1. Феномен отклоняющегося поведения
в различных психологических концепциях
Девиантное поведение определяется как действие, не соответствующее ожиданиям общества. И. С. Кон определяет девиантное поведение «как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали» [46]. Данная форма поведения наиболее характерна для подростков как способ выделения себя из мира детей, способ рассказать о себе миру; через негативизм и отрицание мира взрослых ребенок приходит к взрослой жизни и становится полноправным членом этого общества. Тем не менее на становление отклонений в поведении могут оказывать влияние особенности развития в ранних возрастных периодах, воспитание и взаимоотношения в семье, особенности личности, физическое и психическое здоровье ребенка.
Девиантное поведение, в свою очередь, разделяют на более частные понятия, это аддиктивное и делинквентное поведение. Аддиктивное поведение (пагубная привычка, пристрастие) — к такому поведению относится употребление наркотических веществ, алкоголя, беспорядочная половая жизнь, то есть все, что может нанести непосредственный вред организму. В аддиктивном поведении присутствует аутоагрессивный компонент, который способствует саморазрушению личности. Делинквентное поведение (противоправное) возникает, когда речь идет о нарушении прав и законов, существующих в обществе.
В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения, тем не менее можно выделить основные детерминанты, влияющие на формирование отклоняющегося поведения. Условно их можно разделить на четыре группы:
-
детерминанта физического и психического здоровья;
-
психологические особенности детей и подростков: акцентуации характера (наличие ярко выраженных акцентуаций характера у подростков, самооценка и уровень самоуважения подростка);
-
социально-психологические факторы, к которым мы относим семью — типы воспитания и состав (неполная семья, недостатки воспитания, отсутствие эмоциональной привязанности внутри семьи), и референтную группу, к которой принадлежит подросток, а также взаимоотношения с другими взрослыми и незнакомыми;
-
социальные факторы, в число которых входит обстановка в обществе и уровень его развития (с изменениями в обществе, на переходных этапах его развития повышается уровень преступности в целом и среди несовершеннолетних), материальный достаток населения, социальный статус, материальное положение семьи и ближайшего окружения (социализация индивида в среде с предполагающимся асоциальным поведением, одобряющим или лояльно настроенным к нему).
- 1. Социально-психологическая реабилитация детей и подростков 86
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам 91
- Послесловие 98
- 1. Феномен отклоняющегося поведения
- 1.1. Социальные факторы
- 1.2. Социально-психологические факторы
- 1.3. Психологические особенности
- 1.4. Детерминанта физического
- 2. Формы проявления отклоняющегося поведения
- 2.1. Агрессивность
- Структура ценностных ориентаций у несовершеннолетних осужденных (агрессивных и нормативных) и учащихся средних школ
- 2.2. Аддиктивное поведение
- 2.3. Аутоагрессивность и суицидальное поведение
- 2.4. Сексуальные девиации
- 2.5. Побеги из дома и бродяжничество
- 1. Социально-правовая оценка подростка,
- 2. Медицинская оценка подростка,
- При оценке показателей физического развития
- 3. Психологическая оценка подростка,
- Психолого-педагогическая характеристика подростка
- Рекомендации психолога: алгоритм работы с детьми и подростками
- Стилевые особенности, обусловленные объемом умственной деятельности
- Стилевые особенности, обусловленные различиями во влиянии напряжения
- 4. Социально-психологическая оценка подростка,
- Диагностика неформальных взаимоотношений подростков
- Индивидуальная комплексная программа оценки и реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Анализ кризисной ситуации
- II. Цель диагностической
- 1. Социально-психологическая реабилитация
- 2. Психологическая помощь детям и подросткам
- 3. Программа «Антистресс»
- Послесловие
- Перечень основных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации по защите прав детей
- Перечень основных нормативно-правовых документов по социальной защите в Санкт-Петербурге
- Городская целевая программа «Молодежь Санкт-Петербурга» на 2000 год
- Городская целевая социальная программа «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге в 2000 году»
- Городская социальная программа «Улицы Санкт-Петербурга»
- Концепция программы «улицы Санкт-Петербурга»
- «Улицы Санкт-Петербурга»
- Механизмы реализации
- Основные направления деятельности
- Положение о социальном медико-психолого-педагогическом консилиуме центра
- Пример пользования таблицами стандартов физического развития
- 8,5 Усл. Печ. Л. Тираж 120 экз. Заказ №
- 191180, С.-Петербург, наб. Р. Фонтанки, 90, корп. 4