logo
Проф_Этика_Этикет_Планы_семин_Метод_р 2012

Рекомендации по овладению практической мудростью в общении

Будьте мудры, но не говорите никому об этом.

Ф. Честерфил

Помните, что отсутствие культуры, невежество и грубость способ­ны повредить всему, даже справедливому и разумному.

Искореняйте и даже мелкие недостатки в себе.

• Помните, что даже и небольшой недостаток способен испортить великолепное сочетание ваших достоинств. Не зря говорят: до­вольно и облака, чтобы затмить солнце. Именно в эти несовер­шенства и будут метить недруги с целью подорвать вашу добрую славу.

1 Чистосердечное признание: если автор пособия и цитирует других мыслите­лей, то лишь для того, чтобы лучше выразить собственную мысль.

Стремитесь быть естественней, поскольку это намного приятней искусственности.

• Чем лучше удалось дело, тем меньше говорите о своих усилиях и трудах, чтобы окружающим казалось, что успех достигнут совер­шенно естественным путем.

• Добиваясь успеха, избегайте и другой крайности — не демонстрируйте притворную скромность, всячески показывая окружающим, что ничего не выставляете напоказ. Мудрый и виду не подает, что осознает свои достоинства, и это его равнодушие не­пременно вызовет у окружающих еще больший интерес к его дос­тоинствам.

• Опыт учит, что вдвойне велик тот, кто, обладая многими достоинствами, ни об одном из них сам не говорит. Всеобщее признание непременно приходит, потому что об этих достоинствах начинают говорить другие.

Помните, что людей:

- проницательных обычно побаиваются;

- злобных - не любят;

- тщеславных - сторонятся;

- насмешников — страшатся;

- достойных же — оставляют в покое.

Стремитесь быть непринужденным буквально во всем.

• Быть непринужденным в рассуждениях - признак высокого интеллекта и культуры. Непринужденность в общении особенно це­нят, поскольку она предполагает внутреннюю свободу и придает смыслам и значениям особую завершенность.

• Помните, что непринужденность в рассуждениях помогает смягчить любой отказ и изящно выйти практически из любого зат­руднения.

Совершенствуйте умение вовремя "оглядываться".

• Всегда полезно перед началом дела или принятием решения осмотреться, особенно это необходимо делать, когда успех не оче­виден.

• Помните, что если человек идет, обратив глаза к солнцу, он нико­гда не увидит своей тени.

Преодолейте привычку действовать в пылу страсти, ибо она заслоня­ет разум.

• Будучи в эмоциональном возбуждении, постарайтесь занять позицию "наблюдателя", и вы еще раз убедитесь в том, что "зритель видит больше, чем игрок".

• Человека, разбушевавшегося в часы страсти, обычно хватает ненадолго: позже он начинает каяться, а окружающие — осуждать его.

Пренебрегайте нападками ваших обидчиков.

• При нападках на вас не забывайте о важнейшем правиле благоразумных: никогда не защищать себя "пером". Такая защита оставля­ет след, и сопернику она скорее принесет славу за отвагу, чем кару за дерзость.

• У ничтожных есть хитрый прием - нападать на великих и чест­ных. Именно таким кривым путем они пытаются завоевать славу, раз прямого не находят. Их репутация и слава растут за счет напа­док на знаменитого противника. И лучшим ответом такому обид­чику будет забвение, именно оно и позволит похоронить врага в прахе его собственного ничтожества.

Будьте не только доброжелательны, но и добродетельны; творите

добро!

• Опыт учит, что говорить бывает обычно легко, действовать же намного труднее. Старайтесь, чтобы ваши добрые слова не затмили добрые дела.

• Помните, что добрые дела остаются, добрые же слова, как прави­ло, забываются. Порядочность обнаруживается исключительно в конкретных делах, а не в высокомерных словах.

Стремитесь не столько к достижимому результату, сколько к лучшему.

