logo
Проф_Этика_Этикет_Планы_семин_Метод_р 2012

3. Теоретическая часть

Тема: « Категории профессиональной этики сотрудников ОВД»

Семинар - 2 часа

Цель занятия: подробно проанализировать основные категории профессиональной этики: «долг», «честь», «совесть». Рассматривать их применительно к специфике милицейской службы.

П Л А Н

  1. Анализ диалектической взаимосвязи базовых категорий этики «добро» и «зло».

  2. Содержание основных категорий профессиональной этики сотрудников ОВД:

« долг», «честь», «совесть», «достоинство»

  1. Взаимосвязь основополагающих категорий «справедливость» и «гуманизм» с категорией права -«законность».

Основная литература

Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД.

Егорышев С.В., Ростовский А.Н., Сулейманов Т.Ф. Профессиональная этика сотрудников ОВД. Курс лекций. –М., 2005.

Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. –М., 2008.

Этика сотрудников правоохранительных органов. Учебник. Под ред. Г.В.Дубова - М., 2005, гл. П,У.

Дополнительная литература

Новые методы подготовки кадров полиции/ милиции. Материалы международного семинара (24-25 января 2006 г.), Московский университет МВД России. М., 2006.

Профессиональная этика сотрудников ОВД. Хрестоматия/ Сост. Ю.А.Полетухин. –М., 2004.

Психология. Педагогика. Этика. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2002.

Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Ч. 1-3- М., 2008.

Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Учебно-методические материалы. М., 2002.

Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел. М.: МВД России, 2008, гл 6, стр. 72-119.

Методические рекомендации

В первом вопросе важно осмыслить, как реализуются категории «добро» и «зло» в практической деятельности сотрудника милиции. Становясь на защиту добра и борясь со злом, сотрудник должен учитывать моральные аспекты того или иного конкретного явления и моральные последствия своих действий. Он всегда должен помнить, что не бывает ни абсолютного зла, ни абсолютного добра. Так, добро по отношению к одним людям (например, попустительство правонарушителю) неизбежно оборачивается злом по отношению к другим людям (тем, кому он причинил ущерб) и к нему самому, ибо безнаказанность развращает.

Второй вопрос посвящается рассмотрению таких категорий профессиональной этики, как долг, честь, достоинство, совесть, ответственность, которые в деятельности работника милиции играют ведущую роль. Необходимо раскрыть соотношение служебного и нравственного долга - их единство и взаимосвязь в деятельности сотрудника милиции. Следует также показать важнейшую роль совести - как для высокого качества службы, так и особенно в тех случаях, когда деятельность сотрудника не может быть проконтролирована ни руководством, ни гражданами.

Третий вопрос требует подробного рассмотрения категории справедливости, являющейся базовой для всех форм юриспруденции, в том числе и в служебной деятельности сотрудников милиции. Главная проблематика в ее понимании и применении заключается в том, что категория справедливости теснейшим образом связана с законностью, является ее непременным атрибутом. Правовое понятие «презумпция невиновности», базируется на таких этических категориях как «справедливость» и «гуманизм». Вместе с тем, как известно, жизненные явления в своей совокупности не могут быть полностью определены законом, тогда как мораль является всеобъемлющей. Поэтому одной из задач участников семинара является раскрытие на конкретных примерах применения категории справедливости в ситуациях, находящихся в области этого несовпадения.