Политические партии и партийные системы
В соответствии с конституционным правом граждане могут объединяться в политические партии, общественные организации и движения для участия в общественной жизни общества. Сущность любого общественного объединения заключается в его действительной возможности решать важнейшие вопросы, которые тем или иным, образом затрагивают интересы различных слоев общества.
Политическая партия – это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление.
Законодательством предусмотрены определенные признаки политической партии: 1) это свободно создаваемая независимая организация, которая функционирует на принципах самоуправления; 2) устойчивая политическая организация, объединяющая граждан на постоянной основе с правом выхода; 3) объединение в партию осуществляется по идеологическим мотивам; 4) партия не должна быть коммерческой; т. е. не преследует извлечение прибыли; 5) партия способствует выражению политической воли народа, используя для достижения поставленной цели только мирные средства; 6) партия действует на основе гласности, публичности и открытости, т. е. на принципах демократии.
Существует множество видов партий. По социально-политической сущности их можно подразделить на консервативные (правые), социал-демократические (левые) и центристские. Консервативные в большей мере ориентированы на интересы производителей, отстаивая низкие налоги и ограничение социальной деятельности государства, а социал-демократические – на интересы наемных работников и менее обеспеченных слоев населения, ратуя за повышение налогов и активизацию государственных социальных программ.
По особенностям структуры различают партии организационно оформленные и организационно неоформленные. Для первых характерно документальное оформление членства, наличие первичных организаций, членских взносов. Организационно неоформленные партий этих атрибутов не имеют, они напоминают общественно-политические движения, существуют в основном на добровольные пожертвования.
С учетом правового положения партии различаются на легальные, действующие на основании закона; и нелегальные – запрещенные законом, но функционирующие в подполье.
Особо следует отметить партии конфессиональные, т.е. объединяющие, лиц определенных вероисповеданий, а также радикальные (выступающие за резкую смену политического курса) и экстремистские (призывающие к незаконным методам борьбы) партии.
Статус партии стал закрепляться в конституциях и законах лишь в XX веке. Направлениями конституционного регулирования статуса партий являются закрепление их функций, свободы их образования и деятельности, гласности. Постсоциалистические конституции особо провозглашают принципы политического и идеологического плюрализма. Для социалистических конституций характерно закрепление ведущей роли одной партии.
Законодательная институционализация партий осуществляется во многих странах по следующим направлениям: определение партий и их роли в политической системе, порядок образования и прекращения деятельности партии, принципы организации и деятельности, требования к идеологии партии и формированию их финансовой базы, участие партий в выборах.
Функции политических партий – это основные стороны или направления их деятельности, обусловленные стоящими перед ними целями и задачами. Среди функций можно выделить следующие:
1. Исходный пункт деятельности любой политической партии – разработка политического курса, направленного на решение существующих в обществе проблем. С этой целью из партийных активистов и привлекаемых специалистов создаются инициативные группы, комитеты, комиссии, общественные советы, «мозговые тресты» и т.п.
2. Изложенные в программных документах политической партии стратегия и тактика через ее практическую деятельность становятся предпосылкой распространения ее влияния на избирателей. На этом этапе выявляется функция рекрутирования новых членов, воспитания активистов, мобилизации избирателей на поддержку партийных кандидатов, подбор лидеров и продвижение их на руководящие должности в органах государства и массовых общественных организациях.
3. Наиболее важная функция – участие партии в формировании и контроле за деятельностью органов власти.
4. Наличие политических партий, участие их в выборах государственных органов позволяют выполнять функцию мирного разрешения социальных конфликтов. Это создает благоприятные условия для смены в необходимых случаях правительств, для поддержания профессионализма политических деятелей, а тем самым обеспечивает эффективность государственного управления обществом. При демократических режимах действует здоровая конкуренция между правящими партиями и оппозиционными. Последние разрабатывают и предлагают на суд общественности альтернативные программы национального развития, критикуют ошибки в деятельности правительства и злоупотребления, побуждая тем самым правительство искать все более удачные способы разрешения существующих в обществе проблем.
5. В условиях становления национальных государств политические партии нередко осуществляют функцию национальной интеграции. Эта функция хорошо иллюстрируется деятельностью в 40-е – 60-е годы партии Индийский национальный конгресс, выступавшей в период борьбы за национальную независимость объединяющим центром индийского общества.
