Послесловие
Проведенный анализ исследований показал широкий спектр проблем подростков, объединенных в категорию трудных. Это обстоятельство приводит многих исследователей к необходимости создания различного рода классификаций. Рассмотрение проблемы акцентировано на профилактике и реабилитации трудных подростков. Оценка состояния подростка в социальном, психологическом, медицинском и педагогическом аспектах осуществляется известными апробированными методами. Прослеживается единодушное включение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в категорию группы риска, сюда же попадают и девиантные дети.
Таким образом, имея дело с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, исследователь рассматривает проблему в плоскости отклонений от нормы.
Для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающихся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение — два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.
Многие поступки не подпадают под нормы и вместе с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества).
Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы.
Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов, не согласующимся с существующей нормативной системой. Причем одно и то же противоречие может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).
В период перехода к рыночной экономике изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям.
В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Все чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.
Изучение подростков-правонарушителей показывает, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.
Непременным условием девиантного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. Многие подростки живут в неполных семьях с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопека, так же как и безнадзорность, нередко способствует делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят свое выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимой, но и психологически необходимой. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
-
выявление неблагоприятных факторов и десоциализиру-ющих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обусловливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
-
своевременная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребенка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
-
Амбрумова А. Г. Диагностика и профилактика суицидального поведения детей и подростков с депрессивными расстройствами: Метод. реком. М., 1983.
-
Амбрумова А. Г., Жезлова Л. Г. О некоторых формах девиантного поведения у подростков // Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. М., 1973.
-
Амбрумова А. Г., Пустовалова Л. И. Семейная диагностика в суицидологической практике: Метод. реком. М., 1983.
-
Антонян Ю. Преступники с умственной отсталостью. М., 1992.
-
Беличева С. Основы превентивной психологии. М., 1994.
-
Белов В. Прогнозирование заболеваемости лиц с различным состоянием здоровья // Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конф. Липецк, 1995.
-
Белоусова Е. Бомжи, попрошайки и беспризорники: кто они и как решать проблему? // Internet сайт http://www.mos.ru/opinion/ op020118001.htm.
-
Борохов А. Д., Ершов Б. Б., Файн А. П. Агрессия как возможный пусковой механизм саморазрушающегося поведения у подростков // Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991.
-
Буров С. Л., Туткина О. Н. Терапия Доктора Редокс. Нижний Новгород, 1998.
-
Буторина Н. Е., Дедков Е. Д. Особенности девиантного поведения подростков как клинического проявления пубертатного криза // Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991.
-
Вайкерт Е. Беспризорные дети Санкт-Петербурга // Internet сайт http://www.mos.ru/opinion/op020118001.htm.
-
Валагов А., Волобоев Н., Мальцева Л. О состоянии здоровья школьников //Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конференции. Липецк, 1995.
-
Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение: Метод. пос. Вып. 9. М., 1995.
-
Вишневский В. К здоровью человека — комплексный подход // Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конф. Липецк, 1995.
-
Владинска Н., Петрова Н. Социально-педагогическая модель коррекционно-воспитательной работы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. М., 1993.
-
Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пос. / Под ред. М. И. Рожкова. М., 2001.
-
Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.
-
Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. пос. СПб., 1993.
-
Гоникман Э. И. Как вытащить себя из стресса. М., 2002.
-
Гремминг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002.
-
Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб., 1997.
-
Денисенко Р. Замкнутый круг // Internet сайт http://www.chaspik. spb.ru/cgi-bin/index.
-
Дербенев Д., Жмакин И. О методических подходах к изучению социальной адаптации подростков // Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конф. Липецк, 1995.
-
Дети социального риска и их воспитание: Учеб.-метод. пос. / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2003.
-
Дети улиц. Асоциальные молодежные формирования: Сб. матер. Ч. I. СПб., 2001.
-
Дети улиц. Асоциальные молодежные формирования: Сб. матер. Ч. II. СПб., 2001.
-
Дылева Е. На журналистов неча пенять, коли беспризорность растет // Internet сайт http://www.radio.cz/ru/statja/3737-49k.
-
Дэвид Бэйд. Об истории проекта «дети группы риска» // Дети группы риска: Матер. Междунар. конф. СПб., 2001.
-
Жданова М. Комплексное сопровождение детей группы риска в системе работы городской межведомственной психолого-медико-педагогической консультации Санкт-Петербурга // Дети группы риска: Матер. Междунар. семинара. СПб., 1998.
