logo search
ГПЗИП / Общ

§ 5. Акционерное общество

1. Понятие и учреждение. Акционерным признается хозяйственное общество, образованное лицами, соединившими свои капиталы в уставный капитал, разделенный на определенное количество равных долей, выраженных в ценных бумагах - акциях. АО - разновидность коммерческой организации корпоративного характера, обладающей правами юридического лица. Участники АО - акционеры - обладают по отношению к АО обязательственными правами, закрепленными в акциях. Ответственность акционера по обязательствам АО ограничивается стоимостью его акций, по существу стоимость акции определяет пределы предпринимательского риска акционера. Субъектом права собственности на денежные средства и иное имущество, внесенное учредителями и акционерами в АО, является само АО как юридическое лицо.

После 1917 г. и широкой национализации промышленности акционерное движение в России к середине 1918 г. сошло на нет. Однако с переходом к нэпу интерес к различным формам предпринимательской деятельности вновь возродился. До принятия ГК 1922 г. следует отметить отдельные, можно сказать, предварительные шаги, создавшие предпосылки для появления в ГК комплекса норм о торговых товариществах. Закон от 22 мая 1922 г. "Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР"*(145) предоставил всем правоспособным гражданам возможность организовывать промышленные и торговые предприятия, в том числе АО.

С 1 января 1923 г. на территории РСФСР вступил в действие ГК, в котором содержались основные нормы, регулирующие правовое положение и деятельность АО. ГК обозначал АО терминами "акционерные товарищества" и "паевые товарищества". В ст. 322 ГК было дано определение АО: "Акционерным (или паевым) признается товарищество (общество), которое учреждается под особым наименованием или фирмою с основным капиталом, разделенным на определенное число равных частей (акций), и по обязательствам которого отвечает только имущество общества". Форма АО была использована и для государственных организаций, акции которых могли принадлежать исключительно государству. В связи с почти полным огосударствлением народного хозяйства нормы ГК о торговых товариществах утратили силу и перечень видов юридических лиц в ст. 24 ГК 1964 г. вообще не упоминает о торговых товариществах.

Переход России на пути рыночной экономики потребовал возрождения организационно-правовых форм, способных обеспечить беспрепятственное развитие предпринимательства. Использование формы АО стало одним из важнейших инструментов приватизации государственных и муниципальных предприятий. Восстановление законодательства об АО началось с утверждения Советом Министров РСФСР 25 декабря 1990 г. Положения об акционерных обществах.

Часть первая ГК РФ, принятая в 1994 г., и созданный на основе гл. 4 ГК Закон об акционерных обществах от 26 декабря 1995 г. урегулировали отношения, связанные с учреждением и деятельностью АО.

Закон об акционерных обществах подлежит применению ко всем АО, действующим на территории России. Особенности создания и правового положения АО в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также обществ, образованных на базе предприятий и организаций агропромышленного комплекса, должны определяться специальными федеральными законами*(146).

Создание АО возможно либо путем учреждения ранее не существовавшего АО, либо путем реорганизации действующей коммерческой организации. По существу реорганизация является формой прекращения юридического лица, заключающейся в том, что вместо одного (или нескольких) субъектов гражданского оборота в нем появляется новое лицо, унаследовавшее в том или ином объеме права и обязанности, принадлежавшие правопредшественнику. Необходимым условием приобретения АО прав юридического лица является его государственная регистрация в органах юстиции*(147). Создание АО представляет собой волевой акт, совершаемый лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью, - учредителями. В качестве учредителей могут выступать как граждане, так и юридические лица. Учреждения, финансируемые собственником, могут быть участниками АО с разрешения собственника. Решение о создании АО принимается учредителями совместно и единогласно, но Закон допускает создание АО одним лицом и тогда достаточно волеизъявления этого лица. Учредительное собрание принимает решение по трем основным вопросам: создание АО, утверждение его устава, избрание органов управления. По важнейшим вопросам решения принимаются единогласно. Решение о формировании органов управления принимается большинством в три четверти от числа голосов, принадлежащих учредителям в соответствии с общим количеством голосующих акций, причитающихся им с учетом их имущественных вкладов.

