Список литературы
Основная литература:
Веллер М. Все о жизни. М., 2006.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., 1998.
Касьянов В.В. Обществознание: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2002.
Психология. Педагогика. Этика: Учебник // Под ред. Ю.В.Наумкина. М., 1999.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2004.
Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник // Под редакцией профессора Дубова Г.В. М., 2004.
Дополнительная литература:
Кукушин В.М. Профессиональная этика, этикет и такт работников органов внутренних дел. М., 1991.
Кукушин В.М. Полицейская деонтология: Социологический анализ зарубежных концепций. М., 1994.
Советы молодому милиционеру (О культуре поведения на службе и в
быту). М., 1996.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. М., 1998.
Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.
Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие. Минск, 1997.
Грядовой Д.И., Малахов В.П., Пылёв С.С. Вопросы формирования моральных потребностей сотрудников органов внутренних дел. М., 1996 г.
Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: Материалы международной научно-практической конференции в Московском университете МВД России 6 декабря 2002 г. М., 2003.
Фондовая лекция
По учебной дисциплине «Профессиональная этика»
Тема № 3: «Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников ОВД»
Обсуждена и одобрена на заседании
Кафедры профессиональной этики и эстетической культуры
протокол №5 от « 9 » января 2007 г.
Москва - 2007
ПЛАН
Введение
1. Особенности профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов
2. Структура нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов
3. Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины.
4. Заключение
5. Список литературы
Введение
Профессиональная этика – раздел этической науки, исследующий специфику морали в условиях профессиональной деятельности. Слово «профессия» латинского происхождения, образованного от protiteor – «объявляю своим делом». Под «делом» понимается изначально не всякое деяние, но священнодействие. В русском языке этот смысл слова «дело» сохраняется в понимании справедливости, правильности, в значении «говорить дело», поэтому долгое время слово «профессия» употребляется лишь по отношению к жрецам и священникам.
Только в протестантизме впервые возникает понимание, что и «верующие миряне должны относиться к делу с теми же этическими нормами и энергией в служении Богу. Фактически в этот период профессионализм вообще начинает связываться с этикой. Этика – философская наука о морали, ее происхождении и развитии, ее истории и истории научных воззрений на ее предмет.
В контексте сегодняшней лекции подчеркнем еще раз – термин «этика» исторически происходит от греческого ethos, что означает нрав, характер, обычай, образ жизни, закон. Понятием «этос» в социологии морали в ХХ в. Обозначается уклад, строй, стиль жизни какого-либо сообщества людей. Говорят об этосе сословий, поколений, социальных слоев. Наряду с ними сегодня все явственнее складывается этос профессиональных групп.
Возможно, совокупность норм. Правил и образа жизни, обусловленных профессией, и создает наряду с профессиональной этикой сообщество профессионалов, которое объединяет людей, принадлежащих к разным культурам, народам, конфессиям, но объединенных общим профессиональным этосом.
Профессиональная (или прикладная) этика представляет собой совокупность моральных требований, принципов и норм деятельности специалистов, которая является ответственной, обязательной, но вместе с тем добровольной, т.е. свободной деятельностью свободных людей, которые подчиняются правилам, сообразуются с законом, выполняют долг.
Профессиональная этика в некоторых случаях именуется профессиональной деонтологией или учением о долге. Термин деонтология был обозначен И.Бентамом в 1834 г. и первоначально отождествлялся с учением о нравственности. Затем стал пониматься как одна из концепций морали (в противоположность аксиологии – учению о ценностях) и, наконец как один из разделов этики.
Сегодня под деонтологией часто понимают моральные обязательства специалиста, то. Что может быть сопряжено с опасностью, риском, физическим напряжением, перегрузками психики и т.д.
Под прикладной этикой или прикладными проблемами – это вопросы теории морали профессиональной деятельности в связи с непредвиденными ситуациями, которые возникают в практике специалистов.
Профессиональная этика - наиболее широкое понятие. Поскольку наряду с названными прикладными и деонтологическими аспектами предполагает также определенные обязательства, и нормы как внутри профессиональной среды, так и вне работы.
Иными словами, уже в процессе исследований образования курсанты должны осознать моральные цели своей профессии, понять свою ответственность, право на доверие общества.
