10.2.4. Задания
-
Составьте схему структуры парламента и его взаимоотношений с главой государства и правительством: а) США; б) Великобритании; в) Франции; г) Италии.
-
Парламент в первом чтении принял законопроект о введении мажоритарной избирательной системы. Президент в своем заключении на проект этого закона предлагает поправку – сохранить пропорциональную систему. Как поступит парламент?
-
Верхняя палата парламента отказалась принять текст законопроекта, принятый в трех чтениях в нижней палате. Что может предпринять нижняя палата?
-
На парламентских слушаниях постоянная комиссия нижней палаты парламента приняла решение: обязать министра сельского хозяйства ускорить завоз продовольствия в район стихийного бедствия. Министр отказался это сделать. Правильно ли он поступил?
-
Омбудсман по равноправию языков в Канаде принял постановление о наложении штрафа на мэра г. Z (провинции Квебек), который издавал распоряжения, относящиеся к гражданам, только на одном (английском или французском) языке, хотя в провинции установлено равноправие этих языков. Правильно ли поступил омбудсман?
Модуль 11
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ ОРГАНЫ
11.1. ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Основные вопросы темы:
Понятие исполнительной власти
Глава государства
а) Монарх
б) Президент
Правительство
Полномочия правительства
Содержание учебного материала:
Понятие исполнительной власти
Согласно современным конституциям различных стран исполнительная власть принадлежит либо главе государства и правительству (совету, кабинету министров), как в Египте, либо только главе государства, президенту, как в США, либо только правительству, как в Израиле. Ими исполнительная власть делегируется органам и должностным лицам низшего ранга. На деле во многих странах глава государства (монарх или президент) лишь формально обладает исполнительной властью, в парламентарных республиках и парламентарных монархиях ее осуществляет правительство (совет, кабинет министров), по указанию которого президент или монарх издает правовые акты. В полупрезидентских республиках правительство, напротив, подотчетно президенту, в руках которого на деле сосредоточено общее руководство исполнительной деятельностью, хотя по конституции исполнительная власть может принадлежать лишь правительству.
Органы исполнительной власти не ограничиваются только исполнением законов. Они занимаются также распорядительной деятельностью, что необходимо для осуществления исполнительских задач, издают нормативные акты во исполнение законов. Органы исполнительной власти обладают самостоятельными нормотворческими полномочиями, выходят за границы исполнительно-распорядительной деятельности по применению законов. На основе делегированных парламентом полномочий, или обладая самостоятельной регламентарной властью, президент, правительство, министры издают множество нормативных актов, регулирующих важнейшие сферы жизни. Нередко такие акты имеют не меньшее, а большее, чем закон, значение. Наконец, органы исполнительной власти имеют дискреционные полномочия, дискреционную власть решать вопросы по своему усмотрению, хота и в пределах закона.
На местах исполнительную власть осуществляют главы субъектов федерации (губернаторы), формируемые законодательными собраниями субъектов федерации местные правительства, избранные или назначенные губернаторы областей, начальники районов, префекты, комиссары, супрефекты и другие представители президента и правительства. Им подчинен весь местный государственный аппарат (отличающийся от аппарата органов местного самоуправления).
Вся система органов исполнительной власти состоит из нижестоящих должностных лиц, которые подчиняются вышестоящим и обязаны исполнять не только закон, но и непосредственно все указания вышестоящих органов или должностных лиц; издаваемые акты нижестоящих органов могут быть отменены вышестоящими. Эта подчиненность называется единой вертикалью.
- Общая часть
- Содержание
- Предисловие
- Модуль 1 понятие конституционного права зарубежных стран
- 1.1. Лекционный материал
- Предмет конституционного права зарубежных стран
- Методы конституционного права зарубежных стран
- Система конституционного права зарубежных стран
- Субъекты конституционного права зарубежных стран
- Источники конституционного права зарубежных стран
- 1.2. Учебно-методические материалы
- 1.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 1.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Конституционные принципы
- 1.2.3. Вопросы для самоконтроля
- I. 1.2.3. Задания
- Модуль 2 основы теории конституции
- 2.1. Лекционный материал
- Понятие конституции
- Социально-политическая сущность конституции
- Функции конституции в обществе
- Объекты конституционного регулирования
- Форма конституций
- Структура конституций
- Порядок принятия, изменения и отмены конституций
- Конституционный контроль
- 2.2.4. Задания
- Модуль 3 конституционно-правовой статус человека и гражданина
- 3.1. Лекционный материал
- Конституционные принципы правового статуса человека и гражданина
- Международное право и правовой статус личности
- Правовые системы и права личности
- Конституционные права, свободы и обязанности
- Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
- Гарантии прав и свобод человека и гражданина
- Ограничения прав и свобод человека и гражданина в конституциях
- Конституционно-правовое регулирование гражданства
- 3.2. Учебно-методические материалы
- 3.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 3.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 3.2.4. Задания
- Понятие и структура общественного строя
- Регулирование конституциями экономических отношений
- Конституционно-правовое регулирование социальных отношений
- Конституционно-правовое регулирование духовно-культурных отношений
- Конституционно-правовое регулирование политических отношений
- 4.2. Учебно-методические материалы
- 4.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 4.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 4.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 4.2.4. Задания
- Государство
- Политические партии и партийные системы
- Правовое положение социально-экономических и социально-культурных объединений
- Религиозные общины и церковь
- Средства массовой информации
- 5.2. Учебно-методические материалы
- 5.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 5.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
- Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
- Коммуналистское самосознание – это сознание:
- Религиозно-общинное
- Какая функция средств массовой информации в политическом процессе среди перечисленных названа неверно?