Закон различает две разновидности АО - открытые и закрытые. Открытые АО (ОАО) вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции, число акционеров в них не ограничено, акционеры вправе отчуждать свои акции без согласия других акционеров. В закрытых АО (ЗАО) число акционеров не должно превышать пятидесяти, акции распределяются среди учредителей или заранее ограниченного круга лиц, акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами общества (подробные разъяснения по поводу преимущественного права на приобретение акций в ЗАО содержатся в п. 7 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8). Уставный капитал ЗАО не может быть менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества. Для ОАО размер уставного капитала - не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда.

Возможность иметь неограниченное число учредителей и акционеров в ОАО создает условия для мобилизации значительного капитала, обеспечивающего решение крупных хозяйственных задач. Ограничение числа акционеров ЗАО сближает эту форму хозяйственных обществ с обществами с ограниченной ответственностью и создает преимущество обозримости персонального состава АО, а это может иметь значение как для внутренних отношений в АО, так и для отношений с внешними партнерами.

Единственным учредительным документом АО является его устав. Заключаемый учредителями общества договор о его создании представляет собой договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) и к учредительным документам не относится (см. п. 3 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8). Устав представляет собой локальный нормативный акт, регулирующий внутренние отношения, складывающиеся между акционерами и органами управления АО. Его юридическая сила, обязательность для всех акционеров и органов АО основывается не только на факте утверждения устава учредителями, но и на последующей государственной регистрации АО. Закон дает примерный перечень сведений, которые должны содержаться в уставе, учредители вправе также включить в устав любые не противоречащие закону пункты.

В уставе различаются положения информационного и нормативного характера. Информация, которую заинтересованное лицо может получить из устава, должна давать полное представление об АО как субъекте гражданского права, т.е. прежде всего индивидуализировать АО, характеризовать основные направления его деятельности, отражать состояние его имущества. Устав определяет права акционеров по различным категориям акций. В нем закрепляется организационное строение АО, определяется структура органов и нормируется порядок их формирования и деятельности.

Защищая интересы акционеров, Закон установил, что только в уставе, принимаемом единогласно, могут быть предусмотрены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, или их общей номинальной стоимости для одного акционера. Допускается также уставное ограничение максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру, независимо от количества имеющихся у него акций. Изменения и дополнения в устав АО вносятся по решению общего собрания акционеров и приобретают силу с момента их государственной регистрации.

Особой разновидностью АО, занимающей промежуточное место между акционерными обществами и производственными кооперативами, является так называемое народное предприятие - акционерное общество работников предприятия*(148).

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"*(149) (далее - Закон о народных предприятиях) принят в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона об акционерных обществах, где имеется упоминание об "иных федеральных законах", действие которых может распространяться на акционерные общества, обладающие определенными особенностями по сравнению с общими положениями Закона об акционерных обществах. Нормы Закона о народных предприятиях должны обеспечить непосредственное участие в управлении акционерным обществом не только акционеров, но и тех работников предприятия, которые акционерами не являются. Предписывается также система мер, ограждающих акционеров и работников от возможных злоупотреблений со стороны лиц, входящих в органы управления народного предприятия. При этом реализация поставленных целей начинается уже с процедуры создания акционерного общества работников (народного предприятия).

Акционерные общества работников (народные предприятия - НП) создаются только путем преобразования коммерческой организации - хозяйственного товарищества и общества, производственного кооператива. Не могут быть преобразованы в НП государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала (ст. 2 Закона о народных предприятиях). Предполагается, что в последнем случае влияние работников на дела предприятия окажется недостаточным. Решение о преобразовании принимают участники существующей коммерческой организации.

Особенность создания НП состоит в том, что для этого необходимо волеизъявление не только участников коммерческой организации, преобразуемой в НП, но и согласие работников этой организации, т.е. лиц, состоящих с организацией в трудовых отношениях. Участники принимают решение о создании НП большинством в три четверти голосов. Закон о народных предприятиях не указывает, каким большинством должны выразить свое согласие работники коммерческой организации. Следует считать, что для действительности согласия необходимо не менее трех четвертей голосов всех работников, включая и тех, которые являются участниками преобразуемой коммерческой организации. Следующим этапом создания НП является заключение договора между работниками, выразившими согласие на учреждение народного предприятия, пожелавшими стать его акционерами, и участниками преобразуемой коммерческой организации. Работники, не согласившиеся на преобразование коммерческой организации, в договоре не участвуют и акционерами НП не становятся.

