Статья 6. Нравственные принципы службы в органах внутренних дел
1. Нравственные принципы службы воплощают безусловные требования профессиональной и общественной морали к деятельности органов внутренних дел.
2. Служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с нравственными принципами:
гуманизма, провозглашающего человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание правоохранительной деятельности;
законности, определяющей признание сотрудником верховенства закона, а также его обязательности к исполнению в служебной деятельности;
объективности, выражающейся в беспристрастности и отсутствии предвзятости при принятии служебных решений;
справедливости, означающей соответствие меры наказания характеру и тяжести проступка или правонарушения;
коллективизма и товарищества, проявляющихся в отношениях, основанных на дружбе, взаимной помощи и поддержке;
лояльности, предусматривающей верность по отношению к Российской Федерации, МВД России, уважение и корректность к государственным и общественным институтам, государственным служащим;
нейтральности по отношению к политическим партиям и движениям, предполагающей отказ сотрудника от участия в их деятельности в любых формах;
толерантности, заключающейся в уважительном, терпимом отношении к людям с учётом социально-исторических, религиозных, этнических традиций и обычаев.
3. Сотрудник не должен ни при каких обстоятельствах изменять нравственным принципам служебной деятельности, отвечающим требованиям государства и ожиданиям общества. Неуклонное следование нравственным принципам – дело чести и долга сотрудника органов внутренних дел.
Статья 7. Нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел
1. Сотрудник органов внутренних дел, руководствуясь требованиями Присяги, служебного долга, профессиональных чести и достоинства, принимает на себя следующие нравственные обязательства:
признавать приоритет государственных и служебных интересов над личными в своей деятельности;
служить примером строгого и точного соблюдения требований законов и служебной дисциплины в профессиональной деятельности и частной жизни, оставаться при любых обстоятельствах честным и неподкупным, преданным интересам службы;
относиться нетерпимо к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство, причиняющим боль и страдания, представляющим собой пытки или другие жестокие, бесчеловечные либо унижающие достоинство виды обращения и наказания;
быть мужественным и неустрашимым перед лицом опасности при пресечении правонарушений, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, а также в любой обстановке, требующей спасения жизни и здоровья людей;
проявлять твёрдость и непримиримость в борьбе с преступниками, применяя для достижения поставленных целей только законные и высоконравственные средства; в ситуациях морального выбора следовать этическому принципу: человек всегда является нравственной целью, но никогда – средством;
руководствоваться в профессиональной деятельности и общении «золотым правилом» нравственности: относиться к людям, своим товарищам, сослуживцам так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе;
хранить и приумножать служебные традиции органов внутренних дел, в их числе: мужество и готовность к самопожертвованию, корпоративную солидарность, товарищество и взаимопомощь, уважение и помощь ветеранам, семьям погибших и раненых сотрудников.
2. Безупречное выполнение нравственных обязательств обеспечивает моральное право сотрудника на общественное доверие, уважение, признание и поддержку граждан.
Методическая разработка деловой игры
на тему
«Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в ОВД»
1.Характеристика предметной кафедральной игры и ее
разновидностей
Игра как сложная форма профессионального обучения, отличается от других форм практической подготовки слушателей прежде всего тем, что в ней наилучшим образом воспроизводится реальная оперативно-служебная обстановка и деятельность специалистов во всем комплексе условий и особенностей (моделируется характер деятельности).
В педагогическом процессе игра представляет собой специально-организованную взаимообусловленную деятельность обучающего и обучающихся, в которой операционные теоретические знания переводятся в практический контекст. Это достигается имитацией в учебно-воспитательном процессе различных динамично-протекающих служебных, практических и других профессиональных (специальных) ситуаций, в ходе которых обеспечивается привитие обучающимся навыков и умений выполнения функциональных обязанностей специалистов, выработки и принятия решений, а также организации их исполнения в условиях максимально приближенных к реальной действительности. Существенным компонентом педагогического потенциала игры является ее диалогизм, который может быть не только словесным, но и действенным.
