Мораль и политика
Если мораль и право выступают своего рода берегами канала эволюционного развития на социальном уровне - со стороны соответственно общества и государства, и в этом своем регулятивном качестве как бы равноправны, то мораль и политика связаны другими отношениями. Политика представляет собой генератор социальных изменений, в социально-эволюционном процессе она отвечает за изменчивость, а мораль в свою очередь среди изменений, или социальных мутаций, порожденных политикой, призвана отбраковывать те, которые не отвечают нравственным ожиданиям общества, не соответствуют сложившимся представлениям о добре и зле.
Основной вопрос политики – это вопрос о завоевании, использовании и удержании власти. Особое место здесь занимают правоохранительные органы, т.к. они – часть исполнительной ветви власти в государстве. И в этом плане они подвержены по меньшей мере двусторонней моральной оценке. С одной стороны, насколько моральна сама власть, целостность и устойчивость которой призваны обеспечивать правоохранительные органы, решения которой они исполняют. Здесь вопрос стоит о принципиальной возможности служения такой власти – ведь правоохранительные органы имелись и в нацистском рейхе, и в тоталитарном сталинском государстве. С другой стороны, в какой мере отвечают этическим принципам сами правоохранительные органы, насколько нравственной является их деятельность и, конечно, их представители. В принципе, каждый из этих вопросов имеет и экономическое, стоимостное выражение.
Политиков всегда обвиняли в использовании безнравственных средств в достижении своих целей. Подтверждающих эту тенденцию примеров всегда имелось в избытке. И всегда люди задавались вопросом: может ли политика отвечать требованиям нравственности? Выделяются две главные позиции. Политические идеалисты исходят из приоритета морали перед политикой. Политика должна полностью подчиняться морали. Аристотель говорил, что лучшая политика вырастает на этической основе, на базе существующих нравов и обычаев. А цель политики – в том, чтобы обеспечивать счастье граждан, такое состояние, которое позволяет им осуществлять свою разумную сущность. Политические реалисты проповедуют идею о внеморальности политики, полагают, что к ней неприменимы моральные оценки, т.к. политика конкретна – направлена на процветание государства в реальных обстоятельствах, а нравственность исходит из абстрактных категорий добра и зла. Значит, если человек хочет считаться с моральными ценностями, то он не будет заниматься политикой, а выбрав сферу политики, надо забыть о морали.
Сторонник первой точки зрения просто не попадет в политику, а все-таки попав, будет сразу отодвинут на обочину политического процесса более гибкими конкурентами, допускающими для себя некоторые отступления от норм морали (Париж стоит мессы). Как политик он оказывается нежизнеспособным. Значит, известная степень аморальности допустима? А это – начало движения по наклонной. Отступив в малом, отступаешь затем и в более значительном, если это сулит очередные политические дивиденды. Постепенно приходишь ко второй точке зрения, граничащей с откровенным цинизмом. Получится, что нужно признать право политиков на безнравственные действия, если это отвечает некоторым политическим интересам, и обязанность граждан смириться с этим. Но где кончается гражданин и начинается политик? В результате мы получаем государство, отрицающее мораль. Или исповедующее две разные формы морали. Но если я – человек нравственный, то зачем мне иметь во главе государства аморального субъекта? А где тогда взять морального? Мы его выбираем из своей среды, а попав в политику, он все равно станет аморальным. Получаем замкнутый круг. На сегодня эта проблема представляется неразрешимой.
И здесь в сложное положение нравственного выбора попадает именно работник силовых структур. Надо ли выполнять безнравственный приказ? Или моральные оценки на службе вообще не должны применяться? Классический пример такого рода выбора – выполнение американскими летчиками приказа о ядерной бомбардировке японских городов, преследующего не столько военные, сколько научно-познавательные цели.
Рассмотрим проблему взаимосвязи морали и политики. По отношению к политике мораль выступает, с одной стороны, механизмом сдерживания, социального контроля за деятельностью политиков. В странах развитой демократии к политикам предъявляются хотя во многом и формальные, но высокие требования в плане личного морального облика (Кеннеди, Клинтон – Ковалев, Скуратов). Причем уклонение от нравственного контроля означает крест на политической репутации. С другой стороны, мораль – ориентир, побудитель политической активности. Она направляет политику в сторону реализации сущности человека, принципов гуманизма и справедливости. Кроме того, наличие морального авторитета у политика позволяет добиваться как собственных политических целей, так и решать государственные политические задачи.
Моральным критерием политических действий является их способность обеспечить свободное развитие и удовлетворение жизненных потребностей граждан с целью достижения всеобщего блага.
Моральные ценности отражают настроения общества. Поэтому политики не могут их не учитывать. Более того, под неблаговидные политические действия подводятся нравственные обоснования. А любой кандидат на политический пост во время предвыборной кампании пытается создать себе имидж нравственной личности. Такой имидж, разумеется, отражает и национальную специфику.