Договор о создании НП должен содержать в себе сведения, общие для договоров об учреждении АО (п. 5 ст. 9 Закона об акционерных обществах), и, кроме того, сведения о количестве акций, которыми может владеть в момент его создания каждый работник, в том числе, являющийся участником преобразуемой коммерческой организации и решивший стать акционером НП; каждый участник коммерческой организации, не являющийся ее работником; каждое физическое лицо, не являющееся участником преобразуемой коммерческой организации, и/или юридическое лицо. Должна быть также указана денежная оценка акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации, условия, сроки и порядок выкупа народным предприятием его акций у акционеров в целях соблюдения требований Закона о народных предприятиях и условий договора о его создании. Необходимо определить формы оплаты акций НП или порядка обмена акций (долей, паев) преобразуемой коммерческой организации на акции НП каждым акционером в момент создания НП.

Если для АО единственным учредительным документом в соответствии с п. 3 ст. 98 ГК является устав, то для деятельности НП большое значение приобретает также договор о создании. Договор о создании АО, предусмотренный п. 5 ст. 9 Закона об акционерных обществах, определяет отношения учредителей в период создания общества, а договор о создании НП распространяет свое действие и на время его существования. Договор об учреждении АО регулирует совместную деятельность учредителей в процессе создания общества. Действие этого договора прекращается после достижения поставленной сторонами договора цели.

Договор о создании НП не прекращает своего действия после государственной регистрации предприятия. Об этом свидетельствуют его обязательные условия, перечисленные в п. 1 ст. 3 Закона о народных предприятиях. Так, согласно п. 5 ст. 4 этого Закона договором о создании НП доля акций предприятия в общем количестве акций, которой могут владеть в совокупности в момент его создания участники преобразуемой коммерческой организации, не являющиеся ее работниками, может быть на срок до пяти лет определена иначе, чем это предусмотрено в п. 5. Таким образом, указанный договор урегулирует внутренние отношения в НП на срок до пяти лет после его создания. Аналогичное действие договора в отношении доли акций НП, которые могут принадлежать одному работнику, предусмотрено п. 6 ст. 4 Закона о народных предприятиях. Означает ли сказанное, что договор о создании НП должен быть отнесен к числу учредительных документов этого юридического лица? Если НП есть акционерное общество, а это обстоятельство отражено даже в названии закона - об особенностях положения акционерных обществ работников, то на поставленный вопрос следует дать отрицательный ответ, а соответствующие положения Закона о народных предприятиях, в которых действие договора о создании предприятия распространяется и на его деятельность, признать нарушающими правила п. 3 ст. 98 ГК.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о народных предприятиях договор должен быть подписан всеми лицами, решившими стать акционерами НП. Реализация этого правила может вызвать определенные практические трудности при значительном числе лиц, решивших стать акционерами, так как численность акционеров НП может достигать 5000. При большом числе лиц, пожелавших стать акционерами, возможно подписание договора по доверенности, выдаваемой определенным числом указанных лиц одному из них в качестве уполномоченного на подписание договора. Лица, выдающие доверенность, являются сторонами в многостороннем договоре, имеющем целью создание НП. Представляется, что такая доверенность должна быть нотариально удостоверена.

2. Имущество. Основой коммерческой деятельности АО является уставный капитал, составляемый из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Формирование уставного капитала происходит в процессе учреждения АО путем оплаты акций. Акции могут быть оплачены деньгами, ценными бумагами (векселями, чеками, варрантами и др.), другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. В числе имущественных прав следует упомянуть исключительные права гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и пр.). Коммерческую ценность может иметь и определенная информация (коммерческая тайна), которая также включается в оплату акций. Оценка имущества (в том числе имущественных прав) производится по рыночной цене. Рыночной признается цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы продать его, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его покупать, был бы согласен его приобрести.

