Тоталитарный режим
Предел авторитаризма образует тоталитарный режим. Тоталитарный политический режим (от слова totalis – целостный) во многом противоположен демократическому и предполагает полное господство государства над личностью. Если обычный авторитарный режим довольствуется контролем за поведением граждан, то тоталитаризм претендует на контроль над мыслями, стремится воспитать все население как биороботов, готовых послушно выполнять любые указания властей и верящих, что власть – их собственная, действующая им только на благо. Для всеохватывающего овладения обществом используется такой политический институт, как государственная «партия», проникающая во все ячейки общества, включая семью, и подчиняющая их изнутри политике режима. Свое законченное выражение тоталитаризм получил в виде фашистского (нацистского) и коммунистического («социалистического») государства. Этот режим не только основан на диктатуре какого-то лица или группы лиц, но под диктатуру подведена еще и идеологическая база. Декларируемое равноправие граждан на деле оборачивается в условиях тоталитарного режима сложной системой дискриминации и привилегий, которые подчас, как при феодализме, зависят не от деятельности человека, а от того, где или кем он был рожден.
Государственное право таких стран не скупится на провозглашение многочисленных прав граждан и трудящихся, но реального значения эти права и свободы приобрести не могут, поскольку отсутствие независимого суда лишает их защиты. Конституции в условиях тоталитарного режима – вывеска, призванная замаскировать действительные политические отношения, но никак не источник права. В подобных конституциях частная собственность и предпринимательство запрещены, религии (все или кроме какой-либо одной) преследуются, общественные объединения превращаются в придатки государства, гражданское общество прекращает существование.
Установление фашистского режима сопровождается социальной демагогией и идеологической обработкой народа. Тоталитарные режимы часто прикрываются различными общенародными мероприятиями типа референдумов и плебисцитов.
Тоталитарный режим характеризуют следующие признаки: 1) полное игнорирование государством прав и свобод человека, хотя официально они могут провозглашаться и быть записанными в конституции; 2) игнорирование государственными органами и должностными лицами норм права; 3) стремление государства полностью подчинить себе личность в политической, экономической, духовной, семейной и иных сферах; 4) наличие общеобязательной и проникающей во все сферы жизни официальной государственной идеологии, воспитание человека в духе этой идеологии с самого детства; 5) наличие, как правило, единственной правящей партии, основанной на централизации и жесткой дисциплине; 6) подчиненность всех государственных органов правящей партии; 7) существование единоличного вождя (руководителя монопольно правящей партии) с чертами обожествления; 8) формальность судебной власти, ее использование правящей партией в качестве карательного механизма; 9) наличие мощной и разветвленной системы «силовых» структур – армии, разведки, тайной полиции; 10) постоянная расправа (в том числе физическая) с инакомыслящими; 11) отсутствие свободных и объективных выборов; 12) милитаристский характер государства.
Тоталитарные фашистские режимы, существовавшие до 1945 г., государственно-правовая традиция определяет как фашистские: (Италия при Муссолини (1922 – 1943 гг.); Германия при Гитлере (1933 – 1945 гг.); иные государства. После 1945 г. применяется термин «неофашистские режимы». К таковым относятся режим «черных полковников», который существовал в Греции в 1967-1974 гг., режим генерала Пиночета в Чили (1973 -1988). Сущность неофашистского режима примерно та же, что и довоенного фашизма, однако без таких крайних черт, как массовые убийства граждан, концентрационные лагеря, т.е. это подавление противников с некоторой оглядкой на общественное мнение.
В качестве разновидности тоталитарного режима называют также конституционно-авторитарный или монократический режим.4 Формально там имеются атрибуты демократического государства: конституция, которая закрепляет (только на бумаге) права и свободы граждан, выборы, которые проводятся под жестким контролем власти. На деле власть в стране принадлежит одной группе или одному политическому лидеру. Монократические режимы характерны для таких африканских стран, как Заир, Малави, Габон, Камерун и др.
