Наследственность
Отбор
Изменчивость
Собственность
Семья
Воспитание
…
Экономика
Политика
Наука
Искусство
…
Эстетикааа
Право
Мораль
Образование
Все наблюдаемое нами во Вселенной, в том числе человеческое общество, претерпевает непрерывные изменения, происходящие за счет сил внутреннего взаимодействия. Иными словами, окружающий нас мир включен в универсальный процесс самоорганизации. Для описания этого процесса академик Н.Н.Моисеев предложил использовать язык дарвиновской триады: изменчивость, наследственность, отбор, придав каждому из этих понятий более широкий смысл. Изменчивость олицетворяют присутствующие всегда и везде факторы стохастики и неопределенности. Без непрерывно действующих случайных факторов постоянная эволюция системы, сопровождающаяся появлением новых качественных особенностей, невозможна. Термин же «наследственность» означает, что настоящее и будущее любой системы в Универсуме зависит, в той или иной степени, от прошлого. Эта зависимость является не чем иным, как памятью системы. Что касается принципов отбора, то это те определенные правила и законы, которым следуют процессы самоорганизации. Это, в частности, законы сохранения (симметрии), закон неубывания энтропии в замкнутой системе, наличие предельной скорости распространения сигнала и т.д. Т.е. это те законы физики, химии, биологии, общественного развития, которые из виртуальных (мысленно допустимых) движений «отбирают» (с определенной вероятностью) те, которые мы наблюдаем. Можно также сказать, что принципы отбора – это «берега канала» допустимого развития2.
Применим эту схему к обществу. К механизмам изменчивости здесь относится, например, рынок. Товары и услуги, имеющие более высокую потребительную стоимость и низкую цену, вытесняют с рынка свои аналоги, у которых эти качества менее выражены; соответственно, их производители, доминируя в данном сегменте рынка, повышают на какое-то число пунктов свои социальные позиции. Они могут теперь оказывать большее политическое влияние и, как бы вульгарно это ни звучало, имеют большие возможности для продолжения собственного рода, т.е. участия в непосредственно биологическом процессе эволюции. Политика также допускает подобную трактовку – как специфический для общества генератор стохастичности.
Принципиальное значение для процесса самоорганизации общества имеет система научных исследований. Еще в 60-х годах прошлого столетия С.Лем писал: «Стратегия науки вероятностна. Мы почти никогда не знаем наверняка, какие исследования окупятся, а какие нет. Открытия случайны, подобно мутациям генотипа. И точно так же, как мутации, они могут привести к радикальным и внезапным изменениям. Примеры пенициллина, рентгеновских лучей… подтверждают случайный характер открытий… Научные исследования отчасти напоминают генетические мутации: ценные и переломные мутации и исследования составляют только малую часть множества всех мутаций и соответственно всех исследований. Подобно тому как популяция, если она не располагает солидным резервом «мутационного давления», оказывается перед угрозой потери гомеостатического равновесия, так и цивилизация, в которой ослабевает «давление открытий», должна всеми способами стремиться к изменению «знака» этого градиента, потому что от устойчивого равновесия такое ослабление ведет ко все более неустойчивому состоянию»3.
Понятно, что рынок, политика и наука далеко не исчерпывают перечень механизмов изменчивости в обществе. Соответствующие механизмы действуют в сферах идеологии, экологии, международных отношений и др. То же самое относится к факторам социальной наследственности.
К важнейшим из них следует причислить отношение собственности. Оно позволяет закрепить различные материальные и нематериальные объекты, являющиеся средствами существования и производства, за определенными лицами или их ассоциациями. В первую очередь отношение собственности, распространяясь на предметы первичного обихода – жилище, одежду, пищу и т.д. - направлено на обеспечение гарантий выживания индивида. Далее, охватывая средства производства, предметы и продукты труда, отношение собственности позволяет поддерживать устойчивую систему производства и распределения материальных и нематериальных благ, без которой немыслимо существование общества в целом.
Гораздо более древним, чем собственность, институтом социальной наследственности является семья. Это группа лиц, объединенных отношениями биологического родства, совместного потребления (в доиндустриальных обществах – и совместного производства), проживающих совместно в течение длительного времени, в которой старшие принимают на себя ответственность за младших. Важнейшая социальная функция, выполняемая семьей – это замещение членов общества, которое не может существовать без восполнения новыми индивидами тех, кто уходит из него, без упорядоченной смены поколений. Именно семье отведено обеспечивать стабильные, установленные способы этой замены, где конкретные индивиды, выполняющие роли отца и матери, несут определенную этой ролью ответственность. Но данная функция не сводится только к узаконенному деторождению. Новорожденный ребенок становится человеком не сразу после рождения, а в длительном процессе социализации, основу которого закладывает опять-таки семья. В ней ребенку прививаются навыки поведения, передается язык, ценности, нормы культуры. В дальнейшем семья проецирует собственное положение в обществе на социальный статус своего потомка. По наследству ему передается не только материальное положение, но часто принадлежность к той же этнической группе, к которой принадлежит семья, к тому же классу, к числу последователей той же религии4.
«Конвейер» социализации находит свое продолжение в другом механизме социальной наследственности – системе образования. Можно сказать, что это система трансляции знаний о природе, человеке и обществе, накопленных прошлыми поколениями, поколению настоящему. Содействуя развитию, самореализации личности, в отношении культурного наследства образование преследует консервативные, охранительные цели. Общество, озабоченное сохранением традиционных ценностей, поощряет, наряду с технико-технологически ориентированными курсами, дисциплины гуманитарного цикла: языкознание, литературу, историю, философию и др. В то же время система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества, формируя в людях, даже при наличии между ними этнических и конфессиональных различий, чувства общности исторической судьбы, содействуя выработке общих ценностей, предпочтений, идеалов в рамках культурной интеграции.
