logo search
Конст-право Часть 1

Порядок принятия, изменения и отмены конституций

Принятие конституций. Двухсотлетняя история конституционализма выработала несколько способов принятия конституций. Общая тенденция в этом процессе – постепенная демократизация постоянно возрастающее вовлечение избирательного корпуса. Существуют следующие способы принятия конституций.

Наименее демократический из них – октроирование, то есть дарование конституции односторонним актом главы государства (монарха). Такие конституции в начале XIX века часто именовались хартиями. Такова, например, Хартия 1814 года, которую Людовик XVIII предоставил на основе собственной власти (хотя вряд ли полностью по собственной воле) французскому народу: «Мы добровольно и в силу свободного осуществления нашей королевской власти даровали и даруем, уступили и пожаловали нашим подданным как за себя, так и за наших преемников навсегда нижеследующую конституционную Хартию...».

В более позднее время октроированными были марокканская Конституция 1911 года, японская 1889 года, абиссинская 1937 года. Монархи октроировали конституции, конечно, не по доброй воле, а опасаясь потери трона в результате народных выступлений (как теперь говорят – социального взрыва).

После второй мировой войны октроированными стали называть (по крайней мере, в советской литературе) конституции, дарованные метрополиями своим колониям при изменении формы колониального господства или при освобождении от него.

Несколько особняком стоят конституции, носящие договорный характер. Такие конституции редко встречались в прошлом и почти не встречаются в настоящее время. Обычно это были договоры между монархом и выборным органом, выступающим как выразитель воли всего народа. Они свидетельствовали о таком соотношении политических сил, при котором монарх уже не был в состоянии даровать собственную конституцию.

Возросшая роль народных масс в политической жизни привела к тому, что по порядку своего принятия большинство ныне действующих конституций являются народными, как их называли в XIX веке. Источником такой конституции является избирательный корпус, который выбирает парламент или учредительное собрание либо непосредственно одобряет конституцию на референдуме.

Чаще всего конституция вырабатывается учредительным собранием (именуется еще конституантой) – выборным органом, который имеет главной или единственной целью создание конституции и иногда временно также выполняет задачи парламента. Обычно учредительное собрание распускается после выполнения своей задачи и поэтому может быть признано национальным представительством особого рода.

Иногда конституция вырабатывается правительством с последующей передачей на утверждение парламента или народа.

Значение использования референдума при принятии конституции может быть различным. Одно дело, когда референдум проводится для утверждения конституции, гласно разработанной и принятой парламентом или учредительным собранием, и другое, – когда народу предлагается высказаться по проекту, подготовленному келейно, в недрах правительственных структур. Очевидно, что освящение на референдуме акта, принятого парламентом или учредительным собранием, отвечает требованиям демократии, если референдум проводится в спокойной обстановке, без одностороннего давления на избирателей. Так были проведены референдумы по двум конституционным проектам во Французской Четвертой Республике в 1946 году (первый проект избиратели отклонили), референдумами были утверждены выработанные учредительными собраниями или парламентами конституции Италии 1947 года, Португалии 1976 года, Испании 1978 года, Румынии 1991 года и др.

Если же на народное голосование выносится проект, подготовленный правительством помимо парламента, а подчас и вопреки ему (в «социалистических» странах – подготовленный в недрах аппарата компартии и лишь формально одобренный парламентом), то конституционный референдум зачастую превращается в плебисцит, на котором голосуется по существу доверие правительству (в «социалистических» странах – руководству компартии). Избиратели в таких условиях обычно подвергаются серьезному давлению и часто одобряют реакционные конституционные акты. Например, Конституция Франции 1958 года одобрялась избирателями в условиях острого политического кризиса, Конституция Чили 1980 года – в условиях диктатуры генерала А. Пиночета, конституции ГДР 1968 года, Болгарии 1971 года, Кубы 1976 года – в условиях тоталитарного режима, когда свобода выбора избирателей либо отсутствовала, либо была серьезно ограничена.

Т.о. по порядку издания конституции делятся на:

октроированные (дарованные), издаваемые властью главы государства без представительных органов;

принятые представительным органом (парламентом, учредительным собранием);

одобренные на референдуме.

Конституция может быть изменена внесением поправок по решению парламента или по итогам референдума. Поправка принимается не простым, а квалифицированным большинством в каждой палате парламента. Такое решение не во всех случаях может быть окончательным: зачастую требуется, чтобы решение принималось парламентом дважды с определенным интервалом (Греция, не менее месяца и т. п.). В ряде государств второй кворум может иметь место только после избрания нового состава парламента (Франция). После принятия парламентом соответствующей поправки к конституции в некоторых федерациях такое решение утверждается определенным большинством субъектов федерации. Некоторые статьи конституции могут быть изменены решением квалифицированного большинства, другие – простым большинством, как в Индии.

В ряде стран запрещается изменение конституции в период наступления чрезвычайного положения (Испания), иногда в течение определенного срока после принятия конституции, как в Греции, Португалии и Бразилии – 5 лет.

При совершении военных переворотов используется чрезвычайный порядок изменения или отмены конституции, так военные советы отменяют или же приостанавливают некоторые главы или статьи конституции, а иногда и весь текст, а при переходе к форме гражданского правления военные разрабатывают новый основной закон.

Т.о. по способу изменения конституции различаются:

«гибкие», изменяющиеся в том же порядке, что и другие законы (конституция смешанного типа в Великобритании);

«жесткие», для внесения изменений в которые необходимо наличие особых условий, к числу которых относится квалифицированное большинства голосов, утверждение на референдуме и т. д.

Чаще всего конституции отменяются в результате революций. Однако иногда послереволюционные акты оставляют в силе некоторые законоположения свергнутого режима. Например в ст. 178 Веймарской конституции Германии 1919 года указывалось что «прочие законы и указы Империи остаются в силе, поскольку не находятся в противоречии с Конституцией».

Конституция может отменяться в предусмотренном ею же порядке в результате коренных изменений в жизни страны, когда складывается новая расстановка политических сил. Иногда в новых основных законах содержится упоминание о юридической отмене предшествующего акта. Так, Конституция Бельгии в ст. 137 устанавливает: «Основной закон от 25 августа 1815 г. отменяется».

В новые конституции часто переходят многие положения прежних. Сохраняется терминология, подчас структура, фразеология, хотя в последнее время все больше наблюдаются черты схожести конституционных актов различных стран.

Нередко конституции предусматривают более сложный порядок для полной конституционной реформы по сравнению с частичной. Так, согласно ст. 120 Конституции Швейцарии, общий ее пересмотр осуществляется путем, «установленным для федерального законодательства», однако сначала должен состояться референдум по вопросу о целесообразности общего пересмотра; в случае положительного решения обе палаты Федерального собрания должны быть переизбраны. Более жесткие требования для полного пересмотра по сравнению с частичным установлены испанской, кубинской конституциями.

Т.о. в зависимости от периода действия конституции подразделяются на:

постоянные (более двух веков действует конституция США), в них не устанавливаются заранее границы действия во времени;

временные, ограничивающие срок своего действия или устанавливающие условия, при которых они могут быть заменены постоянной конституцией (Таиланд 1991 г., ЮАР 1994 г. и др.).