Тема 8. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел
Семинар – 2 часа
Цель занятия: Практически освоить нравственную основу организации и функционирования служебного коллектива, влияние нравственно-психологического климата на эффективность оперативно-служебной деятельности коллектива, роль руководителя коллектива в организации нравственных отношений в коллективе.
П Л А Н
Понятие и социальные функции служебного коллектива сотрудников ОВД.
Морально-психологический климат служебного коллектива.
Моральные конфликты в служебном коллективе, их классификация и пути разрешения.
Проблемы управления нравственными отношениями в служебном коллективе.
Руководитель служебного коллектива
Темы докладов
Нравственные начала служебных отношений и деловой активности в коллективе.
Профессионально-нравственный потенциал служебного коллектива и механизм его формирования
Влияние моральной среды на служебную деятельность и сплоченность коллектива..
Основная литература
Федеральный закон «О полиции»
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2008.
Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.
Дополнительная литература
Гришин А.А. Мораль в жизни общества и деятельности милиции. М.: ЩитМ, 2009.
Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник/ под ред. В.Я Кикотя. М.: ЦОКР МВД России, 2009.
Методические рекомендации
В первом вопросе следует уяснить, что служебные коллективы ОВД являются разновидностью различных государственных и общественных коллективов и воспроизводят все основные черты общества. Вместе с тем каждый такой коллектив в силу специфики выполняемой им основной функции должен обладать высокой общей и профессиональной культурой, высокой организованностью и компетентностью.
В служебных коллективах взаимоотношения во многом зависят не только от поставленных перед ними целей и решения оперативно-служебных задач, но и от традиций, ритуалов, стиля управления коллективом и других морально-этических характеристик, создающих определенный нравственно-психологический климат в коллективе.
Важно усвоить, что каждому члену служебного коллектива должен быть присущ определенный комплекс нравственных и психолого-педагогических качеств, на базе которых служебный коллектив формируется как коллектив единомышленников, ориентированных на максимально результативное исполнение служебного долга.
Во втором вопросе анализ учебного материала желательно начать с межличностных отношений, складывающихся в служебных коллективах. Участники семинара должны четко уяснить, что хотя деятельность служебного коллектива определяется правовыми основаниями (законами государства, указами, уставами, приказами и т.п.), не в меньшей мере эти отношения определяются психолого-педагогическими факторами, уровнем нравственно-психологической комфортности службы в данном коллективе.
Далее важно обратить внимание на сущность профессионально-нравственного потенциала служебного коллектива, являющегося показателем уровня нравственной культуры коллектива, его моральной устойчивости против негативных социальных и психологических факторов, а также в экстремальной ситуации. Необходимо подробно рассмотреть элементы морально-психологического климата служебного коллектива (коллективное мнение, коллективное настроение, традиции, ритуалы и др.) и механизм его формирования.
В третьем вопросе назвать основные объективные и субъективные причины моральных конфликтов. Раскрыть, в чем своеобразие конфликтов, (а) между начальником и подчиненным, (б) между коллегами, (в) конфликт с самим собой. Каковы способы разрешения моральных конфликтов? Какова функциональная роль морального конфликта?
Четвертый вопрос Целесообразно начать с объективных и субъективных предпосылок управляемости служебного коллектива. Показать, что включает управление моральной стороной жизни служебного коллектива (авторитет моральных норм и авторитет руководителя, общественное мнение и морально-психологический климат коллектива, нравственное воспитание личного состава, традицию коллектива и т.д.) Раскрыть, как осуществляется управление нравственной жизнью коллектива со стороны официальных руководителей и неформальных лидеров, общественных формирований (Советы ветеранов, наставников, отличников милиции, классных специалистов и др.).
Отвечая на пятый вопрос, необходимо сосредоточить внимание на требованиях профессиональной этики к руководителю служебного коллектива ОВД и на моральных запретах, связанных с пребыванием на руководящей должности. Следует детально разобраться, как связан статус такой должности с личным авторитетом занимающего ее лица, из каких слагаемых складывается этот авторитет, а также позитивный моральный облик руководителя и культура его профессионального поведения.
