logo search
компл

3. Программа «Антистресс»

Обследование детей (а по запросу и взрослых) на предмет их нервно-психического состояния в настоящее время является одной из задач программы «Антистресс», внедряемой в практику учебно-воспитательного и трудового процесса. Измерение социометрического статуса в группе подростков на предмет их самооценок выявляет детей, испытывающих эмоциональный стресс. Таких — пятая часть от всех обследуемых, что подтверждают исследования авторов в ГУ «Приют "Федор"». Качественный анализ данных психологического тестирования (экспресс-диагностика по методу цветопредпочтения М. Люшера) показал, что у таких детей низкая работоспособность (80% от числа испытывающих стресс), интенсивность стресса на шкале его наличия по параметру суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) достигает в большинстве случаев значения –25,0. Это свидетельствует о повышенном уровне утомляемости, плохом нервно-психическом состоянии, неуравновешенности, наличии негативных эмоциональных переживаний, высокой вероятности невротизации личности.

Для детей, испытывающих стресс, характерны в их профиле личности гетерономность, концентричность, сформированность личности и повышенная активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Они имеют, как правило, низкий социометрический статус с отрицательным значением в формальных (деловых) и эмоциональных отношениях. Некоторые из них близки к изолированному положению в группе. 90% из них имеют низкую самооценку, правда, при этом частота общения, уровень включенности в него достаточно высоки, колеблются в диапазоне 0,41–0,91.

Напряженность, насыщенность эмоциональными импульсами отличает и тех, кто имеет средний уровень самооценки (0,36). По коэффициенту потенциальной конфликтности (КПК) и коэффициенту отрицательной экспансивности (КОЭ) дети разбросаны по всему диапазону значений от 0 до 0,64 и 0,82, т. е. не выделяются в отдельную однородную группу.

В практической работе с такими детьми возникла необходимость скоординировать работу специалистов разных служб на основе единой программы «Антистресс», цель и задачи которой — оказать психологическую и другие виды помощи «сфокусированным» образом — посредством направленной работы всех специалистов приюта — детям и персоналу, испытывающим стресс или состояние дистресса (неотреагированного стресса, принявшего хроническую форму и потому наиболее опасного для здоровья ребенка или взрослого), а также индивидуальную помощь, учитывающую особенности личности ребенка и взрослого.

В своем отработанном виде эта программа должна служить постоянным фактором стабилизации нервно-психического состояния детей и взрослых на основе его постоянного мониторинга и быть механизмом его комплексной коррекции в тех случаях, где оно достигает пограничных форм между здоровьем и болезнью. Например, в нашем случае таблица распределения детей в приюте по параметру коэффициента вегетативного тонуса (ВК) (табл. 4) имеет два запредельных значения, выше и ниже которых дети испытывают либо сниженное нервно-психическое состояние, потребность в отдыхе, восстановлении сил (гиповозбудимые, с преобладанием тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы), либо повышенное нервное возбуждение и также нуждаются в коррекции психоэмоционального состояния. По центру располагаются дети с нервно-психическим состоянием, близким к оптимальному.

Такой рабочий цикл уравновешивания нервно-психического состояния дезадаптивных детей специалистами разных служб и отделов по программе «Антистресс» отображен на рисунке 4.

Коррекционная работа, которая ведется в этом направлении, включает в себя психологическую коррекцию нервно-психиче-ского состояния с учетом причины возникновения стресса на основе материалов диагностической беседы, психологического тестирования и в целом скрининга с помощью анкет.

На этом этапе детям дается задание на рисунках, изображающих различные эмоциональные состояния, найти себя: «Что ты сейчас чувствуешь?», или предлагается тест цветопредпочтения М. Люшера. Подросткам предлагаются тесты самооценки своего настроения Спилберга — Ханина, шкала ШНСН, шкала СТ и ЛТ и др. Для взрослых диагностическим инструментом служит анкета «Грозит ли вам стресс?»

Чтобы снять нервно-психическое напряжение, используется биотренажер «Антистресс» — массаж пальцев рук при помощи колечка с учетом ритма дыхания. Эффект основан на принципе действия в организме токов редокс.

