logo search
Конст-право Часть 1

Республика

Республика (от лат. res publica – общественное дело) – это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом. Республиканская форма правления такая же древняя, как и монархическая. Она была известна в рабовладельческих государствах (Древняя Греция, Древний Рим), встречалась в период феодализма (Венеция), но наиболее характерна для Новой и Новейшей истории. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений XVIII-XX вв. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий также породила республиканскую форму правления. В Африке и Азии распад колониальной системы в середине XX века привел, за единичными исключениями, к образованию республик.

Современные республики имеют несколько форм, которые иногда делят на пять-шесть разновидностей. Но чаще всего называют две основных формы республики – президентскую и парламентарную, а также промежуточную – смешанную форму.

При прочих равных условиях республика – наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете основываются на мандате народа.

Существуют и извращенные разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностъю власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем ЦК партии и т.д.) или группу диктаторов (хунту), форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, – словом, когда узурпирует власть. Так поступили А. Гитлер в Германии в 1933 году, Ж. Мобуту в Заире (Конго) в 1960 году, «черные полковники» в Греции в 1967 году, А. Пиночет в Чили в 1973 году. «Социалистические» республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального (первого) секретаря компартии или групповой диктатуры политбюро ее ЦК. Генеральный секретарь может при этом занимать должность президента или премьер-министра, а может не занимать никакой государственной должности, осуществляя свою громадную власть неформальным образом, как это долгое время делал И.В. Сталин.

Крайней формой президентской республики является суперпрезидентская республика, где вся жизнь страны замыкается на личности президента, причем имеет место его обожествление и обоснование его власти особой идеологией или религией. Примерами суперпрезидентских республик были Замбия при президенте К. Каунде (1964 – 1991), Конго (Заир) при Мобуту Сесе Секо (1965 – 1997), Сомали при С. Барре (1969 – 1991), Парагвай при А. Стресснере (1954 – 1989), Филиппины при Ф. Маркосе (1965 – 1986), Индонезия при Сухарто (1967 – 1998) и др. В настоящее время к суперпрезидентским республикам можно отнести Сирию, Египет и др.

И в президентской, и в парламентарной республике есть и президент, и парламент, а различие между этими двумя разновидностями республиканской формы правления заключается в характере отношений между законодательной и исполнительной властью.

СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ

- это такая республиканская форма правления, которая характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства.

ПАРЛАМЕНТАРНАЯ

- это такая республиканская форма правления, парламент которой прямо, преимущественно из своего состава формирует правительство (од-нопартийное, коалиционное) и оно несет перед парламентом ответственность за свою деятельность

СМЕШАННАЯ

- это такая республиканская форма правления, в которой парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству (например, кандидатуры в правительство отбирает президент, а назначает их парламент)

признаки

признаки

-президент (при определенном парламентском контроле) формирует правительство и оно несет перед президентом ответственность за свою деятельность

-отсутствие поста премьер-министра (США)

-внепарламентский спо-соб избрания президента и формирования правительства

-президент лишен права роспуска парламента (США)

-парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент)

-верховенство власти парламента

-правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партий, получивших большинство голосов по итогам выборов в парламент

-члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность

-правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства в парламенте, при вынесении вотума недоверия всему правительству или одному из его членов, правительство обязано уйти в отставку

-глава государства - президент, выбирается, как правило, парламентским путем, участие его в формировании правительства номинально

-исходящие от президента акты приобретают юридическую силу после одобрения правительством (институт контрассигнатуры)

США, Бразилия, Египет, Аргентина, Мексика, Сирия, Перу, Венесуэла, Колумбия

Польша, Болгария, Франция, Украина, Португалия, Финляндия, Хорватия

ФРГ, Греция, Италия, Венгрия, Индия, Чехия, Словакия