим и Древняя Греция), участие свободных людей в голосовании было обязательным, и за это даже платили. Затем данный институт практически исчез на многие сотни лет, поскольку в мире воцарился абсолютизм и в государственные органы никто никого не избирал. Возродились выборы и избирательное право, которое их регулирует, только в эпоху буржуазных революций XVIII в. вместе с созданием первых писаных конституций. В XIX в. избирательное право получило свое дальнейшее развитие, а в XX в. сформировалось в виде современного института.
В настоящее время избирательное право – один из немногих государственно-правовых институтов, который закреплен и достаточно полно разработан также в нормах международного права. Например, ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепляет право каждого человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей.
Источники избирательного права
Источники избирательного права часто делятся на писаные нормы и неписаные нормы. Удобно рассматривать источники избирательного права на основании схемы:
Источники избирательного права
неписаные нормы
писаные нормы
Конституции
Органические законы Правовые обычаи
Законы и акты, имеющие силу закона Специальные законы
Традиции
Подзаконные акты и инструкции Избирательные кодексы
Международные договоры Чрезвычайные акты
Толкование норм о выборах, которые дают избирательные комиссии или верховные трибуналы по выборам
Парламентские регламенты или уставы
Судебные решения
Уставы политических партий
Специальные разделы конституций посвящены правам и свободам граждан, где право избирать и быть избранным закрепляется как одно из важнейших политических прав. В ряде случаев такие нормы включаются в разделы, касающиеся высших органов власти государства, так как последние формируются путем выборов. В ряде конституций выборам, избирательному праву посвящены специальные главы или разделы. Для современного конституционного процесса это становится все более характерным явлением.
В некоторых конституциях помимо общих принципов дается регламентированное описание порядка выборов. Закрепляются способы определения результатов голосования, подведения их итогов, упоминаются даже случаи несовместимости должностей, некоторые избирательные цензы и т.д. В большинстве же конституций специально отмечается необходимость более детального регулирования выборов путем издания органического или специального закона.
В некоторых странах существует более современный подход: во Франции, Бельгии, Аргентине действуют малораспространенные пока источники конституционного права – избирательные кодексы. Это универсальные комплексные собрания норм, которые регулируют все вопросы, связанные с выборами.
Помимо обычного законодательства, избирательное право может регулироваться и чрезвычайным законодательством. Чрезвычайные акты могут приниматься временным правительством после военного переворота, революции и т.д. В качестве примера можно привести договор между ФРГ и ГДР (август 1990 г.), в котором сторонами определен порядок проведения выборов по всей Германии. Этот порядок не был записан ни в Конституции ФРГ, ни в Конституции ГДР.
В число источников избирательного права входят регламенты палат парламентов: при помощи норм, содержащихся в регламенте, часто избираются и главы государств, правительств, и другие важные лица. Регламенты существенно дополняют основные нормы, содержащиеся в конституциях и специальных избирательных законах.
Законодательство о выборах может быть весьма обширным и детальным. Предметом регулирования являются техника выборов, методы и приемы создания избирательных округов, участков, подсчет голосов, порядок голосования и ряд других вопросов. Вопросы, связанные с выборами, могут регламентироваться в комплексном виде либо представляют собой целый блок законов, подзаконных актов и норм. Следует добавить, что нормы, входящие в избирательное право, бывают материальными и процессуальными. Процессуальные нормы составляют большую часть избирательного права.
- Общая часть
- Содержание
- Предисловие
- Модуль 1 понятие конституционного права зарубежных стран
- 1.1. Лекционный материал
- Предмет конституционного права зарубежных стран
- Методы конституционного права зарубежных стран
- Система конституционного права зарубежных стран
- Субъекты конституционного права зарубежных стран
- Источники конституционного права зарубежных стран
- 1.2. Учебно-методические материалы
- 1.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 1.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Конституционные принципы
- 1.2.3. Вопросы для самоконтроля
- I. 1.2.3. Задания
- Модуль 2 основы теории конституции
- 2.1. Лекционный материал
- Понятие конституции
- Социально-политическая сущность конституции
- Функции конституции в обществе
- Объекты конституционного регулирования
- Форма конституций
- Структура конституций
- Порядок принятия, изменения и отмены конституций
- Конституционный контроль
- 2.2.4. Задания
- Модуль 3 конституционно-правовой статус человека и гражданина
- 3.1. Лекционный материал
- Конституционные принципы правового статуса человека и гражданина
- Международное право и правовой статус личности
- Правовые системы и права личности
- Конституционные права, свободы и обязанности
- Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
- Гарантии прав и свобод человека и гражданина
- Ограничения прав и свобод человека и гражданина в конституциях
- Конституционно-правовое регулирование гражданства
- 3.2. Учебно-методические материалы
- 3.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 3.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 3.2.4. Задания
- Понятие и структура общественного строя
- Регулирование конституциями экономических отношений
- Конституционно-правовое регулирование социальных отношений
- Конституционно-правовое регулирование духовно-культурных отношений
- Конституционно-правовое регулирование политических отношений
- 4.2. Учебно-методические материалы
- 4.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 4.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 4.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 4.2.4. Задания
- Государство
- Политические партии и партийные системы
- Правовое положение социально-экономических и социально-культурных объединений
- Религиозные общины и церковь
- Средства массовой информации
- 5.2. Учебно-методические материалы
- 5.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 5.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
- Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
- Коммуналистское самосознание – это сознание:
- Религиозно-общинное
- Какая функция средств массовой информации в политическом процессе среди перечисленных названа неверно?
