1. Социально-психологическая реабилитация
детей и подростков
Группа авторов предлагает к использованию разработанную ими совместно с руководителем отдела психологической коррекции ГУСРЦ «Приюта "Федор"» Д. В. Артоболевским программу социально-психологической реабилитации.
Прежде всего необходимо отметить категорию лиц, с которыми приходится работать как социальным работникам, так и психологам.
Это в первую очередь социально запущенные, безнадзорные дети и подростки из социально неблагополучных семей алкоголиков, бездомных, безработных, многодетных; дети с отклонениями в нервно-психическом развитии; дети и подростки с выраженным девиантным поведением; педагогически запущенные дети.
Следующая категория — это дети и подростки из благополучных семей, но с разного рода психологическими проблемами (проблемы в школе, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками и т. д.). Еще можно отметить и третью категорию — это сами родители.
Работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Социально-реабилитационная помощь детям и подросткам.
2. Экстренная социально-психологическая помощь населению.
3. Помещение подростков, оставшихся без попечения родителей, и социальных сирот в специализированные учреждения.
4. Консультационная и тренинговая работа с семьей, с группами (по запросу).
Приоритетом первого направления является рейдовая (выездная) работа по оказанию помощи бездомным детям и подросткам.
Концепция работы психолога-консультанта в данном направлении пока находится в стадии разработки, предварительно — это подготовка подростков-волонтеров для оказания первой психологической помощи бездомным детям с попыткой их вербовки в стационар и последующей реабилитацией и реадаптацией. Необходимость в волонтерах объясняется тем, что благодаря им процесс социальной реабилитации проходит быстрее и самое главное — эффективнее.
Подготовка волонтеров довольно сложна и продолжительна, так как ими должны быть люди, прошедшие похожий путь социальной реабилитации и обладающие чувством аутентичности.
Отличие второго направления от первого состоит в том, что социально-психологическая помощь оказывается круглосуточно любой категории лиц в режиме экстренной социально-психологи-ческой помощи.
Форма работы в данном направлении раскрыта на рисунке 1.
Ребенок Взрослый Организация
Отдел экстренной социальной помощи: – решение экстренных социально-правовых вопросов; – направление на диагностическое обследование или консультацию специалистами
Отдел медико-психологической коррекции: – медико-психологическая диагностика; – индивидуальное психологическое консультирование; – заключение и рекомендации специалистов
Отдел психотерапев-тической помощи: – психотерапевтическая помощь
Рис. 1
В ситуации экстренной психологической помощи психологу необходимо в условиях краткосрочного индивидуального консультирования вывести клиента из стрессового состояния, уточнить заказ (проблему) клиента, дать объективную психологическую информацию и совместно найти наиболее продуктивные варианты отношения и поведения к конкретным обстоятельствам его (клиента) жизни.
Возможно также применение психотерапевтической помощи, когда требуется организованное воздействие на психическую реальность клиента с целью ее восстановления или реконструкции.
В отличие от консультативной работы с воспитанниками приюта, данный вариант оказания психологической помощи оказался наиболее продуктивным, так как существование определенного конкретного запроса на оказание помощи приводит к более эффективным результатам, даже временного характера.
Для работы психологов в третьем направлении приоритетом является диагностико-коррекционная работа в ходе адаптации детей и подростков к условиям стационара, а также курирование воспитанников в процессе их дальнейшей реабилитации в условиях приюта, проведение индивидуального консультирования и тренинговых занятий с последующими рекомендациями педагогическому составу.
Форма работы центра в данном направлении показана на рисунке 2.
Индивидуальное психологическое консультирование детей и подростков в условиях стационара, к сожалению, не приводит к желаемым результатам по причине некоторых факторов — это, во-первых, эмоциональная напряженность, во-вторых, слабая дифференцированность, «простота» внутреннего мира ребенка с выраженным низким уровнем интеллектуального развития, в-третьих, неспособность ребенка вербализовать свой запрос по проблеме.
Эмоциональная напряженность у детей и подростков связана прежде всего с тем, что им приходится находиться в узком кругу общения сверстников и взрослых и в течение длительного времени удерживать себя в определенной ролевой функции. В стационаре они погружаются в иной мир — постоянной опеки со стороны взрослых и постоянного присутствия сверстников разного возраста. Дети привыкают к этому состоянию и при первом же возврате к истокам своего «непережитого горя» проявляют демонстративное или безразличное поведение.
Отдел медико-психологической коррекции:
– медико-психологическая диагностика; – консультаци-онная работа с психологом; – медико-психологическое курирование в процессе адаптации и реабилитации | Отдел социальной реабилитации:
– разработка реабилитационной программы; сроки пребывания в приюте, решение жилищных, судебных и иных вопросов; – курирование в процессе реабилитации | Учебно-методический отдел приюта:
– учебная и дефектологическая диагностика; – учебно-коррекционные занятия; – разработка и апробация новых учебных и коррекционных программ | Педагогический состав приюта (воспитатели):
– курирование и решение бытовых вопросов в процессе пребыванияв приюте; – организация и проведение коллективно-творческих дел и других мероприятий |
ВОСПИТАННИК
Рис. 2
Хождение «в парандже» — это определенного рода защита и предлог для ухода от реальности.
