logo search
компл

2. Психологическая помощь детям и подросткам

Мы предлагаем к рассмотрению концепцию работы педагога-психолога с мальчиками, оставшимися без попечения родителей, в рамках приюта.

Приоритетом деятельности педагога-психолога является курирование (сопровождение) воспитанника в процессе его адаптации и реадаптации.

Под сопровождением мы понимаем следующее: во-первых, это непосредственно психологическая диагностика; во-вторых, это выбор индивидуальной коррекционной и реабилитационной формы работы; в-третьих, оказание помощи педагогическому составу по работе с каждым из воспитанников.

Диагностика личности ребенка проводится по тестам: «Люшер», «Hand-тест», «Методика экспресс-диагностики особенностей темперамента личности» (автор Т. В. Маталина), «Кеттелл-95» и «Лурия-90».

В связи с тем, что обработка результатов по многим методикам компьютеризирована, процесс психодиагностики значительно ускоряется — психолог составляет характеристику с рекомендациями для педагогического состава в день тестирования.

Использование других методик — «Келли-98», «Векслер (IQ)», «Социометрия», «Тест Гилфорда» — проходит в рабочем порядке по мере необходимости или в период повторных срезов.

С воспитанниками, пребывающими длительное время в стационаре, проводятся повторные срезы, на основании которых составляется общая и индивидуальная психодинамика (с рекомендациями педагогическому составу).

По результатам первичного и повторных срезов теста цветопредпочтения («Люшер») определяется группа риска из числа воспитанников. Данные фиксируются в специальном «Листе коррекционной работы с воспитанниками».

Помимо значений коэффициентов дезадаптации, фиксируется тип дезадаптации, дата начала и окончания коррекционной работы, специалист, проводящий коррекционную работу, результаты повторного среза, а также особые случаи, резко меняющие нервно-психическое состояние ребенка. В процессе коррекционной работы принимают участие все специалисты медико-психолого-педагогического состава приюта. По результатам коррекционной работы с воспитанником проводится консилиум.

С воспитанниками, не вошедшими в группу риска, проводятся занятия по развитию их познавательной сферы (совместно с логопедом-дефектологом) и социального интеллекта; индивидуальные беседы-консультации (по желанию самого воспитанника).

Групповая форма работы (тренинг) проводится с младшими школьниками по программе «Курс развития личности».

С целью более эффективной работы с детьми и подростками для педагогического состава приюта проводятся обучающие семинары. Также для повышения эффективности работы предлагается формировать специальную картотеку, целью которой является оказание помощи воспитателям, педагогам, социальным педагогам, психологам и родителям в определении основных направлений тактики взаимоотношений с детьми и подростками в различных ситуациях, а также в зависимости от типа личности (по методу Маталиной) и типа темперамента (по Айзенку).