Описанные выше и многие другие механизмы наследственности и изменчивости ни на миг не прекращают своего воздействия на общество, сталкиваясь и накладываясь друг на друга в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные сочетания имеют нулевой суммарный эффект – общество под их воздействием пребывает в стационарном состоянии, другие дают заметные импульсы развития, самоорганизации общества, третьи могут затормозить развитие или даже отбросить общество не десятилетия назад. За счет чего происходит отбор допустимых, «позитивных» импульсов и отсев деструктивных или просто нереальных? Таким фильтром как раз и является третья составная часть процесса самоорганизации – совокупность принципов отбора.
Некоторые из них относятся к фундаментальным основам нашей Вселенной, поэтому действие их неотвратимо вне связи с субъективными предпочтениями. Нельзя уменьшить гравитационную постоянную для сокращения транспортных издержек. Действует закон сохранения энергии, поэтому за обогрев жилища приходится платить. Время анизотропное, поэтому сегодня нельзя помешать прийти Гитлеру к власти или предотвратить распад Советского Союза. Если злые волки прекратят есть бедных зайцев, то биосфера потеряет устойчивость, и могут исчезнуть и волки, и зайцы.
Другая часть принципов отбора имеет социальную природу. Они могут выступать как в виде юридических актов, образующих в совокупности систему права, так и в виде целенаправленно культивируемых в обществе моральных и нравственных установок. В принципе и те, и другие имеют свое историческое начало в родовых общинных традициях, регулировавших как общественное материальное производство, так и воспроизводство самого человека. Например, признание в качестве одного из исходных принципов общественного устройства права человека на собственную жизнь находит свое воплощение как в системе родовых табу, так и в библейской заповеди «не убий», а сегодня, в частности, в статье 105 Уголовного кодекса Российской Федерации. Причем на современном этапе только государство может устанавливать правила поведения, обязательные для исполнения всеми, кто находится на его территории, т.е. создавать нормы права, закрепленные в законах и других правовых актах государства (прежде на монополию в правотворчестве претендовала также церковь). Эти нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов.
Таким образом, как право, так и мораль в свете универсальной эволюционной теории выступают совокупностью правил отбора, действующих на социальном уровне организации материи. Только нормы морали исходят от самого общества, а нормы права – от государства, возникающего одновременно с правом.
- Введение
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Тема 1. Этика как философская наука о морали
- Тема 2. Мораль в жизни общества
- Тема 3. Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд
- Тема 4. Категории профессиональной этики сотрудников овд
- Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности
- Тема 6. Кодекс профессиональной этики сотрудника овд рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор и антикоррупционное поведение
- Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд.
- Практические занятия
- Литература для подготовки и проведения деловой игры:
- Порядок подготовки и проведения деловой игры.
- Варианты ситуаций для работы комиссий
- План практического занятия
- Тема 8. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел
- План практического занятия
- Тема 9. Формирование морального облика сотрудников овд
- План практического занятия
- Тема 10. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
- Тема 11. Служебный этикет в традициях и ритуалах овд
- Тема 12. Воинская вежливость как отражение служебного этикета
- Тема 13. Культура устной и письменной речи и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников овд
- Тема 13*. Культура общения и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников органов внутренних дел
- Тема 14. Этикет в общении начальника и подчиненного
- Тема 15. Этикетные нормы приема граждан в органах внутренних дел при общении с населением
- Тема 16. Правила поведения сотрудников органов внутренних дел в общественных местах
- Тема 17. Служебный этикет в жизни курсантского коллектива.
- Разделы дисциплины и виды занятий
- Тематика рефератов, контрольных работ
- Моральный аспект процесса предварительного расследования.
- Особенности морали представителей криминальной среды.
- Общее и особенное в этике взаимодействия следователя с потерпевшими, свидетелями и подозреваемыми
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену
- 1. Билеты
- 2. Вариант № 1.
- Содержание заданий для самостоятельной работы по основным темам курса «Профессиональная этика». Тема 1: «Этика как философская наука о морали».
- Тема 2: «Мораль в жизни общества».
- Тема 3: «Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд».
- Тема 4: «Категории профессиональной этики сотрудников овд».
- Тема 5: «Мораль и право в правоохранительной деятельности»
- Тема 6: «Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор антикоррупционного поведения». Задание 1
- Задание 2
- Тема 7: «Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд».
- Тема 8: «Нравственные отношения в служебном коллективе овд»
- Тема 9: «Нравственное формирование личности сотрудника овд»
- Литература
- Тема 10: «Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в овд»
- Словарь терминов по курсу «Профессиональная этика»
- 5. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Профессиональная этика»
- I.Общие положения.
- II. Организация и методическое обеспечение самостоятельной работы.
- Разновидности семинара
- 2. Подготовка к семинару
- 2.3.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа. Задание 1
- Задание 3
- 2.4.Темы докладов
- 3. Теоретическая часть
- 4. Практическая часть
- 4.1.Оцените следующие высказывания выдающихся людей. Согласны ли Вы с ними?
- 4.2. По материалам сми оцените и прокомментируйте понятия:
- Оглавление
- Приложение 2 Извлечение из Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел
- Глава 2. Нравственные основы службы в органах внутренних дел
- Статья 6. Нравственные принципы службы в органах внутренних дел
- 2. Подготовка к деловой игре
- 2.1.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа.
- 3.План-сценарий
- Приложение 1. Советы- рекомендации по совершенствованию эффективности общения
- Рекомендации по овладению практической мудростью в общении
- Введение
- Наследственность
- 2. Регуляторы человеческих поступков
- Мораль и политика
- Мораль и искусство
- Список литературы
- 2. Структура нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов.
- 3. Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины
- Список литературы