- Распространение порочащих сведений (не клеветнических, заведомо ложных), которые могут быть правдивы или лицо может считать их правдивыми, называется:
- Клевета
- 5.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 5.2.4. Задания
- Форма государства
- Понятие формы правления
- Монархия
- Нетипичные системы
- Республика
- Нетрадиционные системы
- Мексика, Бразилия, Египет, Аргентина, Сирия, Перу, Ирак, Колумбия по форме правления являются:
- Что из перечисленного не относится к характеристике парламентарной республики?
- В дуалистической монархии монарх вправе распустить парламент:
- 6.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 6.2.4. Задания
- Понятие государственного (территориально-политического) устройства государства
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерации и содружества
- 7.2. Учебно-методические материалы
- 7.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 7.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 10. Асимметричное территориальное устройство:
- 11. Названия территориальных единиц (кантон, провинция, область и т.Д.) свидетельствуют о их правовом статусе:
- 7.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 7.2.4. Задания
- Модуль 8 государственный режим
- 8.1. Лекционный материал
- Понятие политического и государственного режима
- Демократический политический режим
- Авторитарный режим
- Тоталитарный режим
- Либеральный режим
- 8.2. Учебно-методические материалы
- 8.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 8.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Какой из признаков авторитарного политического режима назван неверно?
- Государство воздействует на общественный строй (в норме):
- Суть тоталитаризма состоит в:
- Либеральный политический режим:
- 8.2.3. Вопросы для самоконтроля
- Понятие избирательного права и избирательной системы
- Понятие и виды выборов
- Принципы избирательного права
- Избирательные цензы
- Организация и проведение выборов (избирательный процесс)
- Избирательные системы
- Референдумы и плебисциты
- 9.2. Учебно-методические материалы
- 9.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 9.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 9.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 9.2.4. Задания
- Модуль 10 законодательная власть и ее органы
- 10.1. Лекционный материал
- Понятие законодательной власти
- Эволюция парламента
- Структура парламента
- Порядок формирования парламента
- Организация парламента и его палат
- Полномочия парламента
- Законодательный процесс
- Правовой статус депутата
- 10.2. Учебно-методические материалы
- 10.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 10.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Какой из факторов, способствующих возрождению парламентаризма с конца 60-х гг. XX в., назван неверно?
- 10.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 10.2.4. Задания
- Глава государства
- Правительство
- Полномочия правительства
- 11.2. Учебно-методические материалы
- 11.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 11.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Институт главы правительства:
- 11.2.3. Вопросы для самоконтроля
- Каково понятие правительства?
- 11.2.3. Задания
- Модуль 12 судебная власть и ее органы
- 12.1. Лекционный материал
- Понятие и социальная функция суда и судебной власти
- Структура судебной власти
- Система общих судов
- Специальные суды
- Негосударственные суды
- 12.2. Учебно-методические материалы
- 12.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 12.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 5. Принцип несменяемости носителей судебной власти означает:
- 6. Виды судебных систем или судов, действующих в стране:
- 7. Полисистемность судебной власти означает:
- 8. Административная юстиция – это:
- 12.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 12.2.4. Задания
- Модуль 13 публичная власть территориального коллектива (органы местного управления)
- 13.1. Лекционный материал
- Понятия местного самоуправления и местного управления
- Особенности административно-территориального деления
- Структура и формы местного самоуправления
- Компетенция местных органов управления и самоуправления
- Отношения местных органов с центральной властью
- 13.2. Учебно-методические материалы
- 13.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 13.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 1. Как соотносятся термины «местное управление» и «самоуправление»?
- 2. Конституции регулируют вопросы организации власти в местных территориальных единицах, как правило:
- 13.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 13.2.4. Задания
- Источники и литература
- Модуль 1. Понятие конституционного права зарубежных стран
- Модуль 2. Основы теории конституции
- Модуль 3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
- Модуль 4. Конституционные основы общественного строя
- Модуль 5. Конституционные основы государственного строя
- Модуль 6. Формы государства. Формы правления
- Модуль 7. Формы государственного устройства
- Модуль 8. Государственный режим
- Модуль 9. Институты непосредственной демократии
- Модуль 10. Законодательная власть и ее органы
- Модуль 11. Исполнительная власть и ее органы
- Модуль 12. Судебная власть и ее органы
- Модуль 13. Публичная власть территориального коллектива