logo
Проф_Этика_Этикет_Планы_семин_Метод_р 2012

Тема 2. Мораль в жизни общества

Семинар – 2 часа

Цель занятия: разъяснить слушателям роль морали в жизни общества, ее место в формировании мировоззрения и ценностных установок, повышении уровня профессиональной и общей культуры людей.

П Л А Н

  1. Место морали в эволюционной картине общества

  2. Регуляторы поведения личности

  3. Мораль и политика

  4. Мораль и искусство

  5. Мораль и религия.

Темы докладов

  1. Моральное значение семьи.

  2. Протестантская этика и становление индустриальной цивилизации

  3. Рыцарский образец поведения: от средних веков до наших дней.

  4. Нравственность в ХХI веке.

Основная литература

1. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.

2. Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2008.

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., 2008.

Дополнительная литература

  1. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению: Учебное пособие. М., 2000.

  2. Веллер М. Все о жизни. М., 2006.

  3. Психология. Педагогика. Этика: Учебник. 2-ое изд., перераб. и доп. М., 2002.

Методические рекомендации

В первом вопросе выявить сущность современной концепции универсального эволюционизма. Показать, что к анализу социальной динамики применим обобщенный дарвиновский подход и раскрыть роль морали и права в эволюционном общественном процессе.

Во 2-м вопросе необходимо рассказать о воздействии экономических, социальных и личностных факторов на мотивацию индивида. Затем следует раскрыть механизм действия внутриличностных регуляторов на возникающие мотивы и намерения. По каждому из регуляторов указать источник происхождения, общественный критерий и соответствующий элемент морального сознания. В заключение осветить проблему: почему совокупность регуляторов не в состоянии надежно блокировать возникающие у части индивидов аморальные и преступные намерения и они реализуются в соответствующих поступках?

Существо 3-го вопроса - может ли политика отвечать требованиям нравственности? Для ответа на этот вопрос следует сформулировать основную проблему политики и дать ей этическую оценку. Далее необходимо обосновать моральную противоречивость политического идеализма и политического реализма. Особого рассмотрения требует проблема морального анализа взаимодействия политической элиты и правоохранительных органов.

В 4-м вопросе надо осветить роль искусства как (1) аккумулятора нравственных норм различных исторических эпох, народов и цивилизаций, (2) воспитателя творческой способности личности, порождающей умение правильно действовать в нравственно нестандартной ситуации и (3) средства построения этических моделей.

5-й вопрос посвящен общим и особенным чертам собственно морального и религиозного морального регулирования поведения индивидов. Необходимо раскрыть гетерономную природу религиозных заповедей, институциональный характер религии, внешнюю целесообразность как основной мотив религиозного поведения. В то же время следует осветить роль религиозной морали как неотъемлемого компонента национально-культурной идентичности.