logo
Конст-право Часть 1

Политические партии и партийные системы

В соответствии с конституционным правом граждане могут объединяться в политические партии, общественные организации и движения для участия в общественной жизни общества. Сущность любого общественного объединения заключается в его действительной возможности решать важнейшие вопросы, которые тем или иным, образом затрагивают интересы различных слоев общества.

Политическая партия – это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление.

Законодательством предусмотрены определенные признаки политической партии: 1) это свободно создаваемая независимая организация, которая функционирует на принципах самоуправления; 2) устойчивая политическая организация, объединяющая граждан на постоянной основе с правом выхода; 3) объединение в партию осуществляется по идеологическим мотивам; 4) партия не должна быть коммерческой; т. е. не преследует извлечение прибыли; 5) партия способствует выражению политической воли народа, используя для достижения поставленной цели только мирные средства; 6) партия действует на основе гласности, публичности и открытости, т. е. на принципах демократии.

Существует множество видов партий. По социально-политической сущности их можно подразделить на консервативные (правые), социал-демократические (левые) и центристские. Консервативные в большей мере ориентированы на интересы производителей, отстаивая низкие налоги и ограничение социальной деятельности государства, а социал-демократические – на интересы наемных работников и менее обеспеченных слоев населения, ратуя за повышение налогов и активизацию государственных социальных программ.

По особенностям структуры различают партии организационно оформленные и организационно неоформленные. Для первых характерно документальное оформление членства, наличие первичных организаций, членских взносов. Организационно неоформленные партий этих атрибутов не имеют, они напоминают общественно-политические движения, существуют в основном на добровольные пожертвования.

С учетом правового положения партии различаются на легальные, действующие на основании закона; и нелегальные – запрещенные законом, но функционирующие в подполье.

Особо следует отметить партии конфессиональные, т.е. объединяющие, лиц определенных вероисповеданий, а также радикальные (выступающие за резкую смену политического курса) и экстремистские (призывающие к незаконным методам борьбы) партии.

Статус партии стал закрепляться в конституциях и законах лишь в XX веке. Направлениями конституционного регулирования статуса партий являются закрепление их функций, свободы их образования и деятельности, гласности. Постсоциалистические конституции особо провозглашают принципы политического и идеологического плюрализма. Для социалистических конституций характерно закрепление ведущей роли одной партии.

Законодательная институционализация партий осуществляется во многих странах по следующим направлениям: определение партий и их роли в политической системе, порядок образования и прекращения деятельности партии, принципы организации и деятельности, требования к идеологии партии и формированию их финансовой базы, участие партий в выборах.

Функции политических партий – это основные стороны или направления их деятельности, обусловленные стоящими перед ними целями и задачами. Среди функций можно выделить следующие:

1. Исходный пункт деятельности любой политической партии – разработка политического курса, направленного на решение существующих в обществе проблем. С этой целью из партийных активистов и привлекаемых специалистов создаются инициативные группы, комитеты, комиссии, общественные советы, «мозговые тресты» и т.п.

2. Изложенные в программных документах политической партии стратегия и тактика через ее практическую деятельность становятся предпосылкой распространения ее влияния на избирателей. На этом этапе выявляется функция рекрутирования новых членов, воспитания активистов, мобилизации избирателей на поддержку партийных кандидатов, подбор лидеров и продвижение их на руководящие должности в органах государства и массовых общественных организациях.

3. Наиболее важная функция – участие партии в формировании и контроле за деятельностью органов власти.

4. Наличие политических партий, участие их в выборах государственных органов позволяют выполнять функцию мирного разрешения социальных конфликтов. Это создает благоприятные условия для смены в необходимых случаях правительств, для поддержания профессионализма политических деятелей, а тем самым обеспечивает эффективность государственного управления обществом. При демократических режимах действует здоровая конкуренция между правящими партиями и оппозиционными. Последние разрабатывают и предлагают на суд общественности альтернативные программы национального развития, критикуют ошибки в деятельности правительства и злоупотребления, побуждая тем самым правительство искать все более удачные способы разрешения существующих в обществе проблем.

5. В условиях становления национальных государств политические партии нередко осуществляют функцию национальной интеграции. Эта функция хорошо иллюстрируется деятельностью в 40-е – 60-е годы партии Индийский национальный конгресс, выступавшей в период борьбы за национальную независимость объединяющим центром индийского общества.

6. Почти все стороны деятельности любой партии пронизывает идеологическая функция. Суть ее состоит в оказании идейного воздействия на своих членов и сторонников, в пропаганде своих ценностей, мировоззрения, в создании благоприятной для своей деятельности социально-психологической атмосферы в стране.

7. Политические партии реализуют совершенно необходимую для демократического осуществления государственной власти коммуникативную функцию. Она состоит в установлении и поддержании эффективной обратной связи между правящими верхами и обществом в целом в интересах контроля за развитием политической ситуации и своевременного реагирования на ее изменения. Здесь большое значение имеют контролируемые партиями средства массовой информации. Это обеспечивает правительство и партийное руководство информацией о положении и мнении народа и позволяют на это мнение эффективно воздействовать.

Партийная система – это система взаимоотношений политических партий между собой, с государством, с другими элементами политической системы и гражданами. Специфика партийных систем во многом определяется и количеством партий, которые существуют и реально влияют на государственную власть. Различают многопартийные системы, системы фиксированного числа партий, двухпартийные и однопартийные системы. В некоторых мусульманских странах (Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания, Саудовская Аравия и др.) запрещены все партии, т. е. существует беспартийная система, так как считается, что любая партия приводит к разрушению мусульманских общин.

Многопартийная система предполагает, что в выборах общенациональных органов государственной власти участвуют более двух партий и каждая из них имеет шанс сформировать правительство (Италия, Бельгия, Дания и т.д.)

Система фиксированного законом числа партий имеет место в ряде развивающихся стран и означает, что разрешается деятельность только тех партий, которые упомянуты в законе (двухпартийность в Нигерии). Цель подобной системы – рационализировать работу парламента и правительства в условиях большого разброса социальных интересов.

Двухпартийная система – это система, в рамках которой при наличии значительного числа партий реально претендуют на власть лишь две из них (Великобритания, США).

Однопартийные системы характерны для недемократических государств, в которых право доминировать в органах власти принадлежит одной партии. При этом может сохраняться видимость многопартийности, которая сводится на нет закреплением в законе ведущей роли одной партии, т.е. недопустимостью оппозиции (КНР, Куба, КНДР).