logo
Конст-право Часть 1

Особенности административно-территориального деления

Системы органов местного самоуправления и местного управления, как правило, строятся в соответствии с административно-территориальным делением страны. Административно-территориальное деление – это деление государственной территории на определенные части с целью наиболее рационального управления государством. Административно-территориальное деление зависит от различных факторов. Как правило, в его основе лежит удобство управления. К числу иных факторов можно отнести естественно-географические факторы (например, эти единицы образуются вокруг крупных городов), факторы демографического характера (единицы образуются с примерно равным числом населения), этнический состав населения, особенности бытового и религиозного характера. Весьма значительное влияние имеют факторы экономического характера и факторы политической жизни.

Как правило, в соответствии с административно-территориаль-ным делением строится и система органов управления, которые могут быть органами самоуправления и органами управления. Если такого органа нет, то это уже не административно-территориальная единица. Административно-территориальные единицы бывают крупные и мелкие, более и менее развитые, простые и сложные. Это зависит от размера государства и от численности населения. Различают двухзвенные, трехзвенные системы административно-территориального деления. Есть даже пятизвенные системы, например, во Франции.

Иногда по характеру местных органов страны делят на несколько групп. Называют страны, где существуют только органы самоуправления или только органы управления (назначаемые правительством). Это бывает после военных переворотов и в условиях диктатуры. А чаще всего существуют смешанные системы, где есть элементы самоуправления и управления. Классическим примером является французская система: там есть и избираемые органы, и органы, назначаемые центральной властью.

Существуют и другие способы построения структуры местной власти. Так, четырехзвенная система применяется в ряде стран Африки (Камерун, Сенегал), трехзвенная – в некоторых странах Европы (Италия, Африка, Кения), двухзвенная система существует обычно в небольших странах (Дания).

Датская система, к примеру, выглядит следующим образом. В Дании есть округа (это более крупные единицы) и муниципалитеты (сельские единицы). Кроме того, есть города. Округа объединяют муниципалитеты и являются для них как бы вторым звеном, а города вообще не имеют второго звена и существуют по принципу самоуправления, подчиняясь только закону.

Достаточно своеобразна система самоуправления в США. Там штаты традиционно делятся на так называемые графства (country), а графства – на округа. Округа могут быть самыми различными и не обязательно административно-территориальными. Это может быть школьный округ, избирательный округ, церковный приход и т.д. Важно отметить, что существует прямая зависимость системы местных органов от формы государственного устройства.

В унитарных государствах установление административно-территориального деления относится к ведению центральной власти и правительства, а в федеративных государствах административно-территориальная структура – это компетенция субъекта федерации. В разных штатах, землях, провинциях могут быть свои особенности, сложившиеся исторически или по воле и желанию жителей и властей субъектов федерации.