Лишь в первые один-два дня пребывания в стационаре дети и подростки без нарушений психики и интеллекта готовы к непосредственной работе с психологом.
Слабая же дифференцированность личности детей и подростков, «простота» их внутреннего мира, низкий уровень интеллектуального развития — все это также сильно тормозит процесс работы ребенка с психологом-консультантом. Достучаться до «пустоты» бывает практически невозможно. Бедность и невыразительность языка ребенка не дает возможности психологу-консультанту в полной мере обратиться к эмоционально-чувственному миру воспитанника, в полной мере прочувствовать его. В свою очередь ребенок в большинстве случаев не понимает, что от него хотят и чего добиваются. Поэтому он решает отказаться от дальнейших встреч, сохраняя собственный покой и неприкосновенность.
При групповых формах работы психолог-консультант сталкивается с проявлениями эффекта заражения группы, который, в свою очередь, не позволяет в полной мере провести психотехническое упражнение или психотерапевтическое занятие.
Диагностическая форма работы в некоторой мере заменяет индивидуальную консультацию психолога с указанными выше категориями детей и подростков, потому что само обсуждение с ними результатов привлекает и помогает им осознать себя как личность и определить дальнейшие планы работы или способы выхода из сложившейся ситуации.
Приоритеты четвертого направления — это работа с полноцен-ной семьей по восстановлению эмоционально-психологического климата и психологическое возвращение ребенка в семью (психотерапевтические сессии), семейное психологическое консультирование и консультационно-диагностическая или тренинговая работа с группой (класс, коллектив, семейная группа и т. д.) (рис. 3).
Ребенок Родители
Отдел социальной реабилитации: решение социально- правовых вопросов Отдел медико-психологической коррекции: консультативно-диагностическая работа с семьей Отдел психотерапевтической помощи семье: психотерапевтическая работа со всеми членами семьи
Рис. 3. Социально-психологическая реабилитация семьи,
консультационная и тренинговая работа
Социально-психологическая реабилитационная работа в нашей стране находится в стадии развития, поэтому нет определенных стратегий работы с девиантными детьми и подростками и с их семьями. Приходится опираться на имеющийся опыт работы специалистов в области социальной и педагогической психологии. Мы будем рады поделиться своими наработками и материалами, а также призываем к научно-практическому сотрудничеству со специалистами в области психологии медицины и социальной педагогики.
- 1. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков 86
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам 91
- Послесловие 98
- 1. Феномен отклоняющегося поведения
- 1.1. Социальные факторы
- 1.2. Социально-психологические факторы
- 1.3. Психологические особенности
- 1.4. Детерминанта физического
- 2. Формы проявления отклоняющегося поведения
- 2.1. Агрессивность
- Структура ценностных ориентаций у несовершеннолетних осужденных (агрессивных и нормативных) и учащихся средних школ
- 2.2. Аддиктивное поведение
- 2.3. Аутоагрессивность и суицидальное поведение
- 2.4. Сексуальные девиации
- 2.5. Побеги из дома и бродяжничество
- 1. Социально-правовая оценка подростка,
- 2. Медицинская оценка подростка,
- При оценке показателей физического развития
- 3. Психологическая оценка подростка,
- Психолого-педагогическая характеристика подростка
- Рекомендации психолога: алгоритм работы с детьми и подростками
- Стилевые особенности, обусловленные объемом умственной деятельности
- Стилевые особенности, обусловленные различиями во влиянии напряжения
- 4. Социально-психологическая оценка подростка,
- Диагностика неформальных взаимоотношений подростков
- Индивидуальная комплексная программа оценки и реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Анализ кризисной ситуации
- II. Цель диагностической
- 1. Социально-психологическая реабилитация
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам
- 3. Программа «Антистресс»
- Послесловие
- Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации по защите прав детей
- Перечень основных нормативно-правовых документов по социальной защите в Санкт-Петербурге
- Городская целевая программа «Молодежь Санкт-Петербурга» на 2000 год
- Городская целевая социальная программа «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 2000 году»
- Городская социальная программа «Улицы Санкт-Петербурга»
- Концепция программы «улицы Санкт-Петербурга»
- «Улицы Санкт-Петербурга»
- Механизмы реализации
- Основные направления деятельности
- Положение о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме центра
- Пример пользования таблицами стандартов физического развития
- 8,5 Усл. Печ. Л. Тираж 120 экз. Заказ №
- 191180, С.-Петербург, наб. Р. Фонтанки, 90, корп. 4