logo search
компл

1. Социально-психологическая реабилитация

детей и подростков

Группа авторов предлагает к использованию разработанную ими совместно с руководителем отдела психологической коррекции ГУСРЦ «Приюта "Федор"» Д. В. Артоболевским программу социально-психологической реабилитации.

Прежде всего необходимо отметить категорию лиц, с которыми приходится работать как социальным работникам, так и психологам.

Это в первую очередь социально запущенные, безнадзорные дети и подростки из социально неблагополучных семей алкоголиков, бездомных, безработных, многодетных; дети с отклонениями в нервно-психическом развитии; дети и подростки с выраженным девиантным поведением; педагогически запущенные дети.

Следующая категория — это дети и подростки из благополучных семей, но с разного рода психологическими проблемами (проблемы в школе, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками и т. д.). Еще можно отметить и третью категорию — это сами родители.

Работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Социально-реабилитационная помощь детям и подросткам.

2. Экстренная социально-психологическая помощь населению.

3. Помещение подростков, оставшихся без попечения родителей, и социальных сирот в специализированные учреждения.

4. Консультационная и тренинговая работа с семьей, с группами (по запросу).

Приоритетом первого направления является рейдовая (выездная) работа по оказанию помощи бездомным детям и подросткам.

Концепция работы психолога-консультанта в данном направлении пока находится в стадии разработки, предварительно — это подготовка подростков-волонтеров для оказания первой психологической помощи бездомным детям с попыткой их вербовки в стационар и последующей реабилитацией и реадаптацией. Необходимость в волонтерах объясняется тем, что благодаря им процесс социальной реабилитации проходит быстрее и самое главное — эффективнее.

Подготовка волонтеров довольно сложна и продолжительна, так как ими должны быть люди, прошедшие похожий путь социальной реабилитации и обладающие чувством аутентичности.

Отличие второго направления от первого состоит в том, что социально-психологическая помощь оказывается круглосуточно любой категории лиц в режиме экстренной социально-психологи-ческой помощи.

Форма работы в данном направлении раскрыта на рисунке 1.

Ребенок

Взрослый

Организация

Отдел экстренной социальной помощи:

– решение экстренных социально-правовых вопросов;

– направление на диагностическое обследование или консультацию специалистами

Отдел медико-психологической

коррекции:

– медико-психологическая диагностика;

– индивидуальное психологическое консультирование;

– заключение и рекомендации специалистов

Отдел психотерапев-тической помощи:

– психотерапевтическая помощь

Рис. 1

В ситуации экстренной психологической помощи психологу необходимо в условиях краткосрочного индивидуального консультирования вывести клиента из стрессового состояния, уточнить заказ (проблему) клиента, дать объективную психологическую информацию и совместно найти наиболее продуктивные варианты отношения и поведения к конкретным обстоятельствам его (клиента) жизни.

Возможно также применение психотерапевтической помощи, когда требуется организованное воздействие на психическую реальность клиента с целью ее восстановления или реконструкции.

В отличие от консультативной работы с воспитанниками приюта, данный вариант оказания психологической помощи оказался наиболее продуктивным, так как существование определенного конкретного запроса на оказание помощи приводит к более эффективным результатам, даже временного характера.

Для работы психологов в третьем направлении приоритетом является диагностико-коррекционная работа в ходе адаптации детей и подростков к условиям стационара, а также курирование воспитанников в процессе их дальнейшей реабилитации в условиях приюта, проведение индивидуального консультирования и тренинговых занятий с последующими рекомендациями педагогическому составу.

Форма работы центра в данном направлении показана на рисунке 2.

Индивидуальное психологическое консультирование детей и подростков в условиях стационара, к сожалению, не приводит к желаемым результатам по причине некоторых факторов — это, во-первых, эмоциональная напряженность, во-вторых, слабая дифференцированность, «простота» внутреннего мира ребенка с выраженным низким уровнем интеллектуального развития, в-третьих, неспособность ребенка вербализовать свой запрос по проблеме.

Эмоциональная напряженность у детей и подростков связана прежде всего с тем, что им приходится находиться в узком кругу общения сверстников и взрослых и в течение длительного времени удерживать себя в определенной ролевой функции. В стационаре они погружаются в иной мир — постоянной опеки со стороны взрослых и постоянного присутствия сверстников разного возраста. Дети привыкают к этому состоянию и при первом же возврате к истокам своего «непережитого горя» проявляют демонстративное или безразличное поведение.

Отдел медико-психологической коррекции:

– медико-психологическая диагностика;

– консультаци-онная работа с психологом;

– медико-психологическое курирование в процессе адаптации и реабилитации

Отдел социальной реабилитации:

– разработка реабилитационной программы; сроки пребывания в приюте, решение жилищных, судебных и иных вопросов;

– курирование в процессе реабилитации

Учебно-методический отдел приюта:

– учебная и дефектологическая диагностика;

– учебно-коррекционные занятия;

– разработка и апробация новых учебных и коррекционных программ

Педагогический состав приюта (воспитатели):

– курирование и решение бытовых вопросов в процессе пребыванияв приюте;

– организация и проведение коллективно-творческих дел и других мероприятий

ВОСПИТАННИК

Рис. 2

Хождение «в парандже» — это определенного рода защита и предлог для ухода от реальности.

Лишь в первые один-два дня пребывания в стационаре дети и подростки без нарушений психики и интеллекта готовы к непосредственной работе с психологом.

Слабая же дифференцированность личности детей и подростков, «простота» их внутреннего мира, низкий уровень интеллектуального развития — все это также сильно тормозит процесс работы ребенка с психологом-консультантом. Достучаться до «пустоты» бывает практически невозможно. Бедность и невыразительность языка ребенка не дает возможности психологу-консультанту в полной мере обратиться к эмоционально-чувственному миру воспитанника, в полной мере прочувствовать его. В свою очередь ребенок в большинстве случаев не понимает, что от него хотят и чего добиваются. Поэтому он решает отказаться от дальнейших встреч, сохраняя собственный покой и неприкосновенность.

При групповых формах работы психолог-консультант сталкивается с проявлениями эффекта заражения группы, который, в свою очередь, не позволяет в полной мере провести психотехническое упражнение или психотерапевтическое занятие.

Диагностическая форма работы в некоторой мере заменяет индивидуальную консультацию психолога с указанными выше категориями детей и подростков, потому что само обсуждение с ними результатов привлекает и помогает им осознать себя как личность и определить дальнейшие планы работы или способы выхода из сложившейся ситуации.

Приоритеты четвертого направления — это работа с полноцен-ной семьей по восстановлению эмоционально-психологического климата и психологическое возвращение ребенка в семью (психотерапевтические сессии), семейное психологическое консультирование и консультационно-диагностическая или тренинговая работа с группой (класс, коллектив, семейная группа и т. д.) (рис. 3).

Ребенок

Родители

Отдел социальной реабилитации:

решение социально-

правовых вопросов

Отдел медико-психологической коррекции:

консультативно-диагностическая работа с семьей

Отдел психотерапевтической помощи семье:

психотерапевтическая работа со всеми членами семьи

Рис. 3. Социально-психологическая реабилитация семьи,

консультационная и тренинговая работа

Социально-психологическая реабилитационная работа в нашей стране находится в стадии развития, поэтому нет определенных стратегий работы с девиантными детьми и подростками и с их семьями. Приходится опираться на имеющийся опыт работы специалистов в области социальной и педагогической психологии. Мы будем рады поделиться своими наработками и материалами, а также призываем к научно-практическому сотрудничеству со специалистами в области психологии медицины и социальной педагогики.