В АО в обязательном порядке создается резервный фонд, предназначенный для покрытия убытков АО, погашения его облигаций и выкупа акций в случае отсутствия иных средств. Расходование средств резервного фонда на другие цели не допускается. Уставом может быть предусмотрено формирование еще одного специального фонда - фонда акционирования работников общества, расходуемого на приобретение акций с последующим размещением их среди работников АО. Закон не называет каких-либо иных фондов, но и не запрещает их создания. Исходя из этого не исключается возможность включения в устав и иных целевых фондов.

Уставный капитал, зафиксированный при создании АО, в дальнейшем может подвергнуться изменению - увеличению или сокращению. Эти обстоятельства отражаются в уставе и регистрируются как изменения в нем. Решение об увеличении уставного капитала принимается общим собранием или советом директоров, если такие полномочия предоставлены ему уставом. Решение об уменьшении может быть принято только общим собранием акционеров. Увеличение уставного капитала возможно путем увеличения номинальной стоимости акций либо размещения дополнительных акций, уменьшение - путем уменьшения номинальной стоимости акций или сокращения их общего количества. Сокращение общего количества акций допускается, в частности, путем приобретения собственных акций, которые погашаются при их приобретении. АО не вправе принимать решение о приобретении части размещенных акций, если в результате в обороте останутся акции общей номинальной стоимостью менее установленного законом уровня уставного капитала. Выкуп акций производится не только на основании решения об уменьшении размера уставного капитала, но и по требованию акционеров в случаях, предусмотренных законом. Владелец голосующих акций вправе требовать выкупа своих акций, если принято решение о реорганизации общества или совершении крупной сделки, а он голосовал против реорганизации или совершения сделки либо не принимал участия в голосовании. Такое же право принадлежит владельцу голосующих акций в случае принятия решения о внесении изменений и дополнений в устав АО или утверждения устава в новой редакции, в результате чего его права оказались ограничены.

3. Органы управления. Важнейшим в деятельности любого корпоративного образования является вопрос о формировании его воли как единого субъекта гражданского оборота. Предусмотренная Законом структура органов АО призвана обеспечивать интересы акционеров, возможность реально влиять на хозяйственную деятельность АО. Создана своеобразная система "сдержек и противовесов".

В Законе определена компетенция органов управления АО. Ее перераспределение между органами не допускается, кроме ограниченного числа случаев, указанных в Законе. Так, уставом может быть предусмотрено, что образование исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий, которые диспозитивной нормой закона отнесены к компетенции общего собрания акционеров, входят в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета). То же относится к решению вопроса об изменении устава в связи с увеличением уставного капитала. Со своей стороны совет директоров не вправе передавать свои исключительные полномочия исполнительному органу.

Главным органом акционерного общества является общее собрание акционеров, формирующее исполнительные и контрольные органы. Исполнительным органом может быть правление, дирекция - коллегиальные исполнительные органы, или директор, генеральный директор - единоличный исполнительный орган. Текущая деятельность исполнительных органов находится под контролем создаваемых общим собранием акционеров совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора). Закон о народных предприятиях в качестве органов также называет общее собрание акционеров (ст. 10 и 11), наблюдательный совет (ст. 12), генерального директора (ст. 13) и ревизионную (контрольную) комиссию (ст. 14).

Компетенция общего собрания определена ст. 48 Закона об акционерных обществах. Решение ряда важнейших вопросов деятельности общества отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров - они не могут быть переданы для решения ни исполнительному органу АО, ни наблюдательному совету (совету директоров). На решение наблюдательного совета (совета директоров) возможна передача лишь вопросов о внесении изменений и дополнений в устав, связанных с увеличением уставного капитала общества в соответствии со ст. 12 и 27 Закона.

Общее собрание акционеров в обязательном порядке созывается ежегодно в сроки, определяемые уставом, с соблюдением сроков, установленных законом. Внеочередное общее собрание созывается советом директоров (наблюдательным советом) по собственной инициативе, а также по требованию ревизионной комиссии (ревизора) АО, аудитора общества, акционера (акционеров), которому (которым) принадлежит не менее чем 10% голосующих акций. Собрание может быть проведено как с присутствием акционеров, так и путем проведения заочного голосования (опросным путем). Заочным голосованием могут быть решены многие вопросы жизни АО за исключением избрания совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), утверждения аудитора общества, рассмотрения и утверждения годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков, распределения прибылей и убытков.

