2. Психологическая помощь детям и подросткам
Мы предлагаем к рассмотрению концепцию работы педагога-психолога с мальчиками, оставшимися без попечения родителей, в рамках приюта.
Приоритетом деятельности педагога-психолога является курирование (сопровождение) воспитанника в процессе его адаптации и реадаптации.
Под сопровождением мы понимаем следующее: во-первых, это непосредственно психологическая диагностика; во-вторых, это выбор индивидуальной коррекционной и реабилитационной формы работы; в-третьих, оказание помощи педагогическому составу по работе с каждым из воспитанников.
Диагностика личности ребенка проводится по тестам: «Люшер», «Hand-тест», «Методика экспресс-диагностики особенностей темперамента личности» (автор Т. В. Маталина), «Кеттелл-95» и «Лурия-90».
В связи с тем, что обработка результатов по многим методикам компьютеризирована, процесс психодиагностики значительно ускоряется — психолог составляет характеристику с рекомендациями для педагогического состава в день тестирования.
Использование других методик — «Келли-98», «Векслер (IQ)», «Социометрия», «Тест Гилфорда» — проходит в рабочем порядке по мере необходимости или в период повторных срезов.
С воспитанниками, пребывающими длительное время в стационаре, проводятся повторные срезы, на основании которых составляется общая и индивидуальная психодинамика (с рекомендациями педагогическому составу).
По результатам первичного и повторных срезов теста цветопредпочтения («Люшер») определяется группа риска из числа воспитанников. Данные фиксируются в специальном «Листе коррекционной работы с воспитанниками».
Помимо значений коэффициентов дезадаптации, фиксируется тип дезадаптации, дата начала и окончания коррекционной работы, специалист, проводящий коррекционную работу, результаты повторного среза, а также особые случаи, резко меняющие нервно-психическое состояние ребенка. В процессе коррекционной работы принимают участие все специалисты медико-психолого-педагогического состава приюта. По результатам коррекционной работы с воспитанником проводится консилиум.
С воспитанниками, не вошедшими в группу риска, проводятся занятия по развитию их познавательной сферы (совместно с логопедом-дефектологом) и социального интеллекта; индивидуальные беседы-консультации (по желанию самого воспитанника).
Групповая форма работы (тренинг) проводится с младшими школьниками по программе «Курс развития личности».
С целью более эффективной работы с детьми и подростками для педагогического состава приюта проводятся обучающие семинары. Также для повышения эффективности работы предлагается формировать специальную картотеку, целью которой является оказание помощи воспитателям, педагогам, социальным педагогам, психологам и родителям в определении основных направлений тактики взаимоотношений с детьми и подростками в различных ситуациях, а также в зависимости от типа личности (по методу Маталиной) и типа темперамента (по Айзенку).
- 1. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков 86
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам 91
- Послесловие 98
- 1. Феномен отклоняющегося поведения
- 1.1. Социальные факторы
- 1.2. Социально-психологические факторы
- 1.3. Психологические особенности
- 1.4. Детерминанта физического
- 2. Формы проявления отклоняющегося поведения
- 2.1. Агрессивность
- Структура ценностных ориентаций у несовершеннолетних осужденных (агрессивных и нормативных) и учащихся средних школ
- 2.2. Аддиктивное поведение
- 2.3. Аутоагрессивность и суицидальное поведение
- 2.4. Сексуальные девиации
- 2.5. Побеги из дома и бродяжничество
- 1. Социально-правовая оценка подростка,
- 2. Медицинская оценка подростка,
- При оценке показателей физического развития
- 3. Психологическая оценка подростка,
- Психолого-педагогическая характеристика подростка
- Рекомендации психолога: алгоритм работы с детьми и подростками
- Стилевые особенности, обусловленные объемом умственной деятельности
- Стилевые особенности, обусловленные различиями во влиянии напряжения
- 4. Социально-психологическая оценка подростка,
- Диагностика неформальных взаимоотношений подростков
- Индивидуальная комплексная программа оценки и реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Анализ кризисной ситуации
- II. Цель диагностической
- 1. Социально-психологическая реабилитация
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам
- 3. Программа «Антистресс»
- Послесловие
- Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации по защите прав детей
- Перечень основных нормативно-правовых документов по социальной защите в Санкт-Петербурге
- Городская целевая программа «Молодежь Санкт-Петербурга» на 2000 год
- Городская целевая социальная программа «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 2000 году»
- Городская социальная программа «Улицы Санкт-Петербурга»
- Концепция программы «улицы Санкт-Петербурга»
- «Улицы Санкт-Петербурга»
- Механизмы реализации
- Основные направления деятельности
- Положение о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме центра
- Пример пользования таблицами стандартов физического развития
- 8,5 Усл. Печ. Л. Тираж 120 экз. Заказ №
- 191180, С.-Петербург, наб. Р. Фонтанки, 90, корп. 4