-
Жедунова Л. Психолого-педагогическое сопровождение группы риска // Дети группы риска: Матер. Междунар. конф. СПб., 2001.
-
Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. Л., 1988.
-
Иваницкая Е. Пока власть не обращала внимания на беспризорников, они стали особым классом. Рабочим // Internet сайт. http://bandura. narod.ru/homeless2.htm-5k-23.08.2002.
-
Иванников В. Принципы организации помощи детям группы риска // Дети группы риска: Матер. Междунар. семинара. СПб., 1998.
-
Иванов Н. Я., Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: Метод. пос. М., 1994.
-
Исаев Д. Н. Психопрофилактика в практике педиатора. Л., 1984.
-
Ишухин В., Ишухина Е. Исследование физической подготовленности школьников, оптимальные методы расчета веса тела человека // Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конф. Липецк, 1995.
-
Катюхин В. П., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты. СПб., 1996.
-
Кириллова Н. Самая дешевая и бесправная рабочая сила // Internet сайт. http:/www.proua.com/do=special&cat.
-
Кидалов В. И., Куликова Л. И. Щит против стресса. СПб., 1998.
-
Китаев С. Психология стресса. М., 1983.
-
Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: Учеб. пос. для вузов. М., 2001.
-
Ковалев В. В. Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей. М., 1981.
-
Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. М., 1991.
-
Колеснеченко Т., Малинина Е. Школьная дезадаптация как фактор риска девиаций у детей с резидуально-органической церебральной недостаточностью // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. № 2.
-
Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., 1989.
-
Кон И. С. Введение в сексологию. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1999.
-
Красная Е. Особенности самовосприятия подростков-правона-рушителей в условиях изоляции // Дети группы риска: Матер. Междунар. семинара. СПб., 1998.
-
Кржечковский А. Ю. Самосознание подростков с делинквентным и криминальным поведением // Саморазрушающее поведение у подростков. М., 1991.
-
Кудрявцев И., Семенова О. Смысловая сфера несовершеннолетних с психическими расстройствами, совершивших насильственные преступления // Психологический журнал. 2002. № 3.
-
Лабковская Е. Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения: Учеб. пос. СПб., 2000.
-
Лихтарников А. Диагностика и психотерапия детей группы риска // Дети группы риска: Матер. Междунар. семинара. СПб., 1998.
-
Лихтарников А., Чеснокова Е. Социальная психологическая реабилитация осужденных подростков // Материалы конференции по проблемам социально-психологической реабилитации несовершеннолетних осужденных. СПб., 2001.
-
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
-
Личко А. Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Л., 1985.
-
Личко А., Иванов Н. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: Метод. рек. СПб., 1992.
-
Лысова Н. Использование показателя коэффициента здоровья в обследовании школьников // Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конф. Липецк, 1995.
-
Маслов М. Дезадаптивное поведение подростков — результат попадания в группу риска // Дети группы риска: Матер. Междунар. семинара. СПб., 1998.
-
Минакова Г. Физическое развитие и здоровье детей в группах с запаздывающим психическим развитием // Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конф. Липецк, 1995.
-
Мишина Т. Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978.
-
Озолин А. Защита от жестокости // Internet сайт. http://fsichr.cbx.ru/Obzor2002/obzor020204.htm-110k-02.04.2002.
-
Панлатия Е. Как помочь беспризорникам конца 21 века // Internet сайт. http://www.chaspik.spb. ru/cgi-bin/index.
-
Панфилов О., Долгина О., Перов С. Психофизическое и функциональное состояние младших школьников при разных объемах двигательной деятельности // Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конференции. Липецк, 1995.
-
Пирожков В. Криминальная психология. М., 1999.
-
Плескачевская А. Особенности проведения психологических тренингов с подростками, осужденными по тяжким статьям // Дети группы риска: Матер. Междунар. семинара. СПб., 1998.
-
Прейскурант Е. К вопросу о стратегиях социально-педагогической превенции девиантного поведения подростков // Дети группы риска: Матер. Междунар. семинара. СПб., 1998.
-
Прокофьев А. Оптимальные методы расчета веса тела человека // Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конф. Липецк, 1995.
-
Родионова К., Сидоров П. Создание системы работы с детьми группы риска Нижегородской области // Дети группы риска: Матер. Междунар. конференции. СПб., 2001.
-
Рыбаков В., Пронина Т., Орлова Н., Чернышева Ю., Добротворский И., Борисова Т. Индивидуальные особенности функционального состояния и умственной работоспособности школьников (биоритмологический анализ) // Проблемы валеологии в образовании: Труды Всерос. науч.-практ. конференции. Липецк, 1995.