6. Почти все стороны деятельности любой партии пронизывает идеологическая функция. Суть ее состоит в оказании идейного воздействия на своих членов и сторонников, в пропаганде своих ценностей, мировоззрения, в создании благоприятной для своей деятельности социально-психологической атмосферы в стране.
7. Политические партии реализуют совершенно необходимую для демократического осуществления государственной власти коммуникативную функцию. Она состоит в установлении и поддержании эффективной обратной связи между правящими верхами и обществом в целом в интересах контроля за развитием политической ситуации и своевременного реагирования на ее изменения. Здесь большое значение имеют контролируемые партиями средства массовой информации. Это обеспечивает правительство и партийное руководство информацией о положении и мнении народа и позволяют на это мнение эффективно воздействовать.
Партийная система – это система взаимоотношений политических партий между собой, с государством, с другими элементами политической системы и гражданами. Специфика партийных систем во многом определяется и количеством партий, которые существуют и реально влияют на государственную власть. Различают многопартийные системы, системы фиксированного числа партий, двухпартийные и однопартийные системы. В некоторых мусульманских странах (Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания, Саудовская Аравия и др.) запрещены все партии, т. е. существует беспартийная система, так как считается, что любая партия приводит к разрушению мусульманских общин.
Многопартийная система предполагает, что в выборах общенациональных органов государственной власти участвуют более двух партий и каждая из них имеет шанс сформировать правительство (Италия, Бельгия, Дания и т.д.)
Система фиксированного законом числа партий имеет место в ряде развивающихся стран и означает, что разрешается деятельность только тех партий, которые упомянуты в законе (двухпартийность в Нигерии). Цель подобной системы – рационализировать работу парламента и правительства в условиях большого разброса социальных интересов.
Двухпартийная система – это система, в рамках которой при наличии значительного числа партий реально претендуют на власть лишь две из них (Великобритания, США).
Однопартийные системы характерны для недемократических государств, в которых право доминировать в органах власти принадлежит одной партии. При этом может сохраняться видимость многопартийности, которая сводится на нет закреплением в законе ведущей роли одной партии, т.е. недопустимостью оппозиции (КНР, Куба, КНДР).
- Общая часть
- Содержание
- Предисловие
- Модуль 1 понятие конституционного права зарубежных стран
- 1.1. Лекционный материал
- Предмет конституционного права зарубежных стран
- Методы конституционного права зарубежных стран
- Система конституционного права зарубежных стран
- Субъекты конституционного права зарубежных стран
- Источники конституционного права зарубежных стран
- 1.2. Учебно-методические материалы
- 1.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 1.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Конституционные принципы
- 1.2.3. Вопросы для самоконтроля
- I. 1.2.3. Задания
- Модуль 2 основы теории конституции
- 2.1. Лекционный материал
- Понятие конституции
- Социально-политическая сущность конституции
- Функции конституции в обществе
- Объекты конституционного регулирования
- Форма конституций
- Структура конституций
- Порядок принятия, изменения и отмены конституций
- Конституционный контроль
- 2.2.4. Задания
- Модуль 3 конституционно-правовой статус человека и гражданина
- 3.1. Лекционный материал
- Конституционные принципы правового статуса человека и гражданина
- Международное право и правовой статус личности
- Правовые системы и права личности
- Конституционные права, свободы и обязанности
- Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
- Гарантии прав и свобод человека и гражданина
- Ограничения прав и свобод человека и гражданина в конституциях
- Конституционно-правовое регулирование гражданства
- 3.2. Учебно-методические материалы
- 3.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 3.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 3.2.4. Задания
- Понятие и структура общественного строя
- Регулирование конституциями экономических отношений
- Конституционно-правовое регулирование социальных отношений
- Конституционно-правовое регулирование духовно-культурных отношений
- Конституционно-правовое регулирование политических отношений
- 4.2. Учебно-методические материалы
- 4.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 4.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 4.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 4.2.4. Задания
- Государство
- Политические партии и партийные системы
- Правовое положение социально-экономических и социально-культурных объединений
- Религиозные общины и церковь
- Средства массовой информации
- 5.2. Учебно-методические материалы
- 5.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 5.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
- Среди функций политических партий можно выделить следующие (найдите неверный ответ):
- Коммуналистское самосознание – это сознание:
- Религиозно-общинное
- Какая функция средств массовой информации в политическом процессе среди перечисленных названа неверно?