Решения, принятые общим собранием, обязательны для акционеров. Однако закон предоставляет акционеру право оспаривать решение собрания и требовать по суду признания его недействительным. Признание решения общего собрания недействительным по иску акционера может иметь место, в частности, при несвоевременном извещении (отсутствии извещения) о дате проведения общего собрания; непредоставлении возможности ознакомиться с необходимыми материалами (информацией) по вопросам, включенным в повестку дня собрания, несвоевременном предоставлении бюллетеней для голосования, проводимого заочно.

Акционер может обратиться в суд с иском о признании решения общего собрания недействительным при одновременном наличии следующих условий: 1) решение принято с нарушением закона, иных нормативных правовых актов или устава АО; 2) истец не принимал участия в собрании, на котором было принято решение, или голосовал против него; 3) этим решением нарушены права и законные интересы акционера.

Не все свои полномочия общее собрание может осуществлять самостоятельно: в ряде случаев действия общего собрания должны быть инициированы советом директоров (наблюдательным советом). В частности, по представлению совета решаются вопросы реорганизации АО - слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При добровольной ликвидации общества вопрос также выносится на общее собрание по предложению совета директоров (наблюдательного совета).

Компетенция общего собрания акционеров НП определена таким образом, чтобы в наибольшей степени гарантировать участие в ней максимально возможного числа акционеров, являющихся работниками предприятия. Это достигается решением общего собрания о максимальной доле акций НП в общем количестве акций, которой могут в совокупности владеть физические лица, не являющиеся работниками предприятия, и/или юридические лица. Той же цели служит решение о максимальной доле акций в их общем количестве, которой может владеть один работник НП.

Перечень вопросов, рассмотрение и решение которых входит в компетенцию общего собрания на НП, в целом соответствует содержанию ст. 48 Закона об акционерных обществах. Главное отличие заключается в предложенной Законом о народных предприятиях системе голосования. Предложенные "особенности" полностью расходятся с основополагающим принципом существования и деятельности акционерных обществ, где голосование происходит по принципу "одна акция - один голос". Этот принцип обусловлен самой природой АО, как объединения капиталов. Недаром в ряде статей Закона об акционерных обществах говорится о "голосующих акциях" (например, в ст. 49). Для того чтобы принимать участие в делах АО, надо участвовать в его капитале - можно сказать, что голосует не акционер, а его капитал, выраженный в принадлежащих ему акциях. Статья 10 Закона о народных предприятиях предлагает по наиболее важным вопросам функционирования предприятия принимать решения по другому, "не акционерному" принципу - "один акционер - один голос". По тому же принципу предлагается принимать решение и при голосовании о периоде полномочий счетной комиссии на собрании. Совершенно очевидно, что принцип "один участник - один голос" позаимствован из совсем другой организационно-правовой формы коммерческих организаций, основанной не на объединении капиталов, а на объединении лиц - из производственных кооперативов. Пункт 2 ст. 15 Закона о производственных кооперативах устанавливает, что каждый член кооператива независимо от размера его пая имеет при принятии решений общим собранием членов кооператива один голос.

В работе общего собрания акционеров НП могут участвовать с правом совещательного голоса работники предприятия, не являющиеся акционерами (п. 5 ст. 10 Закона о народных предприятиях). Закон не определяет количественные пропорции такого участия - не сказано, вправе ли принять участие в собрании все работники, не являющиеся акционерами, или какая-то часть из них. С точки зрения коммерческих интересов предприятия указанное правило вызывает сомнения, так как участие лиц, непосредственно не вложивших свои средства в АО, может негативно сказаться на соблюдении коммерческой тайны.

Создание совета директоров (наблюдательного совета) обязательно для АО с числом акционеров более пятидесяти. Уставом общества с меньшим числом акционеров может быть предусмотрено, что функции совета директоров (наблюдательного совета) будет осуществлять общее собрание акционеров (ст. 64 Закона об акционерных обществах). Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) определена ст. 65 Закона. К исключительной компетенции этого органа отнесено, в частности, определение приоритетных направлений деятельности общества, созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров общества (за исключением случаев, предусмотренных п. 6 ст. 55 Закона), утверждение повестки дня общего собрания, рекомендации относительно размера дивиденда по акциям и порядку его выплаты.