• Старайтесь следовать в жизни "золотому" правилу: если вы хотите переплыть на другой берег против течения, "берите выше".

• Помните о том, что искусный стрелок, целясь, всегда метит чуть выше.

Будьте великодушны и сострадательны к людям.

• У кого велик духовный запас, тот с каждым новым делом сам рас­тет и обнаруживает все больше достоинств.

• Помните, что насколько человек внутренне зрел, настолько он

личность.

Овладевайте не столько многими, сколько нужными знаниями.

• Действительно, к чему знания, если они нежизненны, не востребованы практикой? Только жизненное знание есть истинное зна­ние.

Остерегайтесь тех, кто, прикрываясь вашим интересом, добивается исключительно своего.

• Против хитрости таких людей существует лишь одно оружие - ваша проницательность. Без нее вам придется вытаскивать кашта­ны из огня, обжигая себе руки, но не для себя, а для коварного другого.

• Будьте особенно осторожны с теми, кто "угощает" вас лишь для того, чтобы потом "поесть" исключительно самому.

Старайтесь не только остерегаться глупых людей, но и не связы­ваться с ними.

• Жизнь учит, что глуп тот, кто глупцов не узнает, однако еще глу­пее тот, кто, распознав их, от них не уходит.

• Опасные, даже при поверхностном общении, глупцы становятся крайне губительными при доверчивой близости с ними.

Спокойно принимайте изменения и перемены привычного для вас места.

• Так называемая "родная земля" для людей выдающихся порой становится своего рода мачехой. На родине очень часто царит зависть к тому, кого знают с детства. И земляки чаще напоминают о не­достатках, с которыми вы начинали, чем об успехах, которых дос­тигли.

• Чужое на новом месте (в новых условиях) больше почитают отчас­ти потому, что оно пришло издалека, явилось уже готовым и за­вершенным.

• Очень часто людей прославленных (а в своих родных местах неко­гда презираемых) начинают чтить не только чужие, но и земляки. Чужие — потому что глядят издалека, земляки же потому, что уже стали чужими.

• Вполне уместна здесь метафора о том, что деревянная статуя обычно не вызывает восторга, у тех, кто видел ее бревном в лесу.

Избавьтесь от намерения мстить своим врагам, проявляйте величие собственной души.

• Величие души человека по отношению к недругам проявляется в том, что он, во-первых, о враге отзывается хорошо, а во-вторых, обходится с ним еще лучше.

• Величие души еще ярче сверкает тогда, когда от человека ждут мести, а он отказывается от нее, проявляя неожиданное великодушие.

• Мудрый если и ненавидит, то исключительно благовоспитанно. Именно в этом, т. е. в красоте поступков, и проявляются величие и изящество души.

Освободите себя от стремления всегда и во всем себя показать.

• Уважайте прежде всего себя, чтобы уважали вас. На то, чтобы себя показать, будьте лучше скупы, чем расточительны.

• Старайтесь приходить лишь туда, где вас желают видеть, и не приходите, пока не попросят. Уходите же, наоборот, до того, как вас попросят.

• Помните о том, что всегда необходимо уходить за минуту до того, когда вы станете лишним.

• Постарайтесь лучше осознать, что назойливый человек невольно превращается в постоянную мишень для поношений, когда он вторгается куда-либо без особого стыда. Обычно его и выпроважи­вают без особого стеснения.

Чтобы о вас говорила хорошо, не говорите о себе хорошо

• По возможности старайтесь меньше хвалиться собственными достоинствами, предоставьте это другим.

Добрые дела и деяния старайтесь не продавать, отдавайте их даром.

• Помните при этом: что отдал — то твое.

Преодолейте желание быть слишком приметным.

• Поймите, что среди равных не терпят превосходства; это касается очень многих жизненных ситуаций.

• Как только вы окажетесь на примете у многих, ваши достоинства могут стать недостатками. И это произойдет по одной простой причине: необычное чаще всего осуждают.

Научитесь выбирать себе друзей.