И еще одно замечание. Этические проблемы многих, в особенности гуманитарных профессий – связаны между собой. Так решение проблем детской беспризорности, наркомании находится в поле профессиональной деятельности педагогов, правоохранительных органов, медиков, социальных работников. Психологов. Не могут оставаться в стороне и детские библиотеки, музеи, искусство для детей. Проблема не может быть решена и без участия журналистов, без их профессионального, заинтересованного освещения проблемы. В этом взаимодействии специфика этики «человеческих» профессий, их морали, этические принципы, нормы этих профессий перестают быть закрытыми для публики, которая может через институт общественного мнения влиять на ситуацию в медицине и искусстве, в государственных учреждениях и правовых институтах.
Некоторые профессии. Могут сочетаться с другими и существуют везде, в них особенно важны сегодня складывающиеся нормы морали – это компьютерная этика, этика управления, этика обслуживания.
Мы же ведем на нашем занятие речь об особенностях профессиональной этики сотрудников ОВД.
Подчеркнем сразу, что профессиональная этика солдата правопорядка – многофакторное явление. Она складывается как гуманистические нормы профессиональной деятельности в работе с людьми и для людей. Она понимается как мастерство и доскональное владение профессией. Как умение противостоять криминалу, коррупции. Как надежность и оптимизм, как расчет и уважение к людям, как достоинство и уважение к успеху. Как общая культура и нравственное самоопределение.
Профессиональная этика конкретизирует требования общества к моральным аспектам деятельности специалистов ОВД, которым (на основе диплома) делегированы (разрешены) определенные (представляющие социальную ценность) виды работ, дающие им заработок. Эти требования обеспечивают поддержание традиции и создание прецендентов максимального удовлетворения профессионалами потребностей общества и каждого гражданина в качестве работы, отвечающем конкретным социально значимым ценностям. Важнейшие связаны с обеспечением безопасности жизни и здоровья, гражданских прав и свобод, равенства всех перед Законом.
1. Особенности профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов
Особенности профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов определяются основной сущностью их деятельности, определенной ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Именно выполнение этой обязанности и осуществляется в первую очередь правоохранительными органами, что и определяется директивными государственными и ведомственными документами. В качестве примера приведем извлечение из ст. 1 Закона РСФСР «О милиции»: «Милиция в РСФСР – система государственных органов, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим законом и другими федеральными законами». Нравственные и гуманистические аспекты деятельности милиции определены также и в ст.ст. 3 и 5 этого закона.
В этом контексте следует отметить: уже сегодня наше общество достигло такого уровня демократичности и цивилизованности, что и в таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы, гуманизм, нравственность и культура (эти понятия в мировоззренческих установках личности тесно взаимосвязаны) сотрудников приобрели огромную значимость. Как показывают социологические исследования и как это отмечается в целом ряде документов руководства, соблюдение законности и служебной дисциплины определяется прежде всего не только и, может быть, не столько требовательностью руководителей, сколько нравственными установками и культурной воспитанностью сотрудников.
В о многих случаях эти качества оказывают на эффективность служебной деятельности большее воздействие и играют даже большую роль, чем профессиональная компетентность (что, конечно же, нисколько не умаляет необходимости постоянного повышения профессионализма). Не случайно сегодня настоятельно выдвигается требование проводить подробный анализ нравственных качеств и культуры сотрудников при их переаттестации или при их выдвижении на более высокую должность. Иными словами, нравственность и культура сотрудника рассматриваются как важнейшие профессиональные качества, определяющие его готовность к обеспечению любых служебных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение с наибольшим результативным эффектом.
Недооценка этих факторов порождается довольно распространенным мнением, что служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов настолько строго регламентирована законами, подзаконными актами, уставными положениями, инструкциями, требованиями служебной дисциплины и т.д., что при должном уровне требовательности руководства любой сотрудник будет успешно выполнять свои функциональные обязанности. Мнение это глубоко ошибочно по целому ряду причин.
Во-первых, современное общество, в том числе и деятельность правоохранительных органов, находится в условиях постоянного изменения, причем эта динамика носит исключительно интенсивный, подчас даже непредсказуемый характер, в силу чего административно-правовые документы и приказы могут определить деятельность сотрудника только в самых общих чертах. Их интерпретацию применительно к той или иной конкретной ситуации зачастую определяет руководитель служебного коллектива (где не последнюю роль играет нравственный компонент), а порой и сам исполнитель.