Все виды игр, которые применяются для профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях, называются учебными и относятся к классу имитационных игр. В них еще на стадии разработки закладывается совмещение двух моделей: имитационной и игровой. Первая предусматривает имитацию предметного содержания профессии, а вторая - моделирование ролевых (должностных) действий специалистов в процессе их профессионального труда.
По содержанию все учебные игры, применяемые в учебных заведениях МВД России, делятся на:
- функциональные, обеспечивающие имитацию ролей сотрудников;
- специальные (предметные), раскрывающие содержательные аспекты деятельности специалистов;
- комплексные (межпредметные).
Первые и вторые называются кафедральными (предметными) играми. Они, как правило, планируются в рамках одной учебной дисциплины и проводятся с учебными группами раздельно, а третьи, чаще относятся к межкафедральным играм.
Любая игра способствует развитию интеллекта участвующих в ней слушателей, а также формированию у них умений и навыков действий в различных ситуациях (стандартных и нестандартных). Вместе с тем в ходе игры у обучающихся развивается углубленное понимание сложных проблем и формирование творческих способностей при поиске их решений. Наконец игра обусловливает специфический профессиональный тип общения ее участников, который близок к служебной (практической) реальности, но нетождественен ей, т.к. игра является лишь модельным замещением двух реальностей - процесса несения службы и процессов деятельности людей, осуществляющих управление .
Для решения этих задач в настоящее время в учебных заведениях МВД России применяются различные виды кафедральных учебных имитационных профессионально-ориентированных игр. В числе других наибольшее применение находят: деловые, ролевые, операционные, организационно-деятельностные, педагогические (учебные, развивающие) и другие профессионально-ориентированные игры с имитацией реальной служебной деятельности сотрудников органов и военнослужащих внутренних войск. Все они классифицируются по определенным признакам:
- по назначению игры бывают учебные и исследовательские;
- по содержанию: функциональные, специальные (предметные, кафедральные), комплексные (межкафедральные);
- по моделированию деятельности: реальные, условные, абстрактные;
- по развитию процесса: взаимодействие, состязание, соперничество, борьба, конфликт;
- по методу проведения основным выступает игровой метод с действиями сторон и его разновидности: метод инсценировки, метод "мозговой атаки" (психического штурма);
- по характеру информации: определяющие, вероятностные;
- по степени механизации: ручные, машинные, смешанные.
Наличие различных видов учебных имитационных профессионально-ориентированных игр, каждая из которых имеет свои особенности, позволяет преподавателям избирательно применять их в учебно-воспитательном процессе практической подготовки специалистов. Этим достигается гибкость в практическом обучении.
Рассмотрим краткую характеристику основных видов профессионально-ориентированных игр и определим возможности их применения в педагогической системе гибкого обучения специалистов в образовательных учреждениях МВД России.
Деловая игра (ДИ) в учебных заведениях призвана имитировать служебно-практические ситуации, а на практике позволяет решать реальные задачи непосредственно при несении службы. Для деловой игры характерно движение мыслей и действий от незнания к знанию, от неопределенности к определенности, что необходимо для постижения желаемого конечного результата, который заранее известен. Ее выбор определяется содержанием учебной программы курса, в темах которой просматривается отработка практической задачи в динамике при взаимодействии нескольких специалистов. При этом главным выступает дело (задача), а исполнители отходят на второй план. Потому и называется деловая игра. В ходе деловой игры у обучающихся формируются сложные навыки и умения выполнения различных видов деятельности в конкретной динамично меняющейся обстановке и развивается профессиональное мышление.
Ролевая игра (РИ) применяется в учебно-воспитательном процессе для отработки ролей отдельных специалистов, действия которых взаимосвязаны в служебном процессе (например, при осмотре места происшествия).
Для ролевой игры первичным выступает отработка взаимодействия должностных лиц на любом материале, т.е. дело вторично. Здесь важно добиться слаженных действий функционеров (в учебных заведениях на моделировании их ролей). Поэтому и называется ролевая игра.
По своим характеристикам ролевые игры наиболее близки к отработке взаимосвязанных функциональных действий сотрудников отраслевых служб в органах внутренних дел при комплексном решении задач правоохранительной деятельности и конкретных действий в борьбе с преступностью.