• Помните, что благодаря тем, с кем человек общается, у него незаметно меняются привычки, характер и многое другое, что в конце концов формирует его как личность.

• Старайтесь найти тех, кто бы вас дополнял, формируя при этом гармонию, которая обретает свои формы.

• Благодаря сочетанию противоположностей во взаимодействии крайностей, как известно, обычно устанавливается разумная середина.

• Почаще напоминайте себе о давно известном: "Скажи мне, кто твой друг, и...", ибо о человеке судят во многом по его друзьям

Избегайте гнева по отношению к себе и окружающим.

• Как известно, первейший шаг к овладению гневом — заметить, что поддаешься ему. Это очень важное жизненное наблюдение, при­слушайтесь к нему.

• Помните, что избыток страсти всегда отклонит вас от верного пути.

Используйте свой интеллект исключительно во благо.

• Известно, что злое намерение способно умалить высокие достоинства человека, поскольку именно с помощью высокого интеллек­та недоброжелательное намерение способно искуснее творить зло. Поймите, что осуждения достоин тот совершенный ум, который следует низким целям.

Старайтесь доводить начатое до конца.

• Есть люди, у которых все силы уходят на начало, они не способны доводить дело до конца, тем самым они лишают себя удовольствия от завершенности начатого.

• В других ситуациях, когда трудно бывает начать, начните и ...силы

появятся.

Постарайтесь увидеть мир глазами вашего собеседника и вам станет понятна его правота.

• Научитесь входить в положение того, с кем вы общаетесь, и вы сможете: во-первых, открыть все лучшее в себе; во-вторых, пройти в "храм сердца" другого и зажечь о нем огонь добра и любви.

Прежде чем вдохновить окружающих, покажите им благородные цели.

• Помните, что большинство окружающих:

- хотят идти за теми, кто знает куда идти;

- хотят знать, почему их ведут именно туда, а не в другую сторону;

- не переносят, когда цели постоянно меняются.

Старайтесь не слишком управлять, это правило приемлемо не только для политики, но и для воспитания.

• Для эффективного управления людьми необходим особый — "сельскохозяйственный подход":

- необходимо создать хороший климат;

- обеспечить соответствующую подкормку;

- предоставить людям расти самим по себе. Вот тогда они вас удивят!

Овладейте мудростью уподобляться людям, т. е. уравнивать себя с ними.

• Обычно человек одобряет других по одной простой причине — он находит их похожими на себя. Из этого следует, что уважать кого-нибудь означает уравнивать окружающих с собой. С помощью данного уподобления ("отзеркаливания") люди добиваются гораздо большего взаимопонимания друг с другом.

Научитесь говорить "НЕТ" во всех случаях, когда это необходимо.

• Очень часто мы, не умея сказать "нет", вынуждены за это платить огромную цену. Люди навешивают на нас свои проблемы и потом ждут, когда вы их решите. Но очень часто мы не можем это сде­лать, так как это не наши проблемы. И в конце концов после му­чительных колебаний все-таки вынуждены отказать человеку в его просьбе. И таким образом наживаем себе врагов.

• Если вы видите, что не можете легко и без неприятностей для себя помочь человеку в чем-либо, то лучше откажите ему сразу. Он не­много расстроится от этого, а затем просто забудет об этом. Зато у вас останется друг.

• Однако поймите, что нельзя поднимать "мост" вашей "цитадели" перед тем, кто пришел к вам с Верой, Любовью и Надеждой на вас.

Помните, что не всегда можно помочь человеку, потому что в нем самом лежит первое препятствие к получению данной помощи.

• Если человек не готов получить помощь, а ему ее навязывают, эта помощь не окажет позитивного воздействия, а лишь может усугу­бить положение дел. Предлагать собственную помощь нужно мудро; для этого очень многие используют известные приемы: "отсту­пить, чтобы победить", "уйти, чтобы остаться".