Во-вторых, все документы служебно-правового характера (в том числе приказы и приказания) не содержат четко определенных решений для любой ситуации, но лишь предписывают рамки, в которых эти решения должны быть приняты. Рамки эти бывают зачастую настолько широки, что в зависимости от уровня культуры и нравственной воспитанности сотрудника поставленная задача может быть решена как казенно, формально-бюрократически, так и творчески – максимально результативно и с «человеческим лицом».
В-третьих, функциональные обязанности можно выполнять по-разному. Можно в минимально допустимом объеме, так сказать, «от сих до сих», компенсируя это созданием видимости кипучей деятельности, а можно, как сказал поэт, «не знать ни зим ни лет», а работать с максимальной отдачей, вызывая «огонь на себя», самоотверженно превращая интересы службы в главный смысл своей жизни. Определяет характер выполнения служебного долга в этом случае лишь нравственность сотрудника, его совесть.
В-четвертых, в деятельности любого сотрудника правоохранительных органов обязательно наличествует элемент секретности, конспиративности, причем, как уже указывалось выше, во многих ситуациях здесь отсутствует решение, четко определенное служебными документами, нормами права (особенно это характерно для оперативно-розыскных служб). Поэтому во многих случаях он вынужден действовать в соответствии со своими моральными понятиями добра и зла, справедливости, долга, чести и др. И здесь существует важное отличие деятельности сотрудника от всех других сфер социальной жизнедеятельности: отсутствие морального контроля со стороны общественного мнения. Таким образом, в данном случае единственным судьей правильности, т.е. подлинной моральности его действий, оказываются его культура и его нравственность, его совесть.
И, наконец, в-пятых, общеизвестно, что между правопослушным и преступным поведением пролегает довольно широкая «пограничная полоса», которую непременно проходит личность и где она духовно деформируется, прежде чем начинает совершать преступные деяния. Об этой деформации мы уже говорили выше, когда анализировали духовные барьеры, возникающие перед человеком, решившем стать на путь достижения цели путем свершения преступного деяния. Применительно к специфике деятельности сотрудника правоохранительных органов этот вопрос анализируется в следующем параграфе..
Подытоживая сказанное, можно дать определение такого понятия, как «профессиональная этика». Профессиональная этика – область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии; это специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих аналитически-рекомендательный характер, возникающих и бытующих в данной профессиональной группе.
При этом профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов принципиально отличается от этики абсолютного большинства других профессий (исключение составляют военнослужащие, медики, моряки, летчики, специалисты некоторых других профессий, работающих в условиях риска или связанных со здоровьем и жизнью людей) своим преимущественно деонтологическим характером (от греч. deon – должное). Одно из основных отличий морали от других форм общественного сознания заключается в том, что ее нормы не являются строго обязательными, предоставляют право широкого выбора и санкционируются исключительно силой воздействия общественного мнения. Но применительно к требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов, эти условия оказываются во многих случаях недостаточными, и этические нормы приобретают здесь строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями.
Профессиональная деонтология – часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определенной профессиональной сфере и носящих конкретно-императивный характер; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми) санкциями.
Достаточно выразительным примером является Дисциплинарный устав, предписывающий строго обязательные нормы поведения и взаимоотношений, неисполнение которых влечет за собой скрупулезно разработанную систему взысканий. В качестве примера можно сослаться также на Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом министра внутренних дел России, несоблюдение которого может иметь для сотрудника весьма существенные негативные последствия – вплоть до увольнения из органов на основании статьи 58 (пункт «л») Положения о службе в органах внутренних дел. К деонтологическим нормам относятся также требования и других уставов и вообще все требования служебных документов, определяющих нормы поведения и общения5.
Соответственно, к сотруднику правоохранительных органов предъявляется ряд специфических моральных требований. Частично они содержатся в служебных нормативных документах – таких, как, например, уже упоминавшийся Кодекс чести, и тогда они носят деонтологический характер, а частично вырабатываются в процессе накопления служебного опыта и складывания служебных традиций, морально-психологическим климатом коллектива сотрудников той или иной службы правоохранительных органов. В обобщенном виде моральные требования к сотруднику правоохранительных органов состоят в следующем:
отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;
глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как работника правоохранительной системы, от которой в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности больших масс людей;
разумное и гуманное использование предоставленных законом работнику правоохранительных органов прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;
принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений;
безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации работника правоохранительных органов;
сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях;
постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.