В процессе учебных ролевых игр имитируются тактика поведения специалистов и их действия при выполнении функциональных обязанностей конкретного должностного лица во взаимодействии с другими. Для проведения ролевых игр разрабатывается сценарий с набором ситуаций, отражающих динамику действий и взаимодействие сотрудников при выполнении своих функциональных обязанностей. В соответствии с методической разработкой (сценарием игры) слушателям определяются роли и они назначаются преподавателем на определенные должности, которые осваивают в период подготовки к занятиям, а затем репетируют, т.е. тренируются на практических занятиях. Таким образом этот вид имитационных профессионально-ориентированных игр следует шире применять в вузах МВД России, т.к. основу профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел составляв формирование умений выполнения конкретных
функциональных обязанностей каждым сотрудником при действиях в различных условиях оперативной обстановки и взаимодействии друг с другом.
Операционная игра (ОИ) по своей характеристике является интегральной, в которой выполняются функции деловой и ролевой игр. Она помогает отрабатывать на практике (в подразделениях органов и войск МВД) выполнение конкретных специфических операций. Например, предварительное проигрывание операции по задержанию вооруженного преступника. В этой игре главными являются и дело (задача) и действия должностных лиц. В учебно-воспитательном процессе она позволяет имитировать рабочий цикл какой-либо операции и моделировать действия сотрудников (военнослужащих) при ее выполнении. В качестве материала для такой операции может служить не только деловой процесс, но и чисто учебные вопросы. К примеру, обучение курсантов и слушателей, методике проведения служебного совещания, разрешения конфликтов, методике устных выступлений перед личным составом на профессиональную тему, а перед населением - на правовую и т.п.
Организационно-деятельностная игра (ОДИ) обеспечивает слушателям овладение заданными функциями ролевого поведения. Ее цель - решение проблемных задач теоретического уровня, на которые еще нет четких и однозначных решений (ответов) даже в науке. Поэтому для нее, в отличии от других игр, характерным является движение мыслей и действий от известного к неизвестному, от определенности к неопределенности. Такой путь способствует выходу на проблему и преодоление через нее уже сложившихся стереотипов действий и мыслей. Проблемная организационно - деятельностная игра предполагает получение не столько конечного результата, сколько проработку ("прозванивание") путей, ведущих обучающихся в нужном направлении и выявление критериев для некоторой нежестко заданной области действий. Для этого вида профессионально-ориентированной игры характерна проблемная организация мыслительной деятельности методом психического штурма. Это позволяет формировать у играющих новое нестандартное творческое мышление, которое развивает у них способность к действиям в широкой области, но с неустойчивыми границами; приучает обучающихся к коллективной мыслительной деятельности. Все это и способствует перестройке мышления участников игры.
Управление такой игрой требует от преподавателей большой гибкости, т.к. ее процесс во многом непредсказуем. Поэтому для них важно не уклониться в сторону от поставленных задач. Правильно организованная ОДИ позволяет "расшатать" у обучающихся сложившиеся стереотипы мышления, обогатить слушателей практикой совместного творческого поиска и выйти на новые нестандартные пути решения проблемы. Вместе с тем в ходе этой игры каждый ее участник осознает необходимость развития у себя творческого мышления, повышения культуры научной дискуссии, формирования навыков коллективной работы. Лучший метод ее проведения - мозговая атака.
Педагогическая игра (ПИ) имеет целью развитие творческого мышления у слушателей, формирование у них практических навыков и умений подготовки и проведения различных видов занятий, выработку индивидуального стиля общения и поведения преподавателя с обучающимися при коллективном решении задач. В педагогической практике различают: развивающие педагогические игры (РПИ) и учебные (дидактические) игры (УИ).
Развивающие педагогические игры применяются для воспитания у слушателей общечеловеческих качеств и профессиональных черт характера, формирования у них творческого стиля мышления и решения задач взаимодействия и сотрудничества педагога с обучающимися (руководителя с подчиненными).
Учебные педагогические игры предназначаются для отработки практических действий обучающихся по методике преподавания: проведению различных видов занятий, руководству самостоятельной работой курсантов и слушателей, по организации методической и научно-исследовательской работы преподавателя и др. Проведение заседания ПМК (секции) - вариант учебной игры.