Участники семинара должны сделать для себя четкий вывод: все рассмотренные здесь факторы в своей совокупности - это условие моральной надежности кадров, степени их готовности противостоять преступности, коррупции, профессионально-нравственной деформации, а также способности сотрудников успешно преодолевать трудности милицейской службы, бескомпромиссно выполнять требования служебного долга.
- Введение
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Тема 1. Этика как философская наука о морали
- Тема 2. Мораль в жизни общества
- Тема 3. Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд
- Тема 4. Категории профессиональной этики сотрудников овд
- Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности
- Тема 6. Кодекс профессиональной этики сотрудника овд рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор и антикоррупционное поведение
- Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд.
- Практические занятия
- Литература для подготовки и проведения деловой игры:
- Порядок подготовки и проведения деловой игры.
- Варианты ситуаций для работы комиссий
- План практического занятия
- Тема 8. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел
- План практического занятия
- Тема 9. Формирование морального облика сотрудников овд
- План практического занятия
- Тема 10. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
- Тема 11. Служебный этикет в традициях и ритуалах овд
- Тема 12. Воинская вежливость как отражение служебного этикета
- Тема 13. Культура устной и письменной речи и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников овд
- Тема 13*. Культура общения и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников органов внутренних дел
- Тема 14. Этикет в общении начальника и подчиненного
- Тема 15. Этикетные нормы приема граждан в органах внутренних дел при общении с населением
- Тема 16. Правила поведения сотрудников органов внутренних дел в общественных местах
- Тема 17. Служебный этикет в жизни курсантского коллектива.
- Разделы дисциплины и виды занятий
- Тематика рефератов, контрольных работ
- Моральный аспект процесса предварительного расследования.
- Особенности морали представителей криминальной среды.
- Общее и особенное в этике взаимодействия следователя с потерпевшими, свидетелями и подозреваемыми
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену
- 1. Билеты
- 2. Вариант № 1.
- Содержание заданий для самостоятельной работы по основным темам курса «Профессиональная этика». Тема 1: «Этика как философская наука о морали».
- Тема 2: «Мораль в жизни общества».
- Тема 3: «Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд».
- Тема 4: «Категории профессиональной этики сотрудников овд».
- Тема 5: «Мораль и право в правоохранительной деятельности»
- Тема 6: «Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор антикоррупционного поведения». Задание 1
- Задание 2
- Тема 7: «Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд».
- Тема 8: «Нравственные отношения в служебном коллективе овд»
- Тема 9: «Нравственное формирование личности сотрудника овд»
- Литература
- Тема 10: «Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в овд»
- Словарь терминов по курсу «Профессиональная этика»
- 5. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Профессиональная этика»
- I.Общие положения.
- II. Организация и методическое обеспечение самостоятельной работы.
- Разновидности семинара
- 2. Подготовка к семинару
- 2.3.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа. Задание 1
- Задание 3
- 2.4.Темы докладов
- 3. Теоретическая часть
- 4. Практическая часть
- 4.1.Оцените следующие высказывания выдающихся людей. Согласны ли Вы с ними?
- 4.2. По материалам сми оцените и прокомментируйте понятия:
- Оглавление
- Приложение 2 Извлечение из Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел
- Глава 2. Нравственные основы службы в органах внутренних дел
- Статья 6. Нравственные принципы службы в органах внутренних дел
- 2. Подготовка к деловой игре
- 2.1.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа.
- 3.План-сценарий
- Приложение 1. Советы- рекомендации по совершенствованию эффективности общения
- Рекомендации по овладению практической мудростью в общении
- Введение
- Наследственность
- 2. Регуляторы человеческих поступков
- Мораль и политика
- Мораль и искусство
- Список литературы
- 2. Структура нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов.
- 3. Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины
- Список литературы