• Чтобы помочь человеку в чем-либо, нужно не только сформиро­вать у него готовность получить эту помощь, но и самому иметь силы оказать данную помощь.

Научитесь признавать право быть самим собой не только за собой, но и за другими.

• Преодолейте великий соблазн менять окружающих, пусть даже вы знаете самый волшебный рецепт для всего человечества,

Избавьтесь от опасной привычки внедрять правду насилием.

• Внедрение правды насилием является одной из форм морального насилия. Такие формы морального угнетения, как учит история, уничтожили больше народа в истории человечества, чем все исто­рические катаклизмы и кризисы человечества: чума, голод, войны и алкоголизм вместе взятые.

• Научитесь не навязывать свою правду. У каждого, как известно, собственное видение того, что такое правда. И попытки навязать окружающим свое представление об истине и правде будет вос­приниматься окружающими как насилие.

• Более предпочтительней будет говорить не столько правду, сколь­ко искренне выражать все, что вы чувствуете.

Примите своих родных и близких такими, какие они есть.

• Снизьте требования к своим родным и близким. Принимайте их такими, какие они есть. Не требуйте от них абсолютной "белизны".

• Слишком высокие требования очень часто вместо положительных результатов имеют ответную агрессию.

• Научившись понимать и прощать, начинаешь понимать в жизни гораздо больше, чем до этого.

В случаях крайней необходимости воспользуйтесь приемом — "Добрым словом и пистолетом можно сделать гораздо больше, чем просто доб­рым словом".

• Этот прием, совмещающий в себе доброту и силу, можно эффек­тивно использовать во взаимоотношениях лишь с закононепослушными гражданами.

Преодолейте желание понравиться всем и во всем — это невозможно.

• Освободитесь от привычки следовать тому, чтобы каждый ваш шаг был привлекателен абсолютно для всех. И как бы вы не стреми­лись проявить свои добрые намерения к окружающим, всегда най­дется тот, кто "измажет грязью вашу белую одежду". Будьте по-настоящему сострадательны и к такому проявлению несовершен­ства человека.

Помните, что у каждого человека своя "кочка" зрения на окружающий мир.

• Каждый человек есть проявление индивидуальности, и он имеет полное право иметь собственное видение на явления и процессы, которые его окружают.

• Опыт учит, что несовершенство человека очень часто проявляется в том, что он стремится все переделать по-своему. Он забывает, что у каждого {в этом и проявляется человеческая индивидуаль­ность) есть своя точка зрения на что-либо, и не учитывать это бы­ло бы крайне неразумно.

• У каждого человека свое понимание добра и зла. И он не виноват в том, что его добро иногда мы видим злом.

Есть разные люди: одна подобны озеру, другие — морю.

• Какая громадная разница между тишиной на озере и тишиной на море! Есть натуры, подобные озеру. В озере всегда спокойно, пото­му что оно защищено от бури. Рассвирепевшее море затихает после борьбы, оно убаюкивает бушующие волны на своем могучем лоне, и водворяется тишина. То же самое происходит и со страстями чело­веческими. Мы видим много людей, подобных озеру; они не знают борьбы, они как бы застывают в бездействии. Глядя на людей, по­добных этим тихим водам, мы видим, что эта тишина им ничего не стоила. Они просто не могут не быть спокойными, само их незло­бие и всепрощение не имеют особой цены. Они даже не способны на гнев, равно как и не способны на сильную любовь.

• Но есть натуры, которые подобны великому морю. В них мир и тишина являются плодом пламенной и чистой любви; они прощают обиды не из равнодушия, а благодаря своей любви к людям. Сознавая весь ужас греха, они прощают, потому что за всем этим потоком видят радугу на небе.

• Мелкие натуры (подобно озеру) готовы простить, забывая о прошлом; глубокие и чистые души (подобно морю} прощают, доверяя будущему.

Научитесь во благо использовать удивительный и чудный дар слова.