К недемократическим, тоталитарным относится и расистский режим. Это разновидность государства, в котором вся полнота власти в стране принадлежит лицам, относящимся к одной (белой) расе, а лица черной расы или цветные к власти не допускаются (Южная Родезия,5 Южно-Африканская Республика). В таких государствах идеологической основой была теория апартеида – превосходства белого европейского меньшинства над африканским населением. Государства подобного рода строились по принципу разделения рас. В настоящее время расистских режимов в мире нет.
В числе тоталитарных режимов недавнего прошлого можно назвать диктаторскую тиранию. Это были абсолютно нецивилизованные режимы, правители которых отличались дикостью и бесчеловечностью. Таковыми были диктаторские режимы Бокассы (Центральноафриканская республика), Масиаса Нгуема (Экваториальная Гвинея), Иди Амина Дада (Уганда). Эти диктаторы не просто уничтожали своих врагов, но и поедали части их тела.
Военный режим может быть одним из видов тоталитарного либо авторитарного режима. На практике это означает полное господство армии сверху донизу. Если армия не соблюдает никаких демократических прав, то это будет тоталитарный военный режим, а если все же присутствуют какие-то элементы уважения прав человека, если населением такое положение вещей воспринимается как нечто естественное, то это будет разновидность авторитарного режима.
- Общая часть
- Содержание
- Предисловие
- Модуль 1 понятие конституционного права зарубежных стран
- 1.1. Лекционный материал
- Предмет конституционного права зарубежных стран
- Методы конституционного права зарубежных стран
- Система конституционного права зарубежных стран
- Субъекты конституционного права зарубежных стран
- Источники конституционного права зарубежных стран
- 1.2. Учебно-методические материалы
- 1.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 1.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Конституционные принципы
- 1.2.3. Вопросы для самоконтроля
- I. 1.2.3. Задания
- Модуль 2 основы теории конституции
- 2.1. Лекционный материал
- Понятие конституции
- Социально-политическая сущность конституции
- Функции конституции в обществе
- Объекты конституционного регулирования
- Форма конституций
- Структура конституций
- Порядок принятия, изменения и отмены конституций
- Конституционный контроль
- 2.2.4. Задания
- Модуль 3 конституционно-правовой статус человека и гражданина
- 3.1. Лекционный материал
- Конституционные принципы правового статуса человека и гражданина
- Международное право и правовой статус личности
- Правовые системы и права личности
- Конституционные права, свободы и обязанности
- Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
- Гарантии прав и свобод человека и гражданина
- Ограничения прав и свобод человека и гражданина в конституциях
- Конституционно-правовое регулирование гражданства
- 3.2. Учебно-методические материалы
- 3.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 3.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 3.2.4. Задания
- Понятие и структура общественного строя
- Регулирование конституциями экономических отношений
- Конституционно-правовое регулирование социальных отношений
- Конституционно-правовое регулирование духовно-культурных отношений
- Конституционно-правовое регулирование политических отношений
- 4.2. Учебно-методические материалы
- 4.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 4.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 4.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 4.2.4. Задания
- Государство
- Политические партии и партийные системы
- Правовое положение социально-экономических и социально-культурных объединений
- Религиозные общины и церковь
- Средства массовой информации
- 5.2. Учебно-методические материалы
- 5.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 5.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
- Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
- Коммуналистское самосознание – это сознание:
- Религиозно-общинное
- Какая функция средств массовой информации в политическом процессе среди перечисленных названа неверно?
- Распространение порочащих сведений (не клеветнических, заведомо ложных), которые могут быть правдивы или лицо может считать их правдивыми, называется:
- Клевета
- 5.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 5.2.4. Задания
- Форма государства
- Понятие формы правления
- Монархия
- Нетипичные системы
- Республика
- Нетрадиционные системы
- Мексика, Бразилия, Египет, Аргентина, Сирия, Перу, Ирак, Колумбия по форме правления являются:
- Что из перечисленного не относится к характеристике парламентарной республики?
