Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд.
Цель занятия: раскрыть понятие морального выбора, его роль в поведении и деятельности сотрудников ОВД; закрепить теоретические положения темы в процессе анализа полицейской практики; показать возможности морального выбора в зависимости от нравственной культуры сотрудников и правовой регламентации их деятельности и поведения.
Семинар - 2 часа
П Л А Н
Сущность и структура морального выбора.
Свобода и ответственность сотрудников ОВД.
Факторы, влекущие искажение морального выбора сотрудников ОВД.
Проблема соотношения целей и средств; критерий их соответствия.
Понятие нравственно допустимого поведения
Темы докладов
1. Героические поступки сотрудников ОВД как проявление моральной свободы и ответственности.
2. Объективные условия и субъективные предпосылки правильного морального выбора.
3. Нравственная свобода и моральная ответственность в поведении и деятельности сотрудников.
Основная литература
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон «О полиции»
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2008.
Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.
Дополнительная литература
Гришин А.А. Мораль в жизни общества и деятельности милиции. М.: ЩитМ, 2009.
Духовность общества – основа правопорядка. Сборник документов и статей. Авторы составители А.И.Буркин, В.Н.Прокопенко. Домодедово: ВИПК МВД России, 2006.
Психология. Педагогика. Этика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.
Методические рекомендации
Первый вопрос. Дать определение морального выбора, показать объективные и субъективные условия его осуществления; раскрыть структуру морального выбора, его связь с нравственной культурой личности. Акцентировать внимание на том, что в ситуации морального выбора человек находится практически в любой момент времени, хотя чаще всего и не отдает себе в этом отчета.
Второй вопрос. Показать сущность нравственной свободы, необходимости и моральной ответственности; осветить диалектическую взаимосвязь этих понятий. Раскрыть несостоятельность позиций фаталистов и релятивистов в вопросе морального выбора. Проанализировать проявление свободы и ответственности личности на примерах из практики ОВД, художественных произведений, теле – и кинофильмов на полицейскую тематику. Следует также показать связь внешних условий деятельности и нравственной культуры сотрудника, моральных требований права при принятии решений и совершении действий.
В третьем вопросе необходимо обратить внимание на то, что моральный выбор может быть ситуационным, т.е. связанным с конкретным выбором поведения из двух и более возможных вариантов, и устойчивым, традиционным, типичным, выработанным жизненным опытом, основанным на принципах поведения и деятельности сотрудника. Но опасность искажения выбора присутствует в обоих случаях.
Выделяются две группы факторов искажения – объективные, связанные со спецификой полицейского труда, и субъективные, вытекающие из нравственных особенностей личности сотрудника. При определенных сочетаниях субъективных и объективных факторов сотрудник не может нести ни правовой, ни моральной ответственности за неверный выбор решения. В то же время обязательно следует показать, как сложность или ошибочность выбора влияют на поведение человека, как выбор, основанный на отходе от принципов, диктуемых служебным долгом, ведет к деформации личности, моральным конфликтам.
При освещении четвертого вопроса надо исходить из того, что осуществление решения, возникшего в ходе морального выбора, неизбежно порождает еще один выбор – на этот раз средств достижения поставленной цели. А проблема соответствия цели и средств имеет самостоятельное теоретическое и мировоззренческое значение. Ее обсуждение целесообразно начать с освещения и критического анализа взглядов макиавеллистов и абстрактных гуманистов. Практический путь к решению проблемы целей и средств открывает положение об их объективной взаимосвязи и диалектическом взаимодействии. На этом положении и основан критерий нравственной ценности (допустимости) поступка. Освещая этот критерий, нельзя не остановиться и на его правовой интерпретации.
Отвечая на пятый вопрос, необходимо дать картину теоретически разработанных в этике моделей поведения: идеального, должного и нравственно допустимого. Затем обосновать, что первые две модели реализовать на практике невозможно. Поэтому следует остановиться на детализации модели нравственно допустимого поведения как единственно возможной при осуществлении правоохранительной деятельности. Особое внимание следует уделить философским и правовым основаниям данной модели.
- Введение
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Тема 1. Этика как философская наука о морали
- Тема 2. Мораль в жизни общества
- Тема 3. Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд
- Тема 4. Категории профессиональной этики сотрудников овд
- Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности
- Тема 6. Кодекс профессиональной этики сотрудника овд рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор и антикоррупционное поведение
- Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд.
- Практические занятия
- Литература для подготовки и проведения деловой игры:
- Порядок подготовки и проведения деловой игры.
- Варианты ситуаций для работы комиссий
- План практического занятия
- Тема 8. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел
- План практического занятия
- Тема 9. Формирование морального облика сотрудников овд
- План практического занятия
- Тема 10. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
- Тема 11. Служебный этикет в традициях и ритуалах овд
- Тема 12. Воинская вежливость как отражение служебного этикета
- Тема 13. Культура устной и письменной речи и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников овд
- Тема 13*. Культура общения и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников органов внутренних дел
- Тема 14. Этикет в общении начальника и подчиненного
- Тема 15. Этикетные нормы приема граждан в органах внутренних дел при общении с населением
- Тема 16. Правила поведения сотрудников органов внутренних дел в общественных местах
- Тема 17. Служебный этикет в жизни курсантского коллектива.
- Разделы дисциплины и виды занятий
- Тематика рефератов, контрольных работ
- Моральный аспект процесса предварительного расследования.
- Особенности морали представителей криминальной среды.
- Общее и особенное в этике взаимодействия следователя с потерпевшими, свидетелями и подозреваемыми
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену
- 1. Билеты
- 2. Вариант № 1.
- Содержание заданий для самостоятельной работы по основным темам курса «Профессиональная этика». Тема 1: «Этика как философская наука о морали».
- Тема 2: «Мораль в жизни общества».
- Тема 3: «Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд».
- Тема 4: «Категории профессиональной этики сотрудников овд».
- Тема 5: «Мораль и право в правоохранительной деятельности»
- Тема 6: «Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор антикоррупционного поведения». Задание 1
- Задание 2
- Тема 7: «Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд».
- Тема 8: «Нравственные отношения в служебном коллективе овд»
- Тема 9: «Нравственное формирование личности сотрудника овд»
- Литература
- Тема 10: «Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в овд»
- Словарь терминов по курсу «Профессиональная этика»
- 5. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Профессиональная этика»
- I.Общие положения.
- II. Организация и методическое обеспечение самостоятельной работы.
- Разновидности семинара
- 2. Подготовка к семинару
- 2.3.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа. Задание 1
- Задание 3
- 2.4.Темы докладов
- 3. Теоретическая часть
- 4. Практическая часть
- 4.1.Оцените следующие высказывания выдающихся людей. Согласны ли Вы с ними?
- 4.2. По материалам сми оцените и прокомментируйте понятия:
- Оглавление
- Приложение 2 Извлечение из Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел
- Глава 2. Нравственные основы службы в органах внутренних дел
- Статья 6. Нравственные принципы службы в органах внутренних дел
- 2. Подготовка к деловой игре
- 2.1.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа.
- 3.План-сценарий
- Приложение 1. Советы- рекомендации по совершенствованию эффективности общения
- Рекомендации по овладению практической мудростью в общении
- Введение
- Наследственность
- 2. Регуляторы человеческих поступков
- Мораль и политика
- Мораль и искусство
- Список литературы
- 2. Структура нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов.
- 3. Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины
- Список литературы