• Старайтесь всегда помнить о последствиях своей речи, когда по­рою вы неудержимо роняете необдуманные слова, которые спо­собны оскорбить, уязвить или принести какой-либо другой Бред нашим близким.

• Даже с лучшими намерениями мы часто неосторожно касаемся открытой раны и причиняем боль там, где не хотели.

Помните всегда о том, что "повышая голос — понижаешь интеллект ".

• Глубже осознайте, что громче еще не означает — понятнее.

• Если вы хотите, чтобы вас услышали — говорите громко, если же вы желаете, чтобы вас послушали, говорите тихо.

Избегайте превосходных степеней, преодолейте негативную привычку восторгаться сверх меры.

• Захваливать, расточать восторги — признак ограниченности понимания и вкуса.

• Превосходное крайне редко, вот почему будьте умеренны в восторгах.

Будьте "медленны в гневе".

• В гневе человек уже не властен над собой, он находится в каком-то нравственном опьянении, мысли его путаются, взгляд неясен, он теряет всякое равновесие.

• Человек в гневном возбуждении подобен лодке без руля, которую буря бросает во все стороны. В это время и происходит как бы за­тмение его воли, его "я" исчезает перед господствующей страстью.

Помогайте людям лишь тогда, когда сами созрели и готовы оказать помощь.

• При внутренней неготовности помочь, пока сами еще не созрели, — не стремитесь помогать. Ибо этим можно внести еще большее зло и раздражение а жизнь тех, кому хотите помочь.

Старайтесь если и быть первым, то в наилучшем.

• Помните, что среди многих ваших достоинств как минимум одно должно главенствовать.

• Опыт учит, что отличие в совершенном не только внушает изумление, но и привлекает сердца окружающих.

Стремитесь к тому, чтобы не только красиво войти, но и красиво выйти.

• Практика упорно напоминает, что очень многие люди имеют слад­кое начало и, увы, горький конец. Очень уж многих счастье ра­душно приветствовало и столь же равнодушно провожало.

• Заботьтесь не столько о том, чтобы вас приветствовали на входе, сколько о том, чтобы окружающие не желали вашего ухода.

Будьте выше примитивного желания похвастаться своими победами, пусть лучше о них расскажут другие.

• Хвалить себя — проявлять тщеславие, говорить о себе дурно — признак малодушия.

• Если хотите, чтобы о вас говорили хорошо, не говорите о себе хо­рошо. Говорить о себе хорошо — это слабость, которая очень часто делает нас посмешищем.

• Старайтесь очень осторожно говорить о присутствующих, поскольку велика опасность перейти либо к лести, либо к оскорбле­ниям.

• Более совершенен тот, кто не говорит о своем совершенстве.

Научитесь хоть иногда признавать свои поражения.

• Если мы хотим добиться успеха в жизни, необходимо, как это ни странно на первый взгляд, научиться признавать свои поражения.

• Хуже самой ошибки бывает только непризнание ошибки.

• И мудрец совершает оплошность, но лишь однажды, а не дважды. И чаше всего это бывает случайно, а не постоянно.

• Помните, что анализ собственных слабых сторон обычно помогает человеку раскрыть в себе спрятанную силу.

Избегайте желания ввязываться в соперничество.

• Помните, что люди находятся в почете и уважении обычно до тех пор, пока не появляются соперники, которые могут отличаться как завистью, так и особой мстительностью.

Преодолейте привычку подлых побеждать.

• С подлостью, как учит опыт мудрых людей, невозможно договориться, ибо подлость не признает никаких правил приличия, ее нужно просто избегать.

• Всячески старайтесь не вызывать у подлых неприязнь к себе, поскольку многие из них ненавидят просто так, не особенно пони­мая, за что и почему.

Избавьтесь от стремления подмечать чужие недостатки.

Верным признаком собственного упадка и несовершенства является склонность замечать чужие недостатки. Пятная, таким образом, дру­гих, человек демонстрирует в первую очередь собственные пятна.

Помните, что нет ничего пагубней, чем поверхностное знание.