Члены совета директоров (наблюдательного совета) избираются общим собранием акционеров на один год и могут быть избраны вновь неоднократно. Члены коллегиального исполнительного органа (правления, президиума и т.п.) не могут составлять большинства в составе совета директоров (наблюдательного совета), а единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент и т.п.) не вправе одновременно быть председателем совета директоров (наблюдательного совета).

Для НП законом также предусмотрен наблюдательный совет, представляющий собой коллегиальный орган, в состав которого при наличии условий, установленных п. 7 ст. 12 Закона о народных предприятиях, может быть избран представитель работников, не являющихся акционерами. Генеральный директор, председатель и члены контрольной (ревизионной) комиссии избираются только из числа акционеров.

Генеральный директор является единоличным исполнительным органом НП, тогда как Закон об акционерных обществах предоставляет акционерам возможность самим решать, иметь ли коллегиальный или единоличный исполнительный орган. Менее демократично по сравнению с Законом об акционерных обществах решается вопрос о председателе наблюдательного совета. Пункт 2 ст. 66 Закона об акционерных обществах запрещает единоличному исполнительному органу (генеральному директору и т.п.) одновременно быть председателем наблюдательного совета. Пункт 4 ст. 12 Закона о народных предприятиях в качестве общего правила устанавливает, что председателем наблюдательного совета является входящий в него по должности генеральный директор НП, если уставом не предусмотрено иное. Можно считать вполне обоснованным предположение, что в большинстве случаев будет избрана схема, предложенная диспозитивной нормой закона.

Нельзя признать расширением прав акционеров и правило п. 10 ст. 10 Закона о народных предприятиях: решение наблюдательного совета об отказе включить вопрос в повестку дня или кандидатуру в список для голосования по выборам на должность генерального директора НП и председателя контрольной комиссии в члены наблюдательного совета и в члены контрольной комиссии может быть обжаловано в контрольную комиссию, решение которой по данному вопросу обязательно для наблюдательного совета. Представляется, что приведенное правило не должно препятствовать обжалованию решения контрольной комиссии в суде. Отказ в праве на судебное обжалование означал бы неоправданное ограничение прав акционеров НП по сравнению с правами, предоставленными им законом.

В АО создается исполнительный орган, призванный осуществлять руководство текущей деятельностью общества (ст. 69 Закона об акционерных обществах). На него возложена организация исполнения решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества. В состав исполнительного органа могут быть избраны как акционеры, так и лица, акционерами не являющиеся. Полномочия исполнительного органа общества могут быть по решению общего собрания переданы по договору коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Акционерное законодательство создает условия для защиты прав акционеров, прежде всего меньшинства от злоупотреблений со стороны лиц, входящих в состав руководящих органов АО. Поэтому в Закон об акционерных обществах включены правила о возможности оспаривания решений общего собрания, совета директоров, исполнительного органа. Защита прав и интересов акционера осуществляется по двум направлениям - защита его имущественных прав и защита его права на участие в управлении АО. Разумеется, имущественные права акционера тесно связаны с правом участия в управлении обществом.

Статьей 71 Закона об акционерных обществах определена ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием). Если в причинении убытков виновны несколько из указанных лиц, их ответственность перед обществом является солидарной.

4. Права и обязанности акционеров. Важнейшим имущественным правом акционера является его право на получение дивидендов из прибыли АО. Решение о выплате дивидендов принимается общим собранием акционеров (годовые дивиденды) или советом директоров (промежуточные дивиденды - за квартал, за полугодие). Общество обязано выплачивать только объявленные дивиденды. Право на получение дивидендов возникает у акционера после принятия обществом решения об их выплате, в котором определен размер дивидендов по различным категориям акций. В случае задержки выплаты акционер вправе обратиться в суд с иском о взыскании с АО причитающихся ему сумм. Если дивиденды за соответствующий период не объявлены, право требовать их выплаты не возникает.