- В дуалистической монархии монарх вправе распустить парламент:
- 6.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 6.2.4. Задания
- Понятие государственного (территориально-политического) устройства государства
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерации и содружества
- 7.2. Учебно-методические материалы
- 7.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 7.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 10. Асимметричное территориальное устройство:
- 11. Названия территориальных единиц (кантон, провинция, область и т.Д.) свидетельствуют о их правовом статусе:
- 7.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 7.2.4. Задания
- Модуль 8 государственный режим
- 8.1. Лекционный материал
- Понятие политического и государственного режима
- Демократический политический режим
- Авторитарный режим
- Тоталитарный режим
- Либеральный режим
- 8.2. Учебно-методические материалы
- 8.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 8.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Какой из признаков авторитарного политического режима назван неверно?
- Государство воздействует на общественный строй (в норме):
- Суть тоталитаризма состоит в:
- Либеральный политический режим:
- 8.2.3. Вопросы для самоконтроля
- Понятие избирательного права и избирательной системы
- Понятие и виды выборов
- Принципы избирательного права
- Избирательные цензы
- Организация и проведение выборов (избирательный процесс)
- Избирательные системы
- Референдумы и плебисциты
- 9.2. Учебно-методические материалы
- 9.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 9.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 9.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 9.2.4. Задания
- Модуль 10 законодательная власть и ее органы
- 10.1. Лекционный материал
- Понятие законодательной власти
- Эволюция парламента
- Структура парламента
- Порядок формирования парламента
- Организация парламента и его палат
- Полномочия парламента
- Законодательный процесс
- Правовой статус депутата
- 10.2. Учебно-методические материалы
- 10.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 10.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Какой из факторов, способствующих возрождению парламентаризма с конца 60-х гг. XX в., назван неверно?
- 10.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 10.2.4. Задания
- Глава государства
- Правительство
- Полномочия правительства
- 11.2. Учебно-методические материалы
- 11.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 11.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Институт главы правительства:
- 11.2.3. Вопросы для самоконтроля
- Каково понятие правительства?
- 11.2.3. Задания
- Модуль 12 судебная власть и ее органы
- 12.1. Лекционный материал
- Понятие и социальная функция суда и судебной власти
- Структура судебной власти
- Система общих судов
- Специальные суды
- Негосударственные суды
- 12.2. Учебно-методические материалы
- 12.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 12.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 5. Принцип несменяемости носителей судебной власти означает:
- 6. Виды судебных систем или судов, действующих в стране:
- 7. Полисистемность судебной власти означает:
- 8. Административная юстиция – это:
- 12.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 12.2.4. Задания
- Модуль 13 публичная власть территориального коллектива (органы местного управления)
- 13.1. Лекционный материал
- Понятия местного самоуправления и местного управления
- Особенности административно-территориального деления
- Структура и формы местного самоуправления
- Компетенция местных органов управления и самоуправления
- Отношения местных органов с центральной властью
- 13.2. Учебно-методические материалы
- 13.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 13.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 1. Как соотносятся термины «местное управление» и «самоуправление»?
- 2. Конституции регулируют вопросы организации власти в местных территориальных единицах, как правило:
- 13.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 13.2.4. Задания
- Источники и литература
- Модуль 1. Понятие конституционного права зарубежных стран
- Модуль 2. Основы теории конституции
- Модуль 3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
- Модуль 4. Конституционные основы общественного строя
- Модуль 5. Конституционные основы государственного строя
- Модуль 6. Формы государства. Формы правления
- Модуль 7. Формы государственного устройства
- Модуль 8. Государственный режим
- Модуль 9. Институты непосредственной демократии
- Модуль 10. Законодательная власть и ее органы
- Модуль 11. Исполнительная власть и ее органы
- Модуль 12. Судебная власть и ее органы
- Модуль 13. Публичная власть территориального коллектива