Перечисленные требования дают достаточно наглядное представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать сотрудник правоохранительных органов. При этом на разных уровнях эти нравственные качества различаются по приоритетности. Это можно видеть из классификации их по группам:
Отношение к окружающим: скромность, гордость своей профессией, уважение чувства достоинства и чести – у себя и у других, совестливость, справедливость, требовательность, правдивость, вежливость, порядочность, доброжелательность, постоянная готовность прийти на помощь.
Отношение к выполнению служебных обязанностей: мужество, выдержка, самообладание, стойкость, решительность, требовательность, дисциплинированность, принципиальность, смелость, инициативность, честность, бескорыстие, усердие, самостоятельность, деловитость, творческий подход.
Отношение к Родине, обществу, государству, народу: патриотизм, преданность, верность долгу, ответственность, самоотверженность.
О некоторых из этих качеств стоит поговорить поподробнее.
Одно из главных требований, предъявляемых к сотруднику правоохранительных органов, – это требование гуманности и терпимости. Сотрудник органов должен постоянно помнить, что его работа – это работа врача. Так же, как и у врача, его служебная деятельность включает лечение и профилактику заболеваний. Разница лишь в том, что врач лечит болезни физические и психические, а работник органов – социальные. Но так же, как и врачу, ему приходится иметь дело с людьми, попавшими в беду, людьми больными, хотя и не всегда осознающими это. Конечно, есть преступники и есть потерпевшие. Последние вызывают сочувствие и желание оказать им помощь и поддержку. А первые? Разумеется, они должны быть преданы суду и понести наказание. Проще всего укрыться здесь за спасительной фразой: «Сам виноват». Но давайте продолжим наше сравнение. Так ли уж не виновен больной физически? Многие, очень многие болезни порождаются по вине заболевшего: алкоголь, никотин, беспорядочный образ жизни, несоблюдение режима, другие «излишества» – в результате ослабление иммунитета организма, разрыв «слабого звена» и болезнь. Можно, конечно, сказать, что больной наказывает сам себя, а преступник – других, но и это не совсем верно – и больной наказывает других: родных и близких, вынужденных страдать от его заболевания и ухаживать за ним, генетически своих детей, которые рождаются ослабленными или больными, общество, которое должно тратить средства на его лечение, и т.д. И преступник тоже не рождается таковым, но становится им, причем немалую роль здесь играют общественные условия, окружающая среда. И наказывает он себя при этом, как и больной, ибо, обрекая себя на преступный образ жизни, он неизбежно будет вынужден претерпеть немало страданий. И ему, «социальному больному», при всем том негодовании, а порой ненависти и отвращении, которые он вызывает у обычных людей, так же, как и обычному больному, нужна человеческая доброта. Доброта – тоже лекарство, и она может лечить порой даже эффективнее, чем самое суровое наказание. Вспомним роман Гюго «Отверженные». Главный герой – Жан Вальжан был закоренелым преступником, точнее, он стал таким, поскольку со стороны людей он встречал только несправедливость и жестокость и платил им тем же. И вот однажды он обокрал приютившего его священника – украл его единственную ценность: серебряные подсвечники. Его поймали жандармы и привели к священнику на опознание. Каково же было его потрясение, когда священник заверил жандармов, что он подарил ему эти подсвечники, и он действительно подарил их ему! Доброта священника переродила Вальжана, и все дальнейшее действие романа – это громадный перечень добрых дел, совершенных Вальжаном, которые он совершил с величайшей самоотверженностью, порой жертвуя жизнью и ничего не требуя взамен. Могут сказать, что пример этот книжный, что в жизни все далеко не так «красиво и благородно», и это во многом будет верно. Но вместе с тем в реальной жизни существует немало случаев, когда доброта делала из бывших преступников людей и людей замечательных. Прочтите «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко. Там все правда, это просто художественное (замечательно интересное) изложение процесса перевоспитания бывших воров, проституток, хулиганов и пр. в достойных людей. Макаренко «лечил» их, причем лечил добротой. Доброта эта бывала суровой, порой очень жесткой, но это была доброта и любовь к людям! И она дала прекрасные результаты – у Макаренко практически не было неудач. И если мы говорим, что врач – гуманная профессия, то не менее гуманной должна считаться профессия работника правоохранительных органов. Сотрудник органов должен быть гуманным, он должен любить людей, без этого качества, как и врач, он не может стать полноценным специалистом. Да, порой ему приходится быть жестким, даже жестоким, но в этой жесткости – высшая доброта!
