logo search
Конст-право Часть 1

Конституционные права, свободы и обязанности

Конституционные права и свободы – это зафиксированные в конституции возможности человека, представляющие для него наибольшую значимость. В настоящее время различия между терминами «право» и «свобода», употребляемым в субъективном юридическом смысле, не существует. Конституционные обязанности – это зафиксированные в конституции важнейшие долженствования человека.

Способы формулирования прав и свобод в конституциях зарубежных стран. Существует два способа формулирования прав и свобод: позитивный и негативный. Позитивный способ предполагает наличие констатации, что субъект имеет право (вправе, может) совершить то или иное деяние. Негативный означает лишь запрет каких-либо деяний, нарушающих то или иное право или свободу (т.е. само право при использовании негативного способа не называется, а подразумевается).

Конституции и законы предусматривают разные способы осуществления основных прав: явочный порядок, заявительный порядок, разрешительный порядок, регистрационный порядок, режим судебных санкций.

При явочном порядке для осуществления предусмотренных конституцией прав не нужно никаких дополнительных обращений к органам государства, можно непосредственно проводить собрание в закрытом помещении или публиковать статью с критикой деятельности правительства. Регистрация в некоторых случаях при осуществлении явочного порядка использования конституционных прав носит, по существу, технический характер.

Заявительный порядок предполагает заблаговременную, в предусмотренный законом срок, информацию государственных органов, а иногда предприятий, организаций, собственников (например, при забастовке) о намерении осуществить то или иное конституционное право. Несоблюдение этого условия влечет признание данной акции незаконной со всеми вытекающими отсюда последствиями: полиция вправе запретить собрание на открытом воздухе, если заранее не было сделано определенной заявки; суд может оштрафовать профсоюз, если работодатель не предупрежден заранее о забастовке

Для некоторых конституционных прав установлен разрешительный порядок. Они могут осуществляться только после получения разрешения от соответствующих органов государства или местного самоуправления. Подобные примеры уже приводились в связи с правом на уличные демонстрации.

Регистрационный порядок предполагает, что осуществление конституционного права возможно только после регистрации, выдачи лицензии (например, свобода предпринимательской деятельности). При введении чрезвычайного положения могут быть ограничены свобода собраний, деятельность партий (партии нельзя распустить, так как это прерогатива суда), свобода передвижения граждан, а также запрещены демонстрации. Вводится цензура для публикаций радио- и телепередач. Граждане, призывающие к общественным беспорядкам, к нарушению закона, могут быть принудительно выселены на определенный срок из данного региона. Вводится досмотр транспортных средств и граждан. Если чрезвычайное положение введено в связи со стихийными бедствиями, катастрофами, возможны дополнительные меры: трудовая повинность, распределение питания и предметов первой необходимости среди населения, изменение режима работы предприятий и учреждений.

При объявлении военного положения определенные полномочия гражданских органов власти переходят к органам военного управления, которые, по существу, ставятся над гражданскими органами. Осадное положение объявляется в критических ситуациях и характеризуется особенно жесткими ограничениями прав граждан.

В условиях чрезвычайного положения в городах и иных населенных пунктах может быть установлен комендантский час: в ночное время в определенные часы жителям запрещается появляться на улице без соответствующих пропусков, выдаваемых обычно военными властями.

Историческая эволюция конституционных прав и свобод в основном совпадает с периодизацией развития самих конституций. На первом этапе (от зарождения конституционализма до начала XX века) появились личные и политические права, а также право собственности. Второй этап, охвативший первую половину XX века, характеризуется закреплением в конституциях экономических, социальных и культурных прав и обязанностей. На третьем этапе (вторая половина XX века) появились экологические и информационные права и обязанности.