logo
Проф_Этика_Этикет_Планы_семин_Метод_р 2012

Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд.

Цель занятия: раскрыть понятие морального выбора, его роль в поведении и деятельности сотрудников ОВД; закрепить теоретические положения темы в процессе анализа полицейской практики; показать возможности морального выбора в зависимости от нравственной культуры сотрудников и правовой регламентации их деятельности и поведения.

Семинар - 2 часа

П Л А Н

  1. Сущность и структура морального выбора.

  2. Свобода и ответственность сотрудников ОВД.

  3. Факторы, влекущие искажение морального выбора сотрудников ОВД.

  4. Проблема соотношения целей и средств; критерий их соответствия.

  5. Понятие нравственно допустимого поведения

Темы докладов

1. Героические поступки сотрудников ОВД как проявление моральной свободы и ответственности.

2. Объективные условия и субъективные предпосылки правильного морального выбора.

3. Нравственная свобода и моральная ответственность в поведении и деятельности сотрудников.

Основная литература

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон «О полиции»

Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2008.

Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.

Дополнительная литература

Гришин А.А. Мораль в жизни общества и деятельности милиции. М.: ЩитМ, 2009.

Духовность общества – основа правопорядка. Сборник документов и статей. Авторы составители А.И.Буркин, В.Н.Прокопенко. Домодедово: ВИПК МВД России, 2006.

Психология. Педагогика. Этика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

Методические рекомендации

Первый вопрос. Дать определение морального выбора, показать объективные и субъективные условия его осуществления; раскрыть структуру морального выбора, его связь с нравственной культурой личности. Акцентировать внимание на том, что в ситуации морального выбора человек находится практически в любой момент времени, хотя чаще всего и не отдает себе в этом отчета.

Второй вопрос. Показать сущность нравственной свободы, необходимости и моральной ответственности; осветить диалектическую взаимосвязь этих понятий. Раскрыть несостоятельность позиций фаталистов и релятивистов в вопросе морального выбора. Проанализировать проявление свободы и ответственности личности на примерах из практики ОВД, художественных произведений, теле – и кинофильмов на полицейскую тематику. Следует также показать связь внешних условий деятельности и нравственной культуры сотрудника, моральных требований права при принятии решений и совершении действий.

В третьем вопросе необходимо обратить внимание на то, что моральный выбор может быть ситуационным, т.е. связанным с конкретным выбором поведения из двух и более возможных вариантов, и устойчивым, традиционным, типичным, выработанным жизненным опытом, основанным на принципах поведения и деятельности сотрудника. Но опасность искажения выбора присутствует в обоих случаях.

Выделяются две группы факторов искажения – объективные, связанные со спецификой полицейского труда, и субъективные, вытекающие из нравственных особенностей личности сотрудника. При определенных сочетаниях субъективных и объективных факторов сотрудник не может нести ни правовой, ни моральной ответственности за неверный выбор решения. В то же время обязательно следует показать, как сложность или ошибочность выбора влияют на поведение человека, как выбор, основанный на отходе от принципов, диктуемых служебным долгом, ведет к деформации личности, моральным конфликтам.

При освещении четвертого вопроса надо исходить из того, что осуществление решения, возникшего в ходе морального выбора, неизбежно порождает еще один выбор – на этот раз средств достижения поставленной цели. А проблема соответствия цели и средств имеет самостоятельное теоретическое и мировоззренческое значение. Ее обсуждение целесообразно начать с освещения и критического анализа взглядов макиавеллистов и абстрактных гуманистов. Практический путь к решению проблемы целей и средств открывает положение об их объективной взаимосвязи и диалектическом взаимодействии. На этом положении и основан критерий нравственной ценности (допустимости) поступка. Освещая этот критерий, нельзя не остановиться и на его правовой интерпретации.

Отвечая на пятый вопрос, необходимо дать картину теоретически разработанных в этике моделей поведения: идеального, должного и нравственно допустимого. Затем обосновать, что первые две модели реализовать на практике невозможно. Поэтому следует остановиться на детализации модели нравственно допустимого поведения как единственно возможной при осуществлении правоохранительной деятельности. Особое внимание следует уделить философским и правовым основаниям данной модели.