Со своей стороны, политика влияет на создание условий для утверждения в обществе нравственных отношений. Как бы мы сейчас ни относились к парткомам и месткомам, комсомольцам, пионерам и октябрятам, они играли огромную роль в обеспечении действия норм морали в нашей стране. Но как только политическая система утрачивает стабильность, происходит вспышка аморализма и его крайней формы – преступности.
Раз имеет место очерченное единство политики и морали, то не может не быть и различий. Мораль старше политики, она появляется с возникновением человеческого общества в ответ на потребность в социальном регулировании. Политика – продукт социальной дифференциации общества, и формируется она с появлением государства. Мораль влияет на поведение людей через призму добра и зла, политика через призму интересов власти. Мораль опирается на общественное мнение и внутренние убеждения человека, а политика – на общественные и государственные институты и меры принуждения. Политика активна, а мораль – консервативна. Поэтому мораль может быть тормозом на пути реализации политических целей, пусть и прогрессивных, отражающих вновь сформировавшиеся в обществе потребности (развитие предпринимательства и частной собственности – легализация спекуляции – ранее противоправная деятельность оказывается законной – правоохранительные органы действуют вопреки нравственным установкам общества).
В конечном счете взаимодействие политики и морали непосредственно детерминирует правоохранительную деятельность. Это связано со следующими факторами:
политика определяет стратегию правоохранительной деятельности (соблюдаются ли права всех или лишь тех, кто платежеспособен?);
политика создает условия правоохранительной деятельности (справедливы ли законы?);
политика обеспечивает контроль за правоохранительной деятельностью («а судьи кто?»);
политика формирует в обществе положительное отношение к правоохранительным органам, их деятельности и представителям (нельзя заставить или попросить уважать – нужно отвечать нравственным запросам).
- Введение
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Тема 1. Этика как философская наука о морали
- Тема 2. Мораль в жизни общества
- Тема 3. Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд
- Тема 4. Категории профессиональной этики сотрудников овд
- Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности
- Тема 6. Кодекс профессиональной этики сотрудника овд рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор и антикоррупционное поведение
- Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд.
- Практические занятия
- Литература для подготовки и проведения деловой игры:
- Порядок подготовки и проведения деловой игры.
- Варианты ситуаций для работы комиссий
- План практического занятия
- Тема 8. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел
- План практического занятия
- Тема 9. Формирование морального облика сотрудников овд
- План практического занятия
- Тема 10. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
- Тема 11. Служебный этикет в традициях и ритуалах овд
- Тема 12. Воинская вежливость как отражение служебного этикета
- Тема 13. Культура устной и письменной речи и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников овд
- Тема 13*. Культура общения и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников органов внутренних дел
- Тема 14. Этикет в общении начальника и подчиненного
- Тема 15. Этикетные нормы приема граждан в органах внутренних дел при общении с населением
- Тема 16. Правила поведения сотрудников органов внутренних дел в общественных местах
- Тема 17. Служебный этикет в жизни курсантского коллектива.
- Разделы дисциплины и виды занятий
- Тематика рефератов, контрольных работ
- Моральный аспект процесса предварительного расследования.
- Особенности морали представителей криминальной среды.
- Общее и особенное в этике взаимодействия следователя с потерпевшими, свидетелями и подозреваемыми
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену
- 1. Билеты
- 2. Вариант № 1.
- Содержание заданий для самостоятельной работы по основным темам курса «Профессиональная этика». Тема 1: «Этика как философская наука о морали».
- Тема 2: «Мораль в жизни общества».
- Тема 3: «Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд».
- Тема 4: «Категории профессиональной этики сотрудников овд».
- Тема 5: «Мораль и право в правоохранительной деятельности»
- Тема 6: «Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор антикоррупционного поведения». Задание 1
- Задание 2
- Тема 7: «Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд».
- Тема 8: «Нравственные отношения в служебном коллективе овд»
- Тема 9: «Нравственное формирование личности сотрудника овд»
- Литература
- Тема 10: «Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в овд»
- Словарь терминов по курсу «Профессиональная этика»
- 5. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Профессиональная этика»
- I.Общие положения.
- II. Организация и методическое обеспечение самостоятельной работы.
- Разновидности семинара
- 2. Подготовка к семинару
- 2.3.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа. Задание 1
- Задание 3
- 2.4.Темы докладов
- 3. Теоретическая часть
- 4. Практическая часть
- 4.1.Оцените следующие высказывания выдающихся людей. Согласны ли Вы с ними?
- 4.2. По материалам сми оцените и прокомментируйте понятия:
- Оглавление
- Приложение 2 Извлечение из Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел
- Глава 2. Нравственные основы службы в органах внутренних дел
- Статья 6. Нравственные принципы службы в органах внутренних дел
- 2. Подготовка к деловой игре
- 2.1.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа.
- 3.План-сценарий
- Приложение 1. Советы- рекомендации по совершенствованию эффективности общения
- Рекомендации по овладению практической мудростью в общении
- Введение
- Наследственность
- 2. Регуляторы человеческих поступков
- Мораль и политика
- Мораль и искусство
- Список литературы
- 2. Структура нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов.
- 3. Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины
- Список литературы