logo
Проф_Этика_Этикет_Планы_семин_Метод_р 2012

Тема 3. Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд

Семинар – 2 часа

Цель занятия: усвоить основные представления о профессиональной морали и этике сотрудников органов внутренних дел, а также о характерных особенностях деонтологической этики.

П Л А Н

  1. Дуализм морали и права в деятельности сотрудников ОВД.

  2. Профессиональная деонтология как характерная особенность полицейской этики.

  3. Документальное закрепление нравственных требований к сотруднику ОВД.

  4. Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД о нравственных ценностях и обязательствах сотрудника ОВД и нравственных принципах службы в органах внутренних дел.

5.* Нравственные начала уголовно-процессуального законодательства

6.* Защита чести, достоинства и тайны частной жизни граждан в ходе уголовного процесса

Темы докладов

  1. Нравственные традиции в деятельности российской полиции и милиции.

  2. Этические установки в деятельности полиции зарубежных стран

  3. Отражение специфики профессиональной морали сотрудников ОВД в современной литературе и кинематографе: правда и вымысел.

Основная литература

Конституция Российской Федерации//Российская газета от 25 декабря 1993 г. №237

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (2001 г.)//Российская газета от 22 декабря 2001 г. №249

Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.

Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2008.

Дополнительная литература

Аминов И.И., Дедюхин К.Г., Зинатуллин З.З., Усиевич А.Р. Юридическая этика. М., 2010.

Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. М., 1999.

Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Этика уголовного процесса: Учебное пособие. Воронеж, 1993.

Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Сочинения: В 8 т. М., 1967. Т.4.

Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания (стадия предварительного расследования). М., 1996.

Методические рекомендации

1-й вопрос можно начать с анализа ключевых положений теории рациональной бюрократии М.Вебера. Здесь важно вскрыть неизбежную противоречивость таких принципов построения рационально-бюрократической системы управления, как формально-правовое начало и безличность. Необходимо практическими примерами проиллюстрировать, что эти принципы далеко не всегда можно соблюсти в повседневной деятельности сотрудника полиции. Затем надо сформулировать аргументы в подтверждение тезиса о том, что правовые и моральные нормы образуют для сотрудника нерасторжимое мотивационное единство при выполнении оперативно-служебных задач.

Во втором вопросе следует осветить профессиональную мораль сотрудников ОВД как разновидность «трудовой» морали. Какие профессии имеют свою специфическую мораль и почему? Что связывает такие разные профессии, как профессии врача, учителя, сотрудника ОВД, журналиста, судьи, адвоката? Раскрыть, в чем своеобразие профессиональной морали, ее отличие от общей морали, какое практическое значение имеет выделение профессиональной морали для деятельности ОВД. Далее надо отметить, что полицейская этика в строгом смысле слова не является профессиональной и относится к числу частно- этических теорий (воинская этика, партийная, спортивная). В милиции (ОВД) есть свои профессии (следователь, инспектор ГИБДД, участковый уполномоченный, оперативный сотрудник, эксперт-криминалист и др.), в которых действует собственная профессиональная этика.

Необходимо подчеркнуть, что этика сотрудника ОВД базируется на таких категориях как справедливость, достоинство, долг, честь, совесть, гуманизм, поскольку объектом его профессиональной деятельности выступает человек, личность, гражданин (как законопослушный, так и правонарушитель и преступник).

Ответ на 3-й вопрос целесообразно построить аналогично тому, как освещается вопрос об источниках права для той или иной отрасли права (в смысле иерархии источников). По каждой группе источников нравственных требований к сотруднику полиции нужно указать перечень нормативных актов или документов, закрепляющих данные требования, привести формулировки принципиальных положений из этих источников.

Особое внимание уделить проблеме санкций, применяемых к нарушителям деонтологических норм.

4-й вопрос лучше всего построить как постатейный комментарий к таким положениям Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД РФ, как Ст.4 п.3, Ст.7, Ст.6 п.2.

Вопросы 5 и 6 предусмотрены для обсуждения на факультетах подготовки следователей и дознавателей. Они должны излагаться с постатейными ссылками на Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Так, отвечая на вопрос 5, необходимо раскрыть нравственное содержание уголовного процесса, а затем осветить моральную подоплеку таких юридических конструкций, как презумпция невиновности, доказательность признания, свидетельский иммунитет, справедливость, беспристрастность и др. Соответственно, при ответе на вопрос 6 следует указать и прокомментировать положения УПК РФ, препятствующие унижению достоинства участников уголовного процесса (потерпевший, свидетель, подозреваемый, обвиняемый) и жестокому и бесчеловечному обращению с ними.