- Распространение порочащих сведений (не клеветнических, заведомо ложных), которые могут быть правдивы или лицо может считать их правдивыми, называется:
- Клевета
- 5.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 5.2.4. Задания
- Форма государства
- Понятие формы правления
- Монархия
- Нетипичные системы
- Республика
- Нетрадиционные системы
- Мексика, Бразилия, Египет, Аргентина, Сирия, Перу, Ирак, Колумбия по форме правления являются:
- Что из перечисленного не относится к характеристике парламентарной республики?
- В дуалистической монархии монарх вправе распустить парламент:
- 6.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 6.2.4. Задания
- Понятие государственного (территориально-политического) устройства государства
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерации и содружества
- 7.2. Учебно-методические материалы
- 7.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 7.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 10. Асимметричное территориальное устройство:
- 11. Названия территориальных единиц (кантон, провинция, область и т.Д.) свидетельствуют о их правовом статусе:
- 7.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 7.2.4. Задания
- Модуль 8 государственный режим
- 8.1. Лекционный материал
- Понятие политического и государственного режима
- Демократический политический режим
- Авторитарный режим
- Тоталитарный режим
- Либеральный режим
- 8.2. Учебно-методические материалы
- 8.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 8.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Какой из признаков авторитарного политического режима назван неверно?
- Государство воздействует на общественный строй (в норме):
- Суть тоталитаризма состоит в:
- Либеральный политический режим:
- 8.2.3. Вопросы для самоконтроля
- Понятие избирательного права и избирательной системы
- Понятие и виды выборов
- Принципы избирательного права
- Избирательные цензы
- Организация и проведение выборов (избирательный процесс)
- Избирательные системы
- Референдумы и плебисциты
- 9.2. Учебно-методические материалы
- 9.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 9.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 9.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 9.2.4. Задания
- Модуль 10 законодательная власть и ее органы
- 10.1. Лекционный материал
- Понятие законодательной власти
- Эволюция парламента
- Структура парламента
- Порядок формирования парламента
- Организация парламента и его палат
- Полномочия парламента
- Законодательный процесс
- Правовой статус депутата
- 10.2. Учебно-методические материалы
- 10.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 10.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Какой из факторов, способствующих возрождению парламентаризма с конца 60-х гг. XX в., назван неверно?
- 10.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 10.2.4. Задания
- Глава государства
- Правительство
- Полномочия правительства
- 11.2. Учебно-методические материалы
- 11.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 11.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Институт главы правительства:
- 11.2.3. Вопросы для самоконтроля
- Каково понятие правительства?
- 11.2.3. Задания
- Модуль 12 судебная власть и ее органы
- 12.1. Лекционный материал
- Понятие и социальная функция суда и судебной власти
- Структура судебной власти
- Система общих судов
- Специальные суды
- Негосударственные суды
- 12.2. Учебно-методические материалы
- 12.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 12.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 5. Принцип несменяемости носителей судебной власти означает:
- 6. Виды судебных систем или судов, действующих в стране:
- 7. Полисистемность судебной власти означает:
- 8. Административная юстиция – это:
- 12.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 12.2.4. Задания
- Модуль 13 публичная власть территориального коллектива (органы местного управления)
- 13.1. Лекционный материал
- Понятия местного самоуправления и местного управления
- Особенности административно-территориального деления
- Структура и формы местного самоуправления
- Компетенция местных органов управления и самоуправления
- Отношения местных органов с центральной властью
- 13.2. Учебно-методические материалы
- 13.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 13.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 1. Как соотносятся термины «местное управление» и «самоуправление»?
- 2. Конституции регулируют вопросы организации власти в местных территориальных единицах, как правило:
- 13.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 13.2.4. Задания
- Источники и литература
- Модуль 1. Понятие конституционного права зарубежных стран
- Модуль 2. Основы теории конституции
- Модуль 3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
- Модуль 4. Конституционные основы общественного строя
- Модуль 5. Конституционные основы государственного строя
- Модуль 6. Формы государства. Формы правления
- Модуль 7. Формы государственного устройства
- Модуль 8. Государственный режим
- Модуль 9. Институты непосредственной демократии
- Модуль 10. Законодательная власть и ее органы
- Модуль 11. Исполнительная власть и ее органы
- Модуль 12. Судебная власть и ее органы
- Модуль 13. Публичная власть территориального коллектива