Цели и задачи учебной дисциплины
Задача воспитания настоящего профессионала, выдвинутая в Приказе Министра внутренних дел РФ «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» от 01.02.2007 г. № 120, не может быть решена без овладения сотрудниками органов внутренних дел основами профессиональной этической культуры. Сотрудники по роду своей службы постоянно вторгаются в сложные области человеческих взаимоотношений, выступая в роли арбитра в конфликтных ситуациях, затрагивающих судьбы людей. Поэтому стремление овладеть правилами и нормами профессиональной этики, культуры делового общения, служебного этикета должно стать внутренней потребностью каждого сотрудника ОВД. На это обращают внимание Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента Российской Федерации в 2002 г., где, в частности, говорится (п. 2): «Государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван … соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения».
Целевое назначение дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» состоит в том, чтобы глубоко изучить и усвоить особенности профессиональной морали, систему этических знаний, необходимых для нравственного становления и развития сотрудника-профессионала, сформировать нравственную культуру личности, дать обучающимся возможность получить представление о возможных путях (способах) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в своей профессиональной деятельности.
Основные задачи дисциплины:
Дать теоретические знания в области основ теории этики, этикета сформировать основы этической и этикетной культуры, изучить содержание основных этических категорий, в том числе применительно к служебной деятельности сотрудников ОВД, сформировать основные представления о роли и значении правил поведения в служебной деятельности, усвоить систему профессиональных этических знаний, укрепить у обучающихся понимание сущности ценностного отношения к человеку, его моральному облику.
Сформировать практические навыки: формирование способности морального анализа служебных ситуаций, способность критического восприятия нравственных коллизий возникающих в общении с коллегами, гражданами и правонарушителями, умений организовывать свою повседневную служебную деятельность в соответствии с нормами служебного этикета на основании высоких моральных требований.
Место дисциплины в структуре образовательного процесса. Дисциплина «Профессиональная этика и служебный этикет» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла и является предшествующей для всех дисциплин профессионального цикла. Для успешного изучения дисциплины обучающийся должен владеть знаниями, умениями и компетенциями в области диалектического анализа, социальной философии, мировоззренческих, методологических и логических основ научного мышления, основных закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права, механизма и средств правового регулирования, реализации права.
Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии;
способностью понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;
способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности;
способностью соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению;
способностью выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий гуманитарных и социальных наук, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности;
правовые и этические аспекты профессиональной деятельности;
нормы профессиональной этики, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности;
сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления;
этические и нравственные основы формирования антикоррупционного поведения;
основные нормы и функции служебного этикета;
Уметь:
использовать принципы, законы и методы гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач;
оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения;
осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях;
давать нравственную оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики;
соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности;
правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, выстраивать социальные и профессиональные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий;
Владеть:
основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных и социальных наук;
навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками антикоррупционного поведения; навыками толерантного поведения; навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета.
В соответствии с рабочим учебным планом на изучение дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» отводится 108 учебных часов, в т.ч. 60 часов – на аудиторные занятия и 48 часов – на самостоятельную работу обучающихся, в том числе написание реферата и подготовку и сдачу экзамена.
- Введение
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Тема 1. Этика как философская наука о морали
- Тема 2. Мораль в жизни общества
- Тема 3. Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд
- Тема 4. Категории профессиональной этики сотрудников овд
- Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности
- Тема 6. Кодекс профессиональной этики сотрудника овд рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор и антикоррупционное поведение
- Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд.
- Практические занятия
- Литература для подготовки и проведения деловой игры:
- Порядок подготовки и проведения деловой игры.
- Варианты ситуаций для работы комиссий
- План практического занятия
- Тема 8. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел
- План практического занятия
- Тема 9. Формирование морального облика сотрудников овд
- План практического занятия
- Тема 10. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
- Тема 11. Служебный этикет в традициях и ритуалах овд
- Тема 12. Воинская вежливость как отражение служебного этикета
- Тема 13. Культура устной и письменной речи и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников овд
- Тема 13*. Культура общения и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников органов внутренних дел
- Тема 14. Этикет в общении начальника и подчиненного
- Тема 15. Этикетные нормы приема граждан в органах внутренних дел при общении с населением
- Тема 16. Правила поведения сотрудников органов внутренних дел в общественных местах
- Тема 17. Служебный этикет в жизни курсантского коллектива.
- Разделы дисциплины и виды занятий
- Тематика рефератов, контрольных работ
- Моральный аспект процесса предварительного расследования.
- Особенности морали представителей криминальной среды.
- Общее и особенное в этике взаимодействия следователя с потерпевшими, свидетелями и подозреваемыми
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену
- 1. Билеты
- 2. Вариант № 1.
- Содержание заданий для самостоятельной работы по основным темам курса «Профессиональная этика». Тема 1: «Этика как философская наука о морали».
- Тема 2: «Мораль в жизни общества».
- Тема 3: «Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд».
- Тема 4: «Категории профессиональной этики сотрудников овд».
- Тема 5: «Мораль и право в правоохранительной деятельности»
- Тема 6: «Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор антикоррупционного поведения». Задание 1
- Задание 2
- Тема 7: «Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд».
- Тема 8: «Нравственные отношения в служебном коллективе овд»
- Тема 9: «Нравственное формирование личности сотрудника овд»
- Литература
- Тема 10: «Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в овд»
- Словарь терминов по курсу «Профессиональная этика»
- 5. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Профессиональная этика»
- I.Общие положения.
- II. Организация и методическое обеспечение самостоятельной работы.
- Разновидности семинара
- 2. Подготовка к семинару
- 2.3.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа. Задание 1
- Задание 3
- 2.4.Темы докладов
- 3. Теоретическая часть
- 4. Практическая часть
- 4.1.Оцените следующие высказывания выдающихся людей. Согласны ли Вы с ними?
- 4.2. По материалам сми оцените и прокомментируйте понятия:
- Оглавление
- Приложение 2 Извлечение из Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел
- Глава 2. Нравственные основы службы в органах внутренних дел
- Статья 6. Нравственные принципы службы в органах внутренних дел
- 2. Подготовка к деловой игре
- 2.1.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа.
- 3.План-сценарий
- Приложение 1. Советы- рекомендации по совершенствованию эффективности общения
- Рекомендации по овладению практической мудростью в общении
- Введение
- Наследственность
- 2. Регуляторы человеческих поступков
- Мораль и политика
- Мораль и искусство
- Список литературы
- 2. Структура нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов.
- 3. Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины
- Список литературы