• Опыт мудрых учит: на то, что лежит на поверхности, обычно наталкиваются люди поверхностные. Подлинная же сущность нахо­дится гораздо глубже, чтобы ее лучше ценили и понимали лишь знающие люди. Вот почему так важно быть истинно знающим.

• Старайтесь почаще напоминать себе известное, но, увы, во многом забытое положение о том, что "может тот, кто знает, знает тот, кто может. Знание — сила".

• Помните, что знающий всемогущ, знания - во многих жизненных ситуациях - сильная и надежная зашита!

Учитесь быть терпеливым, особенно по отношению к тем, от кого зависите.

• Обычно человек, который умножает свои знания, как бы невольно умаляет свое терпение. Терпеть же больше всего приходится от тех, от кого больше зависишь. Именно в таких ситуациях крайне необходимо упражняться в самообладании.

Награждая других, не забывайте, что надежда вдохновляет, пресыщение же губит.

• Стремитесь к тому, чтобы надежда всегда присутствовала у вас, поскольку, когда вашим подопечным уже нечего будет желать или их желания будут пресыщены вашим поощрением, у них исчезнет внутренняя потребность и дальнейшем саморазвитии.

• Когда кончаются желания, обычно начинаются опасения. Не забывайте, пожалуйста, об этом.

Старайтесь знать не только собственные достоинства, но и недостатки.

• Чем больше ум у человека, тем заметнее, как показывает практика, и его недостатки.

• "Родимые пятна" на собственном совершенстве обычно бывают крайне неприятны окружающим и в то же время сладки нам са­мим. Легче всего мы прощаем себе собственные недостатки. Вот почему так важно стремиться к великому искусству — и свои не­достатки искоренить, и достоинства свои спасти.

Четко осознавайте свои главные преимущества.

• Помните, что каждый мог бы достигнуть в чем-либо гораздо больших высот, если бы знал свои действительные преимущества. Напомните себе очередной раз: достойный человек— это не тот, кто не имеет недостатков, а в первую очередь тот, кто имеет достоинст­ва. Узнайте свои достоинства и правильно распорядитесь ими.

Будьте особенно осторожны, когда везение слишком часто вас благо­словляет, сумейте вовремя остановиться.

Когда совершенно очевидно, что достигнуто уже многое, сумейте вовремя подвести черту. Поскольку, когда удачи громоздятся одна на другую, есть опасность, что все рассыплется и рухнет.

• Избегайте желания делать ставку на удачу, ибо удача недолговечна и случай не вывезет.

Научитесь вовремя уходить.

• Овладейте особой мудростью - уходите за минуту до того, как станете лишним.

• Старайтесь отдаляться от дел, прежде чем дела отдалятся от вас.

• Научитесь и свой финал (завершение, к примеру, своей карьеры) превращать в триумф. Не ждите, пока станете для окружающих "заходящим солнцем". (Само солнце порой в полной своей силе прячется за облака, чтобы не видели его закат, давая при этом ок­ружающим возможность гадать, зашло оно или нет).

• Избегайте ситуаций, когда люди повернутся к вам спиной. Вполне уместно здесь упомянуть метафору о том, что прозорливый чело­век заранее отпускает своего борзого коня на отдых и не позволит, чтобы его конь пал посреди поля, и соответственно всадника под­няли бы на смех.

Оглавление

1.Характеристика предметной кафедральной игры и ее

разновидностей………………………………………………..2

2. Подготовка к деловой игре………………………………...8

3. План сценарий……………………………….......................10

4. Методика проведения деловой игры…………………… 11

5. Литература…………………………..…………………… 13

6. Приложение 1………………………………………………14

6.

Фондовая лекция

По учебной дисциплине «Профессиональная этика»

Тема №2: «МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

Обсуждена и одобрена на заседании

Кафедры профессиональной этики и эстетической культуры

протокол № 4 от « 20 » ноября 2008 г.

Москва - 2008

ПЛАН