Всякое профессиональное качество сотрудника правоохранительных органов имеет моральную окрашенность. И если принимать это во внимание, то оказывается, что любое такое качество, даже самое «профессионально необходимое» – такое, как, скажем, мужество, порождает не только результативность, но еще и подлинное благородство, без которого немыслима ни одна профессия, непосредственно связанная с судьбами людей. Приведем в подтверждение этого еще один пример. Майор милиции А.С. Лендин (г. Подольск) возвращался после дежурства глубокой ночью домой. Внезапно в свете фар он увидел, как по дороге бежит полураздетая женщина, а за ней гонится вооруженный громадным тесаком мужчина. А.С. Лендин остановил машину, вышел и потребовал, чтобы тот прекратил преследование. С яростным ругательством бандит бросился на майора. Поскольку последний был вооружен табельным оружием, ему ничего не стоило его применить, тем более, что Закон о милиции (статья 15) предоставлял ему на это в данных обстоятельствах полное право. Однако майор не стал стрелять. Рискуя жизнью (бандит физически по всем статьям превосходил майора), майор сумел скрутить преступника, надел на него наручники и произвел задержание. Позднее А.С. Лендин так объяснил свои действия: «Конечно, он негодяй, тем более, как потом оказалось, рецидивист, закоренелый преступник. Но не мог я вот просто так убить человека, а потом с этим жить».
Особого внимания заслуживает такое профессиональное качество, как справедливость. Пожалуй, это качество, это чувство является наиболее трудным – в том смысле, что, вынося справедливое решение, очень непросто найти единственно правильное. Собственно говоря, деятельность любого сотрудника правоохранительных органов базируется на принципе справедливости, и во имя торжества этого принципа она и создается. Почему же он представляется наиболее трудным? Прежде всего потому, что как деяние, так и его последствия никогда не носят однозначный характер, а всегда представляют собой некое сочетание злого и доброго. Работник правоохранительных органов, вынося решение по той или иной коллизии, обязан точно просчитать меру того и другого, что зачастую бывает очень непросто: недаром как следствие, так и судебные процессы длятся порой месяцами. Вспомним фильм замечательного американского режиссера Стэнли Креймера «Нюрнбергский процесс». Хотя он и художественный, но почти буквально повторяет все перипетии реально состоявшегося судебного процесса над членами верховного трибунала гитлеровской Германии. На первый взгляд, гитлеровские судьи однозначно представлялись преступниками: именно они выносили людоедские приговоры, по которым убивали, уничтожали в газовых камерах, подвергали зверским истязаниям многие тысячи людей. Но и сами судьи и их адвокаты доказывали абсолютную невиновность подсудимых! Да, утверждали они, все инкриминируемые подсудимым факты – совершенная правда. Но виновны ли в них судьи? Всегда, начиная с древнейших времен, судья лишь служитель закона, он просто исполняет то, что ему им предписано. Да, действительно, законы были людоедские, бандитские, античеловечные. Но не судьи их придумали. Они просто, как и всегда, служили закону – в этом священный долг каждого судьи. Виновен только законодатель, именно он подлежит суду, а судьи виновны только тогда, когда они извращают закон. В данном случае этого не было, и потому они невиновны. Этот процесс длился несколько недель, и в конце концов суд вынес безусловно справедливый приговор: судьи виновны! Да, преступен сам закон, но у судей был нравственный выбор: служить этому закону или нет. Они выбрали первое, хотя и понимали, что закон преступен, а потому они полностью разделяют вину вместе с законодателем. Судьи были осуждены, но как непросто было перед мировым демократическим сообществом доказать, что этот приговор справедлив.
