Тема 6. Кодекс профессиональной этики сотрудника овд рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор и антикоррупционное поведение
Семинар - 2 часа
Цель занятия: Уяснить сущность и структуру морального фактора, его влияние на оперативно-служебную деятельность ОВД, нравственное становление сотрудников, укрепление служебных коллективов, их авторитет среди населения.
П Л А Н
Сущность коррупции и ее социальные, экономические и политические последствия.
Специфика коррупции в ОВД. Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения сотрудника.
Понятие морального фактора и его антикоррупционное значение.
4. Роль руководителей, аппаратов по воспитательной работе, общественных формирований в укреплении морального фактора и противодействии коррупции.
Темы докладов
1. Антикоррупционное законодательство Российской Федерации.
2. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией на государственной гражданской и правоохранительной службе.
3. Влияние морального фактора на жизнедеятельность служебного коллектива в органах внутренних дел.
Основная литература
Федеральный закон «О полиции»
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2008.
Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.
Дополнительная литература
Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник/ под ред. В.Я Кикотя. М.: ЦОКР МВД России, 2009.
Гришин А.А. Мораль в жизни общества и деятельности милиции. М.: ЩитМ, 2009.
Методические рекомендации
Освещая первый вопрос, необходимо в первую очередь вскрыть предпосылки коррупции. Помимо многочисленных субъективных предпосылок, имеют место объективные, главная из которых – существование государства с присущей ему дискреционной властью. То есть угроза коррупции будет исключена с исчезновением государства, что в обозримом будущем не предвидится. В то же время коррупция представляет собой серьезнейшую угрозу для жизнедеятельности любого государства. Этот диалектический парадокс и нуждается во всестороннем освещении.
Во втором вопросе вскрывается специфика коррупции в органах внутренних дел. Участникам семинара нужно определить коррупционно опасные виды правоохранительной деятельности, субъективные и объективные причины, толкающие сотрудников на извлечение коррупционной ренты из их служебных позиций. Здесь необходимо учитывать, что истинное положение вещей может разительно отличаться от той масштабной коррупционной картины, которую рисуют с ОВД тенденциозно настроенные СМИ и отдельные ищущие дешевой популярности политики.
Основное же содержание вопроса – это постатейный комментарий Главы 7 Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД Российской Федерации «Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения сотрудника». Необходимо раскрыть смысл терминов «коррупционно опасное поведение» (вообще и руководителя в частности), разъяснить понятия этического конфликта, этической неопределенности, конфликта интересов и его предупреждения, определить отношение к ненадлежащей выгоде, подаркам и иным знакам внимания.
Особого внимания требует проблема защиты интересов сотрудника в случае его необоснованного обвинения в коррупции.
Третий вопрос целесообразно начать с сопоставления понятий «человеческий фактор», «духовный фактор», «моральный фактор» и показать, чем отличается моральный фактор от морального потенциала. Следует иметь в виду, что моральный фактор включает в себя не только добродетели, позитивные стороны нравственной жизни, но и деструктивные грани морали, т.е. может иметь как положительную, так и отрицательную направленность. Необходимо также раскрыть структуру морального фактора.
Исходя из сущности и значимости морального фактора в жизни полицейского коллектива, курсанты должны определить, что способствует и что препятствует утверждению среди сотрудников ОВД здорового морального фактора, раскрыть основные направления его формирования (материального, воспитательного, правового, организационного и т.д. характера).
После этого необходимо обосновать, что здоровый моральный фактор является необходимым, а эффективное антикоррупционное законодательство – достаточным условием предупреждения коррупции в органах внутренних дел.
В четвертом вопросе нужно показать конкретное проявление морального фактора в жизнедеятельности служебных коллективов, в полицейской практике; при этом желательно использовать факты из реальной жизни ОВД, примеры из художественной литературы, кинофильмов, мемуарных произведений. Опираясь на правовые акты МВД и имеющийся опыт, на семинаре необходимо осветить возможности и роль различных субъектов в системе ОВД по формированию морального фактора для выполнения служебных задач, укрепления коллективов сотрудников ОВД и противодействия коррупционным проявлениям в их рядах. Особое внимание следует обратить на роль руководителей органов и подразделений внутренних дел.
- Введение
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Тема 1. Этика как философская наука о морали
- Тема 2. Мораль в жизни общества
- Тема 3. Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд
- Тема 4. Категории профессиональной этики сотрудников овд
- Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности
- Тема 6. Кодекс профессиональной этики сотрудника овд рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор и антикоррупционное поведение
- Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд.
- Практические занятия
- Литература для подготовки и проведения деловой игры:
- Порядок подготовки и проведения деловой игры.
- Варианты ситуаций для работы комиссий
- План практического занятия
- Тема 8. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел
- План практического занятия
- Тема 9. Формирование морального облика сотрудников овд
- План практического занятия
- Тема 10. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
- Тема 11. Служебный этикет в традициях и ритуалах овд
- Тема 12. Воинская вежливость как отражение служебного этикета
- Тема 13. Культура устной и письменной речи и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников овд
- Тема 13*. Культура общения и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников органов внутренних дел
- Тема 14. Этикет в общении начальника и подчиненного
- Тема 15. Этикетные нормы приема граждан в органах внутренних дел при общении с населением
- Тема 16. Правила поведения сотрудников органов внутренних дел в общественных местах
- Тема 17. Служебный этикет в жизни курсантского коллектива.
- Разделы дисциплины и виды занятий
- Тематика рефератов, контрольных работ
- Моральный аспект процесса предварительного расследования.
- Особенности морали представителей криминальной среды.
- Общее и особенное в этике взаимодействия следователя с потерпевшими, свидетелями и подозреваемыми
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену
- 1. Билеты
- 2. Вариант № 1.
- Содержание заданий для самостоятельной работы по основным темам курса «Профессиональная этика». Тема 1: «Этика как философская наука о морали».
- Тема 2: «Мораль в жизни общества».
- Тема 3: «Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд».
- Тема 4: «Категории профессиональной этики сотрудников овд».
- Тема 5: «Мораль и право в правоохранительной деятельности»
- Тема 6: «Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор антикоррупционного поведения». Задание 1
- Задание 2
- Тема 7: «Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд».
- Тема 8: «Нравственные отношения в служебном коллективе овд»
- Тема 9: «Нравственное формирование личности сотрудника овд»
- Литература
- Тема 10: «Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в овд»
- Словарь терминов по курсу «Профессиональная этика»
- 5. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Профессиональная этика»
- I.Общие положения.
- II. Организация и методическое обеспечение самостоятельной работы.
- Разновидности семинара
- 2. Подготовка к семинару
- 2.3.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа. Задание 1
- Задание 3
- 2.4.Темы докладов
- 3. Теоретическая часть
- 4. Практическая часть
- 4.1.Оцените следующие высказывания выдающихся людей. Согласны ли Вы с ними?
- 4.2. По материалам сми оцените и прокомментируйте понятия:
- Оглавление
- Приложение 2 Извлечение из Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел
- Глава 2. Нравственные основы службы в органах внутренних дел
- Статья 6. Нравственные принципы службы в органах внутренних дел
- 2. Подготовка к деловой игре
- 2.1.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа.
- 3.План-сценарий
- Приложение 1. Советы- рекомендации по совершенствованию эффективности общения
- Рекомендации по овладению практической мудростью в общении
- Введение
- Наследственность
- 2. Регуляторы человеческих поступков
- Мораль и политика
- Мораль и искусство
- Список литературы
- 2. Структура нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов.
- 3. Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины
- Список литературы