Все профессионально-ориентированные игры, независимо от их разновидности, проводятся игровым методом с демонстрацией действий сторон играющих. Здесь он выступает как сложный метод, в котором интегрируется по сути своей три метода: аналитический, экспертный и экспериментальный.
Технология разработки учебно-методических
материалов для подготовки и проведения кафедральных
игр и межкафедральных учений в образовательных
учреждениях МВД России
При подготовке учебно-методических материалов для учебной имитационной профессионально-ориентированной игры (независимо от их разновидностей) необходимо соблюдать следующие требования:
- Содержание ситуаций и сущность поставленных в них проблем (задач) должны быть адекватны реальной действительности;
- Проблемы (задачи) должны быть значимы для всех участников игры (учений);
- В материалах для любого вида игры (ДИ, РИ, ОИ, ОДИ, ПИ и другие) и учений должны быть совмещены две модели:
А) имитационная, предусматривающая имитацию предметного содержания профессии (дело, которое требуется решить или по которому необходимо принять решение);
Б) моделирование ролевых (должностных) действий специалистов в процессе выполнения поставленной в пункте "А" задачи.
С учетом этих требований на каждую кафедральную (межкафедральную) игру составляется методическая разработка, в которой следует отразить три этапа: подготовительный, игровой и заключительный.
Методическая разработка, относящаяся к учебно-методическим материалам по учебной дисциплине, в своем содержании должна:
- Наименование темы игры (учений). Оно должно соответствовать тематическому плану учебной дисциплины и отражать содержание ее учебной программы.
- Учебно-воспитательные цели, которые должны быть достигнуты в процессе игры (учений).
В качестве основных учебно-воспитательных целей игры (учений) могут быть поставлены:
- формирование сложных навыков и умений решения комплексных задач, предусмотренных государственным образовательным стандартом для подготовки специалистов в процессе их профессионального образования и квалификационной характеристикой учебного заведения (факультета);
- воспитание профессионально-деловых качеств и необходимых черт характера у специалистов.
Замысел игры (учений). Он должен отражать в общих чертах конструирование игры по двум моделям:
- состав и состояние объекта, имитация которого положена в основу игры (учений);
- основные направления деятельности функционеров, которую предстоит моделировать участникам игры .
Здесь же важно определить метод (методы) проведения игры и спланировать круг задач, которые надлежит отработать в процессе данного занятия, чтобы достигнуть намеченных целей.
План разработки игры. Составить план разработки игры - значит построить имитационную и игровую модели, в которых следует определить:
- объект имитации (определение объема и содержания информации, которую предстоит имитировать);
- игровой комплекс - состав участников игры , действия которых предстоит моделировать;
- описание основных параметров игровых объектов взаимодействующих (противоборствующих) сторон в игре ;
- правила игры (действия функционеров и взаимоотношения между ними в процессе общения);
- блок-схему общей последовательности проведения игры , в которой определить временные рамки сценария;
- варианты возможной модификации игры ;
- дополнительную информацию.
Материалы (информацию) для игры) следует собирать в практических органах. Вся собранная информация должна быть всецело подчинена целям и замыслу игры . При этом материал должен быть:
- реальным и достоверным, разнообразным, увлекательным и интересным для обучающихся, содержать новизну;
- дидактически целесообразным, поучительным, юридически правомерным и посильным для усвоения на высоком уровне трудностей.
Задание на игру) и методические указания курсантам и слушателям составляются заранее. Однако вместо содержания ситуаций (вводных) излагаются:
- общая исходная игровая обстановка с необходимой характеристикой объекта имитации и его отдельных элементов;
- частная исходная обстановка, характерная для каждого отдельного звена играющих;
- дополнительные данные, обеспечивающие прогнозирование определенных действий играющих.
Кроме того в дидактических материалах к игровым дням должны содержаться необходимые справочные риалы (таблицы, графики, схемы), помогающие участникам игры (учений) принимать решения.
Сценарий (план проведения) игры и методические рекомендации преподавателям.
Методические рекомендации преподавателям необходимо дать по каждой ситуации (вводной) и предложить кафедральные варианты решений по ним за каждого играющего.