-
Семенюк Л. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998.
-
Соломин В. Профилактика наркозависимости среди молодежи: Учеб.-метод. сб. СПб., 2002.
-
Соломин И. Выявление скрытой мотивации с помощью методики цветовых метафор: Метод. пос. для психологов ГУИН. СПб., 2000.
-
Стивенсон С. Уличные дети и теневые городские сообщества // Internet сайт. http://www.chaspik.spb.ru/cgi-bin/index.
-
Файн А. Формы и методы работы с подростковыми неформальными группами. Л., 1989.
-
Федорова Т. К проблеме беспризорности в Санкт-Петербурге // Internet сайт. http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2002/ vestniksf173-17.
-
Федотовская Т., Климантова Г. Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. СПб., 2002.
-
Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
-
Фуад В. Музыка, пахнущая смертью // Internet сайт. http://www. budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2002/vestniksf173-17//.
-
Хазекамп Я. Дети группы риска // Дети группы риска: Матер. Междунар. семинара. СПб., 1998.
-
Хохлов Л. К., Ильина В. Н., Горохов В. И. Условия возникновения нарушений поведения // Междунар. симпозиум детских психиатров соц. стран: Тезисы докладов. М., 1976.
-
Чебыкин Д. В ожидании республики ШКИД // Internet сайт. http://ne4.narod.ru/p.htm.
-
Червякова Н. О российской социальной политике по отношению к неблагополучным семьям // Internet сайт. http://www.mos.ru/opinion/ op020118001.htm.
-
Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2001.
-
Шубин А. К вопросу о неформалах // Internet — сайт. http://www. mos.ru/opinion/op020118001.htm.
-
Шульга Т. Применение психотехник в работе с детьми группы риска // Дети группы риска: Матер. Междунар. семинара. СПб., 1998.
-
Эйдемиллер Э. Клинико-психологическая диагностика взаимоотношений в семьях подростков с психопатиями, акцентуациями характера, неврозами и неврозоподобными состояниями: Метод. рек. Л., 1987.
-
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
-
Down to earth sociology: Deviance and social control / Editor James M. Henslin. New York: Knopf, 1996.
-
Chambliss William J. The Saints and the Roughnecks // Down to earth sociology: Deviance and social control / Editor James M. Henslin. New York: Knopf, 1996.
Приложения
Приложение 1
- 1. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков 86
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам 91
- Послесловие 98
- 1. Феномен отклоняющегося поведения
- 1.1. Социальные факторы
- 1.2. Социально-психологические факторы
- 1.3. Психологические особенности
- 1.4. Детерминанта физического
- 2. Формы проявления отклоняющегося поведения
- 2.1. Агрессивность
- Структура ценностных ориентаций у несовершеннолетних осужденных (агрессивных и нормативных) и учащихся средних школ
- 2.2. Аддиктивное поведение
- 2.3. Аутоагрессивность и суицидальное поведение
- 2.4. Сексуальные девиации
- 2.5. Побеги из дома и бродяжничество
- 1. Социально-правовая оценка подростка,
- 2. Медицинская оценка подростка,
- При оценке показателей физического развития
- 3. Психологическая оценка подростка,
- Психолого-педагогическая характеристика подростка
- Рекомендации психолога: алгоритм работы с детьми и подростками
- Стилевые особенности, обусловленные объемом умственной деятельности
- Стилевые особенности, обусловленные различиями во влиянии напряжения
- 4. Социально-психологическая оценка подростка,
- Диагностика неформальных взаимоотношений подростков
- Индивидуальная комплексная программа оценки и реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Анализ кризисной ситуации
- II. Цель диагностической
- 1. Социально-психологическая реабилитация
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам
- 3. Программа «Антистресс»
- Послесловие
- Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации по защите прав детей
- Перечень основных нормативно-правовых документов по социальной защите в Санкт-Петербурге
- Городская целевая программа «Молодежь Санкт-Петербурга» на 2000 год
- Городская целевая социальная программа «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 2000 году»
- Городская социальная программа «Улицы Санкт-Петербурга»
- Концепция программы «улицы Санкт-Петербурга»
- «Улицы Санкт-Петербурга»
- Механизмы реализации
- Основные направления деятельности
- Положение о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме центра
- Пример пользования таблицами стандартов физического развития
- 8,5 Усл. Печ. Л. Тираж 120 экз. Заказ №
- 191180, С.-Петербург, наб. Р. Фонтанки, 90, корп. 4