logo
Проф_Этика_Этикет_Планы_семин_Метод_р 2012

Тема 10. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества

Семинар - 2 часа

Цель занятия: На конкретных примерах из практики делового общения сотрудников милиции проработать методику делового общения, соблюдения служебного этикета и этические требования в ситуациях, присущих основным формам делового общения.

П Л А Н

  1. История возникновения этикета.

  2. История служебного этикета.

  3. Значение этикета для сотрудника милиции.

  4. Связь этикета с этикой и эстетикой.

Темы докладов

  1. Этикет русского офицерского корпуса 19 в.

  2. Особенности служебного этикета следователя.

  3. Значение служебного этикета при общении с иностранными гражданами.

  4. Этикетные нормы отношений в служебном коллективе.

Основная литература

Общие принципы служебного поведения государственных служащих. Утверждены Указом Президента Российской Федерации 16.07.2009 г.

Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел. М., 2009

Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.

Гришин А.А., Пылёв С.С., Румянцев Н.В., Щеглов А.В. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие /Под ред С.С.Пылёва/. М., 2009.

Дополнительная литература

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. (Любое издание).

Светлышева О.Ю. Особенности общения сотрудников ОВД с разными категориями граждан: Пособие. М.: Московский университет МВД России, 2003.

Щеглов А.В. Полицейская деонтология в США и Западной Европе // Профессионал. 2003. № 2 (52).

Методические рекомендации

По первому вопросу необходимо (как и при рассмотрении остальных вопросов темы) не ограничиваться простым перечислением принципов и форм делового общения, но постараться вскрыть проблемы и ошибки, могущие иметь место при деловых контактах. Так, например, при рассмотрении этического принципа: «в основе делового контакта лежат интересы дела», необходимо проанализировать взаимосвязь интересов дела и личной заинтересованности сотрудника в результате этого контакта. При этом желательно использовать примеры из практики служебной деятельности сотрудников милиции.

Как известно, соблюдение требований этики и этикета, реализуемых при деловом общении, оказывает весьма существенное воздействие на конечный результат общения. Поэтому помимо анализа различных как позитивных, так и негативных последствий той или иной ситуации делового контакта, необходимо затронуть и их синергетический эффект (синергетика рассматривает суммарные последствия отдельных действий, превышающие их простую сумму), особенно те случаи, когда при каждом конкретном контакте не допускается нарушения нижнего порога правовой и нравственной допустимости.

По второму вопросу рекомендуется помимо четкого определения всех этапов деловой беседы, при построении модели беседы особенное внимание уделить ее первому этапу - подготовке к беседе и тщательно проанализировать все ее элементы: планирование, оперативную подготовку, подбор факторов, определяющих эффективность беседы, продумывание структуры беседы, ее содержания и, наконец, ее репетицию - мысленную или устную в форме диалога. Необходимо также рассмотреть приемы и формы доказательной аргументации и контраргументации. Изучение вопроса следует закончить определением задач последней фазы беседы: принятию решений и завершению беседы.

По третьему вопросу рекомендуется проанализировать 3 типа совещаний: директивные, инструктивные и информационные, а также 3 вида: оперативные, проблемные и итоговые. В каждом из них следует вычленить основные элементы и цели, а также определить обязанности ответственных за исполнение этих элементов. Необходимо также уяснить все аспекты процедуры проведения совещаний, особенно те, которые относятся к рабочим моментам деятельности организатора совещания.

При анализе проведения пресс-конференции нужно уделить внимание всем значащим ее элементам, находящимся, прежде всего в компетенции организатора конференции: тема конференции, распределение «ролей» между членами его команды и их инструктаж, культура речи и внешнего вида, мимика, жестикуляция, тон, вступительное и заключительное слово (домашняя заготовка), возможные «провокационные» вопросы и ответы на них.

При рассмотрении четвертого вопроса желательно основное внимание уделить характеристике требований к деловому контакту по телефону и их несоблюдения в практике служебной деятельности сотрудников. Если кого-нибудь смущает такая постановка в силу отсутствия служебного опыта, то стоит напомнить, что человек на службе, как правило, в своем поведении «грешит» тем же, что и вне ее: телефонный разговор осуществляет стихийно, без необходимой к нему подготовки, не имеет под рукой нужных материалов для разговора, говорит грубоватым тоном, не располагающим собеседника к передаче информации и т.п.

Пятый вопрос лучше всего начинать с разговора о культуре письменной речи и вообще о грамотности курсантов. Следует вспомнить, что составление служебных документов и ведение деловой переписки занимает в жизни сотрудника милиции значительную, а то и преимущественную часть служебной деятельности и что грамотно (или неграмотно) составленный документ оказывает самое существенное воздействие на авторитет сотрудника и на его служебный рост, не говоря уже о его значимости для успешного осуществления служебных задач, которые (это нелишне отметить) зачастую определяют судьбы людей.

Далее надо остановиться на специфике служебных документов: их строгой формализованности, лаконичности, четкости, однозначности языка и др. Необходимо дать краткую характеристику каждого вида служебных документов, разделяющихся на инструктивно-распорядительные, справочные, оперативные и организационные. Наконец, следует проанализировать требования, предъявляемые к деловой переписке и охарактеризовать реквизиты делового письма.