Совокупность нравственных качеств образует нравственную культуру сотрудника. Она условно подразделяется на три уровня: высокий, средний и низкий. Высокий уровень характеризуется сформированностью всех компонентов
в их единстве и взаимодействии, глубокими этическими знаниями в тесном единстве с богатством нравственных чувств и практическим действием. Средний уровень характеризуется частичной сформированностью компонентов нравственной культуры, хорошо усвоенными этическими знаниями, не являющимися, однако, всегда руководством к действию, достаточно обостренным чувством добра и зла, справедливого и несправедливого, но зачастую при этом отсутствует воля для практической его реализации. Низкий уровень характеризуется несформированностью отдельных компонентов, поверхностными этическими знаниями, недисциплинированным поведением, относительно низкими моральными качествами, слабым развитием моральных чувств, неблагоприятным воздействием сотрудника на морально-психологический климат служебного коллектива.
- Введение
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Тема 1. Этика как философская наука о морали
- Тема 2. Мораль в жизни общества
- Тема 3. Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд
- Тема 4. Категории профессиональной этики сотрудников овд
- Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности
- Тема 6. Кодекс профессиональной этики сотрудника овд рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор и антикоррупционное поведение
- Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд.
- Практические занятия
- Литература для подготовки и проведения деловой игры:
- Порядок подготовки и проведения деловой игры.
- Варианты ситуаций для работы комиссий
- План практического занятия
- Тема 8. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел
- План практического занятия
- Тема 9. Формирование морального облика сотрудников овд
- План практического занятия
- Тема 10. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
- Тема 11. Служебный этикет в традициях и ритуалах овд
- Тема 12. Воинская вежливость как отражение служебного этикета
- Тема 13. Культура устной и письменной речи и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников овд
- Тема 13*. Культура общения и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников органов внутренних дел
- Тема 14. Этикет в общении начальника и подчиненного
- Тема 15. Этикетные нормы приема граждан в органах внутренних дел при общении с населением
- Тема 16. Правила поведения сотрудников органов внутренних дел в общественных местах
- Тема 17. Служебный этикет в жизни курсантского коллектива.
- Разделы дисциплины и виды занятий
- Тематика рефератов, контрольных работ
- Моральный аспект процесса предварительного расследования.
- Особенности морали представителей криминальной среды.
- Общее и особенное в этике взаимодействия следователя с потерпевшими, свидетелями и подозреваемыми
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену
- 1. Билеты
- 2. Вариант № 1.
- Содержание заданий для самостоятельной работы по основным темам курса «Профессиональная этика». Тема 1: «Этика как философская наука о морали».
- Тема 2: «Мораль в жизни общества».
- Тема 3: «Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд».
- Тема 4: «Категории профессиональной этики сотрудников овд».
- Тема 5: «Мораль и право в правоохранительной деятельности»
- Тема 6: «Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор антикоррупционного поведения». Задание 1
- Задание 2
- Тема 7: «Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд».
- Тема 8: «Нравственные отношения в служебном коллективе овд»
- Тема 9: «Нравственное формирование личности сотрудника овд»
- Литература
- Тема 10: «Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в овд»
- Словарь терминов по курсу «Профессиональная этика»
- 5. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Профессиональная этика»
- I.Общие положения.
- II. Организация и методическое обеспечение самостоятельной работы.
- Разновидности семинара
- 2. Подготовка к семинару
- 2.3.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа. Задание 1
- Задание 3
- 2.4.Темы докладов
- 3. Теоретическая часть
- 4. Практическая часть
- 4.1.Оцените следующие высказывания выдающихся людей. Согласны ли Вы с ними?
- 4.2. По материалам сми оцените и прокомментируйте понятия:
- Оглавление
- Приложение 2 Извлечение из Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел
- Глава 2. Нравственные основы службы в органах внутренних дел
- Статья 6. Нравственные принципы службы в органах внутренних дел
- 2. Подготовка к деловой игре
- 2.1.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа.
- 3.План-сценарий
- Приложение 1. Советы- рекомендации по совершенствованию эффективности общения
- Рекомендации по овладению практической мудростью в общении
- Введение
- Наследственность
- 2. Регуляторы человеческих поступков
- Мораль и политика
- Мораль и искусство
- Список литературы
- 2. Структура нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов.
- 3. Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины
- Список литературы