Учитывая тот факт, что для оптимизации нервной системы и анализаторов могут быть использованы и фитосборы растений (например, мощным регулятором нервно-вегетативной нестабильности является шалфей, который в старину называли травой спасения, масло розы благотворно воздействует на эмоциональный фон, масла мяты, мелиссы, герани и лаванды обладают успокаивающим действием), в общем комплексе коррекционных мер направленного действия медперсоналу приюта было рекомендовано разработать фитоформулы (с учетом гипервозбудимого и гиповозбудимого ребенка), нормализующие их нервно-психическое состояние. Некоторые из них могут быть использованы и для оптимизации учебного процесса, являясь средством фитопрофилактики умственной утомляемости. У этих детей достаточно низкая интеллектуальная работоспособность (9,1–10,6 на шкале, имеющей максимальное значение 20,9).

Однако, как справедливо отмечают авторы В. Н. Кидалов и Л. Н. Куликова, «многочисленные фитоформулы не исключают, а, наоборот, предполагают использование рекомендаций здорового образа жизни как важных элементов достижения желаемых оздоровительных эффектов. Психологический настрой на действие по преодолению застарелых привычек (только на это нужно не менее трех недель), постепенное включение новых физических упражнений, планирование меню, режима сна, работы и отдыха усиливают эффекты… предлагаемых травяных сборов».

Двигаясь в этом направлении, мы используем и психологические методы коррекции нервно-психического состояния детей. Так, для вывода из состояния агрессии воспитателям были выданы «Листы гнева». Дети рвали их, и эмоциональное состояние приходило в норму.

Проводятся тренинговые занятия «Контроль нервно-психического состояния с помощью техники релаксации» (упражнения на релаксацию, упражнение «Антистрессовая релаксация» и др.), а также с помощью техники речи, когда в начале занятия проговариваются скороговорки, которые оказывают влияние на изменение эмоционального состояния (особенно при утомлении). Скороговорки являются одним из мобилизующих факторов эмоционального состояния и интеллектуальной работоспособности и используются в Центре Н. С. Говорова «Адаптация и развитие человека».

Для снятия высокого уровня стресса (с учетом гипер- и гиповозбудимости воспитанников) инструктором по физической культуре был подобран специальный комплекс физических упражнений. Музыкальный руководитель строит свои занятия, ориентируясь на рекомендации психологов относительно детей с нарушенным нервно-психическим состоянием.

Сотрудникам для диагностики стресса предлагалась анкета «Грозит ли вам стресс?», тестирование, а для его снятия — упражнения на релаксацию, биотренажер кольцо «Антистресс» и аудиопрограмма «Ментальная комната», «Звуки природы» и др. Медперсонал измерял пульс и давление всех участников до и после сеанса. О наличии сдвигов в психоэмоциональной сфере можно было судить и по результатам теста цветопредпочтения.

Кроме того, для детей и взрослых разработаны памятки «О чем расскажет ваше ухо?», «Разбудите в себе природного доктора», «Как подружиться со своим деревом, или как получить от дерева дополнительную силу» и др. В них изложены приемы саморегуляции нервно-психического состояния на основе техники самомассажа биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и на пальцах рук, проекционные зоны которых чрезвычайно широко представлены в головном мозге человека, чем и обусловлен терапевтический эффект их самомассажа.

Этим определяется особое место программы «Антистресс» в комплексе коррекционных мер при работе с детьми с сохранным интеллектом, педагогически запущенных, испытывающих эмоциональную депривацию или находящихся в дезадаптивном состоянии, с нарушенным механизмом общения, с недостатками в личностном профиле (низким социометрическим статусом в структуре формального (делового) и эмоционального взаимодействия с другими детьми), с низкой самооценкой, подверженных стрессовому воздействию, снять которое возможно с помощью комплекса физических упражнений или ментального (психического) отдыха, как у взрослых.

Накопленные статистические данные и опыт работы по этой теме позволят составить обучающую программу. В представленной схеме (рис. 4) закладывается возможность для специалистов творчески подойти к решению этой проблемы, вызвать у них встречный интерес по мере продвижения на пути ее решения. В свою очередь, координатор этой программы имеет возможность сосредоточить свой анализ на причинах возникновения стресса, совместно взаимодействуя с персоналом в сложных случаях, делая возможным создание психотерапевтической среды как части психологического микроклимата среди взрослых и проживающих в стационаре детей.

Формы и методы работы по программе «Антистресс» находятся еще в стадии становления. Мы рассказали о тех из них, с помощью которых удается поставить щит против стресса на пути к здоровью детей и взрослых.