Размер дивидендов, выплачиваемых по акциям одной категории (обыкновенным), одинаков. Недопустимо установление размера дивидендов по акциям в зависимости, например, от стажа работы акционера на предприятии, принадлежащем акционерному обществу, от срока владения акциями, нельзя лишать права на получение дивидендов или ограничивать их размер за нарушение трудовой дисциплины*(150).

Владельцы привилегированных акций не вправе требовать выплаты дивидендов, размер которых предусмотрен в уставе, если общее собрание приняло решение о невыплате дивидендов по акциям определенного типа или выплате их в неполном размере. При отсутствии такого решения акционеры - владельцы привилегированных акций, размер дивидендов по которым определен в уставе, могут заявлять требования об их выплате в установленный срок, а при нарушении срока вправе обратиться в суд. Конечно, в тех случаях, когда по закону общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов, у акционеров нет права требовать их выплаты.

Интересы АО и его акционеров призваны защищать правила Закона о крупных сделках и заинтересованности в совершении обществом сделки. При совершении крупной сделки, связанной, как и прочие сделки, с предпринимательским риском, вероятные убытки могут серьезно подорвать имущественную стабильность АО. Поэтому закон требует в интересах самого же АО и устойчивости гражданского оборота особой осмотрительности и соблюдения специальных правил. Крупными признаются одна или несколько взаимосвязанных сделок по приобретению или отчуждению имущества либо возможностью отчуждения обществом имущества, стоимость которого более 25% балансовой стоимости активов АО на дату принятия решения о совершении таких сделок. Сюда же относятся сделка или несколько взаимосвязанных сделок по размещению обыкновенных или привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющих более 25% ранее размещенных обществом обыкновенных акций. Решение о совершении крупной сделки на сумму от 25 до 50% балансовой стоимости активов должно быть принято советом директоров (наблюдательным советом) единогласно, а при недостижении единогласия вопрос может быть вынесен на общее собрание.

В целях усиления гарантии интересов акционеров и работников предприятия п. 5 ст. 15 Закона о народных предприятиях изменен критерий отнесения сделки к "крупной". Таковой считается сделка, предметом которой является имущество стоимостью от 15 до 30% балансовой стоимости имущества предприятия. В отличие от ст. 79 Закона об акционерных обществах, Закон о народных предприятиях требует, чтобы единогласное решение наблюдательного совета о совершении крупной сделки было к тому же в обязательном порядке согласовано с контрольной комиссией. Крупная сделка, предметом которой является имущество, стоимость которого превышает 30% балансовой стоимости имущества предприятия, может быть заключена только по решению общего собрания акционеров, принятому большинством не менее трех четвертей голосов. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в ст. 78 Закона об акционерных обществах говорится о крупной сделке, связанной с приобретением или отчуждением обществом имущества. В Законе о народных предприятиях речь идет "о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество". Но сделка, предметом которой является имущество, не всегда связана с отчуждением или приобретением - это может быть и договор аренды, договор о передаче имущества в безвозмездное пользование и т.п. Таким образом, очевидно, что Закон о народных предприятиях установил дополнительные ограничения в интересах акционеров и работников НП. Но, как всякое ограничение, это имеет свои положительные и отрицательные стороны. Усложнение процедуры заключения сделок снижает уровень оперативности в принятии коммерческих решений, что в условиях рынка может повлечь негативные последствия.

В российском акционерном законодательстве впервые появилась категория аффилированных лиц, имеющих отношение к проблеме заинтересованности в совершении обществом сделки. Аффилированными обычно называются лица, которые в результате приобретения определенного пакета акций АО, либо в силу своего должностного положения в обществе (члена совета директоров, исполнительного органа), либо в силу иных обстоятельств могут в той или иной степени контролировать деятельность общества. Аффилированными лицами АО могут быть основное хозяйственное общество, по отношению к которому АО является дочерним; акционер, имеющий право распоряжаться более чем 20% голосующих акций данного общества; член совета директоров общества, лицо, занимающее должность в иных органах управления общества и др.*(151).