- Распространение порочащих сведений (не клеветнических, заведомо ложных), которые могут быть правдивы или лицо может считать их правдивыми, называется:
- Клевета
- 5.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 5.2.4. Задания
- Форма государства
- Понятие формы правления
- Монархия
- Нетипичные системы
- Республика
- Нетрадиционные системы
- Мексика, Бразилия, Египет, Аргентина, Сирия, Перу, Ирак, Колумбия по форме правления являются:
- Что из перечисленного не относится к характеристике парламентарной республики?
- В дуалистической монархии монарх вправе распустить парламент:
- 6.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 6.2.4. Задания
- Понятие государственного (территориально-политического) устройства государства
- Унитарное государство
- Федерация
- Конфедерации и содружества
- 7.2. Учебно-методические материалы
- 7.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 7.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 10. Асимметричное территориальное устройство:
- 11. Названия территориальных единиц (кантон, провинция, область и т.Д.) свидетельствуют о их правовом статусе:
- 7.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 7.2.4. Задания
- Модуль 8 государственный режим
- 8.1. Лекционный материал
- Понятие политического и государственного режима
- Демократический политический режим
- Авторитарный режим
- Тоталитарный режим
- Либеральный режим
- 8.2. Учебно-методические материалы
- 8.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 8.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Какой из признаков авторитарного политического режима назван неверно?
- Государство воздействует на общественный строй (в норме):
- Суть тоталитаризма состоит в:
- Либеральный политический режим:
- 8.2.3. Вопросы для самоконтроля
- Понятие избирательного права и избирательной системы
- Понятие и виды выборов
- Принципы избирательного права
- Избирательные цензы
- Организация и проведение выборов (избирательный процесс)
- Избирательные системы
- Референдумы и плебисциты
- 9.2. Учебно-методические материалы
- 9.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 9.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 9.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 9.2.4. Задания
- Модуль 10 законодательная власть и ее органы
- 10.1. Лекционный материал
- Понятие законодательной власти
- Эволюция парламента
- Структура парламента
- Порядок формирования парламента
- Организация парламента и его палат
- Полномочия парламента
- Законодательный процесс
- Правовой статус депутата
- 10.2. Учебно-методические материалы
- 10.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 10.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Какой из факторов, способствующих возрождению парламентаризма с конца 60-х гг. XX в., назван неверно?
- 10.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 10.2.4. Задания
- Глава государства
- Правительство
- Полномочия правительства
- 11.2. Учебно-методические материалы
- 11.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 11.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- Институт главы правительства:
- 11.2.3. Вопросы для самоконтроля
- Каково понятие правительства?
- 11.2.3. Задания
- Модуль 12 судебная власть и ее органы
- 12.1. Лекционный материал
- Понятие и социальная функция суда и судебной власти
- Структура судебной власти
- Система общих судов
- Специальные суды
- Негосударственные суды
- 12.2. Учебно-методические материалы
- 12.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 12.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 5. Принцип несменяемости носителей судебной власти означает:
- 6. Виды судебных систем или судов, действующих в стране:
- 7. Полисистемность судебной власти означает:
- 8. Административная юстиция – это:
- 12.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 12.2.4. Задания
- Модуль 13 публичная власть территориального коллектива (органы местного управления)
- 13.1. Лекционный материал
- Понятия местного самоуправления и местного управления
- Особенности административно-территориального деления
- Структура и формы местного самоуправления
- Компетенция местных органов управления и самоуправления
- Отношения местных органов с центральной властью
- 13.2. Учебно-методические материалы
- 13.2.1. Вопросы для семинарского занятия
- 13.2.2. Контрольные тесты для самостоятельной работы
- 1. Как соотносятся термины «местное управление» и «самоуправление»?
- 2. Конституции регулируют вопросы организации власти в местных территориальных единицах, как правило:
- 13.2.3. Вопросы для самоконтроля
- 13.2.4. Задания
- Источники и литература
- Модуль 1. Понятие конституционного права зарубежных стран
- Модуль 2. Основы теории конституции
- Модуль 3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
- Модуль 4. Конституционные основы общественного строя
- Модуль 5. Конституционные основы государственного строя
- Модуль 6. Формы государства. Формы правления
- Модуль 7. Формы государственного устройства
- Модуль 8. Государственный режим
- Модуль 9. Институты непосредственной демократии
- Модуль 10. Законодательная власть и ее органы
- Модуль 11. Исполнительная власть и ее органы
- Модуль 12. Судебная власть и ее органы
- Модуль 13. Публичная власть территориального коллектива