Инструкции для играющих и эксперта (посредников). В них следует предусмотреть:
- порядок действий играющих и посредников на каждом этапе игры ;
- конкретные задачи играющим и посредникам (что на каждом этапе знать, что выполнить, какие материалы подготовить и какие решить задачи, к чему быть готовым, что подготовить к докладу и т.д.).
Заключительная часть игры .
Преподавателю, ведущему игру , провести дидактически грамотный разбор занятий. На основе своих наблюдений и записей, а также по материалам, представленным преподавателем-помощником, и по выступлениям посредников (экспертов). После этого в соответствии с разработанными критериями оценить действия каждого играющего, а на учениях - и преподавателей-посредников.
- Введение
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Тема 1. Этика как философская наука о морали
- Тема 2. Мораль в жизни общества
- Тема 3. Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд
- Тема 4. Категории профессиональной этики сотрудников овд
- Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности
- Тема 6. Кодекс профессиональной этики сотрудника овд рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор и антикоррупционное поведение
- Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд.
- Практические занятия
- Литература для подготовки и проведения деловой игры:
- Порядок подготовки и проведения деловой игры.
- Варианты ситуаций для работы комиссий
- План практического занятия
- Тема 8. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел
- План практического занятия
- Тема 9. Формирование морального облика сотрудников овд
- План практического занятия
- Тема 10. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
- Тема 11. Служебный этикет в традициях и ритуалах овд
- Тема 12. Воинская вежливость как отражение служебного этикета
- Тема 13. Культура устной и письменной речи и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников овд
- Тема 13*. Культура общения и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников органов внутренних дел
- Тема 14. Этикет в общении начальника и подчиненного
- Тема 15. Этикетные нормы приема граждан в органах внутренних дел при общении с населением
- Тема 16. Правила поведения сотрудников органов внутренних дел в общественных местах
- Тема 17. Служебный этикет в жизни курсантского коллектива.
- Разделы дисциплины и виды занятий
- Тематика рефератов, контрольных работ
- Моральный аспект процесса предварительного расследования.
- Особенности морали представителей криминальной среды.
- Общее и особенное в этике взаимодействия следователя с потерпевшими, свидетелями и подозреваемыми
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену
- 1. Билеты
- 2. Вариант № 1.
- Содержание заданий для самостоятельной работы по основным темам курса «Профессиональная этика». Тема 1: «Этика как философская наука о морали».
- Тема 2: «Мораль в жизни общества».
- Тема 3: «Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд».
- Тема 4: «Категории профессиональной этики сотрудников овд».
- Тема 5: «Мораль и право в правоохранительной деятельности»
- Тема 6: «Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор антикоррупционного поведения». Задание 1
- Задание 2
- Тема 7: «Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд».
- Тема 8: «Нравственные отношения в служебном коллективе овд»
- Тема 9: «Нравственное формирование личности сотрудника овд»
- Литература
- Тема 10: «Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в овд»
- Словарь терминов по курсу «Профессиональная этика»
- 5. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Профессиональная этика»
- I.Общие положения.
- II. Организация и методическое обеспечение самостоятельной работы.
- Разновидности семинара
- 2. Подготовка к семинару
- 2.3.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа. Задание 1
- Задание 3
- 2.4.Темы докладов
- 3. Теоретическая часть
- 4. Практическая часть
- 4.1.Оцените следующие высказывания выдающихся людей. Согласны ли Вы с ними?
- 4.2. По материалам сми оцените и прокомментируйте понятия:
- Оглавление
- Приложение 2 Извлечение из Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел
- Глава 2. Нравственные основы службы в органах внутренних дел
- Статья 6. Нравственные принципы службы в органах внутренних дел
- 2. Подготовка к деловой игре
- 2.1.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа.
- 3.План-сценарий
- Приложение 1. Советы- рекомендации по совершенствованию эффективности общения
- Рекомендации по овладению практической мудростью в общении
- Введение
- Наследственность
- 2. Регуляторы человеческих поступков
- Мораль и политика
- Мораль и искусство
- Список литературы
- 2. Структура нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов.
- 3. Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины
- Список литературы