Тема 2. Мораль в жизни общества
Семинар – 2 часа
Цель занятия: разъяснить слушателям роль морали в жизни общества, ее место в формировании мировоззрения и ценностных установок, повышении уровня профессиональной и общей культуры людей.
П Л А Н
Место морали в эволюционной картине общества
Регуляторы поведения личности
Мораль и политика
Мораль и искусство
Мораль и религия.
Темы докладов
Моральное значение семьи.
Протестантская этика и становление индустриальной цивилизации
Рыцарский образец поведения: от средних веков до наших дней.
Нравственность в ХХI веке.
Основная литература
1. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.
2. Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2008.
3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., 2008.
Дополнительная литература
Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению: Учебное пособие. М., 2000.
Веллер М. Все о жизни. М., 2006.
Психология. Педагогика. Этика: Учебник. 2-ое изд., перераб. и доп. М., 2002.
Методические рекомендации
В первом вопросе выявить сущность современной концепции универсального эволюционизма. Показать, что к анализу социальной динамики применим обобщенный дарвиновский подход и раскрыть роль морали и права в эволюционном общественном процессе.
Во 2-м вопросе необходимо рассказать о воздействии экономических, социальных и личностных факторов на мотивацию индивида. Затем следует раскрыть механизм действия внутриличностных регуляторов на возникающие мотивы и намерения. По каждому из регуляторов указать источник происхождения, общественный критерий и соответствующий элемент морального сознания. В заключение осветить проблему: почему совокупность регуляторов не в состоянии надежно блокировать возникающие у части индивидов аморальные и преступные намерения и они реализуются в соответствующих поступках?
Существо 3-го вопроса - может ли политика отвечать требованиям нравственности? Для ответа на этот вопрос следует сформулировать основную проблему политики и дать ей этическую оценку. Далее необходимо обосновать моральную противоречивость политического идеализма и политического реализма. Особого рассмотрения требует проблема морального анализа взаимодействия политической элиты и правоохранительных органов.
В 4-м вопросе надо осветить роль искусства как (1) аккумулятора нравственных норм различных исторических эпох, народов и цивилизаций, (2) воспитателя творческой способности личности, порождающей умение правильно действовать в нравственно нестандартной ситуации и (3) средства построения этических моделей.
5-й вопрос посвящен общим и особенным чертам собственно морального и религиозного морального регулирования поведения индивидов. Необходимо раскрыть гетерономную природу религиозных заповедей, институциональный характер религии, внешнюю целесообразность как основной мотив религиозного поведения. В то же время следует осветить роль религиозной морали как неотъемлемого компонента национально-культурной идентичности.
- Введение
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Тема 1. Этика как философская наука о морали
- Тема 2. Мораль в жизни общества
- Тема 3. Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд
- Тема 4. Категории профессиональной этики сотрудников овд
- Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности
- Тема 6. Кодекс профессиональной этики сотрудника овд рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор и антикоррупционное поведение
- Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд.
- Практические занятия
- Литература для подготовки и проведения деловой игры:
- Порядок подготовки и проведения деловой игры.
- Варианты ситуаций для работы комиссий
- План практического занятия
- Тема 8. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел
- План практического занятия
- Тема 9. Формирование морального облика сотрудников овд
- План практического занятия
- Тема 10. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
- Тема 11. Служебный этикет в традициях и ритуалах овд
- Тема 12. Воинская вежливость как отражение служебного этикета
- Тема 13. Культура устной и письменной речи и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников овд
- Тема 13*. Культура общения и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников органов внутренних дел
- Тема 14. Этикет в общении начальника и подчиненного
- Тема 15. Этикетные нормы приема граждан в органах внутренних дел при общении с населением
- Тема 16. Правила поведения сотрудников органов внутренних дел в общественных местах
- Тема 17. Служебный этикет в жизни курсантского коллектива.
- Разделы дисциплины и виды занятий
- Тематика рефератов, контрольных работ
- Моральный аспект процесса предварительного расследования.
- Особенности морали представителей криминальной среды.
- Общее и особенное в этике взаимодействия следователя с потерпевшими, свидетелями и подозреваемыми
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену
- 1. Билеты
- 2. Вариант № 1.
- Содержание заданий для самостоятельной работы по основным темам курса «Профессиональная этика». Тема 1: «Этика как философская наука о морали».
- Тема 2: «Мораль в жизни общества».
- Тема 3: «Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд».
- Тема 4: «Категории профессиональной этики сотрудников овд».
- Тема 5: «Мораль и право в правоохранительной деятельности»
- Тема 6: «Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор антикоррупционного поведения». Задание 1
- Задание 2
- Тема 7: «Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд».
- Тема 8: «Нравственные отношения в служебном коллективе овд»
- Тема 9: «Нравственное формирование личности сотрудника овд»
- Литература
- Тема 10: «Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в овд»
- Словарь терминов по курсу «Профессиональная этика»
- 5. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Профессиональная этика»
- I.Общие положения.
- II. Организация и методическое обеспечение самостоятельной работы.
- Разновидности семинара
- 2. Подготовка к семинару
- 2.3.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа. Задание 1
- Задание 3
- 2.4.Темы докладов
- 3. Теоретическая часть
- 4. Практическая часть
- 4.1.Оцените следующие высказывания выдающихся людей. Согласны ли Вы с ними?
- 4.2. По материалам сми оцените и прокомментируйте понятия:
- Оглавление
- Приложение 2 Извлечение из Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел
- Глава 2. Нравственные основы службы в органах внутренних дел
- Статья 6. Нравственные принципы службы в органах внутренних дел
- 2. Подготовка к деловой игре
- 2.1.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа.
- 3.План-сценарий
- Приложение 1. Советы- рекомендации по совершенствованию эффективности общения
- Рекомендации по овладению практической мудростью в общении
- Введение
- Наследственность
- 2. Регуляторы человеческих поступков
- Мораль и политика
- Мораль и искусство
- Список литературы
- 2. Структура нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов.
- 3. Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины
- Список литературы