Заинтересованными в совершении сделки признаются член совета директоров АО, лицо, занимающее должность в иных органах управления, акционер (акционеры), владеющий со своим аффилированным лицом (лицами) 20 и более процентами голосующих акций общества, в случае, если указанные лица, их супруги, родители, дети, братья и сестры, а также все их аффилированные лица: 1) являются стороной такой сделки или участвуют в ней в качестве представителя или посредника, 2) владеют 20 или более процентами голосующих акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной в сделке или участвующего в ней в качестве представителя или посредника, и 3) занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной в сделке или участвующего в ней в качестве представителя или посредника. Дабы снизить или вовсе исключить негативное для интересов АО воздействие заинтересованности в совершении сделки лиц, могущих оказать влияние на принятие решения о заключении сделки и определение ее условий, закон установил специальные правила. Их суть сводится к тому, чтобы отстранить заинтересованных лиц от участия в принятии решения о заключении сделки. Если в сделке заинтересован один или несколько членов совета директоров, решение принимается большинством голосов незаинтересованных членов совета. В случае заинтересованности всего состава совета директоров, решение должно быть принято на общем собрании акционеров большинством из числа акционеров, не заинтересованных в совершении этой сделки.

Статья 16 Закона о народных предприятиях содержит правила не только о крупных сделках, но и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность лиц из руководящего состава предприятия. Одним из требований указанного Закона, впрочем, так же как ст. 82 Закона об акционерных обществах, является требование о предоставлении соответствующими лицами информации о своей заинтересованности. Закон о народных предприятиях установил, что, если требуемая информация не будет своевременно представлена, контрольная комиссия обязана вынести вопрос о невыполнении требования закона на рассмотрение общего собрания. Какова должна быть реакция общего собрания, Закон не указывает. Неясно, насколько оперативно сможет общее собрание обсудить это сообщение и запретить совершение сделки или, наоборот, одобрить ее. Если же сделка была совершена с нарушением требования о предоставлении информации, следует применить правило ст. 84 Закона об акционерных обществах и воспользоваться возможностью признать сделку недействительной.

5. Реорганизация и ликвидация акционерного общества. Реорганизация АО заключается в том, что права и обязанности реорганизуемого общества переходят к иным юридическим лицам в порядке правопреемства. Реорганизация может происходить как по решению самого АО (добровольная), так и по постановлению компетентного органа. Так, Закон о конкуренции допускает принудительное разделение "хозяйствующих субъектов" (в том числе АО), которые, занимая доминирующее положение в определенной отрасли, осуществляют монополистическую деятельность и(или) их действия приводят к существенному ограничению конкуренции*(152).

В числе форм реорганизации юридического лица и ранее известных российскому гражданскому праву ГК 1994 г., а вслед за ним и Закон об акционерных обществах, упоминают преобразование. АО может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Преобразование в хозяйственное товарищество (полное или коммандитное) или в потребительский кооператив не допускается. При проведении преобразования должны учитываться правила, специфические для указанных видов коммерческих организаций. Не противоречит закону преобразование АО одного вида в другой: ОАО в ЗАО и наоборот. Ограничения здесь обусловлены установленным предельным числом акционеров - в ЗАО их должно быть не более 50, поэтому ОАО, насчитывающее большее число акционеров, не может быть преобразовано в ЗАО. В то же время ЗАО не подлежит преобразованию в ОАО, если размер его уставного капитала ниже минимального уровня, установленного для ОАО.

Прекращение АО в форме ликвидации подчиняется нормам ГК, общим для всех юридических лиц и соответствующим нормам Закона об акционерных обществах. АО может быть ликвидировано добровольно - по решению самих акционеров или принудительно - по решению суда. В ГК названы лишь две причины, по которым происходит добровольная ликвидация АО - истечение срока, на который было создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно было создано. Решение о ликвидации должно быть немедленно в письменной форме сообщено органу государственной регистрации по месту регистрации АО.

Принудительная ликвидация АО производится по решению суда в соответствии с основаниями, указанными в ГК: осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности запрещенной законом, либо с иными грубыми нарушениями закона или иных нормативных правовых актов. Основанием для принудительной ликвидации является также несостоятельность (банкротство) АО. Условия и порядок объявления АО банкротом, а также особенности ликвидационной процедуры определены Законом о банкротстве, а для кредитных организаций - Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"*(153).