Словарь терминов по курсу «Профессиональная этика»
Авторитет – признание за индивидуумом права на принятие ответственных решений в условиях совместной деятельности.
Аксиология (греч. axia – ценность и logos – учение) – теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей.
Альтруизм – моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, готовность жертвовать для общего блага личными интересами.
Аморализм – противоположность морали, отказ от законов нравственности, оправдание безнравственного, игнорирование общечеловеческих ценностей.
Аскетизм (греч. askeo – упражняться) – моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения.
Бесстыдство – сознательное и демонстративное пренебрежение общепризнанными нормами поведения.
Благо – понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности тех или иных предметов, явлений действительности. Различают материальные и духовные, личные и общественные блага.
Благодеяние – действие, имеющее положительное нравственное значение и объективный результат, последствия которого полезны окружающим людям.
Благодарность – отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях.
Благородство – моральное качество, характеризующее действия, поступки личности, совершающиеся на основе возвышенных мотивов. Включает такие качества, как самоотверженность, верность нравственным принципам и идеалам, мужество, великодушие и др.
Вежливость – моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.
Верность – качество, характеризующее нравственную линию поведения личности, приверженность тем нравственным нормам, которыми руководствуется личность в повседневности.
Вина – положение (состояние), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление.
Воздаяние – вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью.
Воля – способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели.
Воспитание нравственное – составная часть единого процесса общественного (профессионального) воспитания. Основная задача нравственного воспитания – внедрение нравственных требований общества в сознание каждого отдельного (конкретного) человека, с тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т. е. предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки.
Выбор нравственный (моральный) – акт нравственной деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении нравственной линии поведения или конкретного поступка в ходе самостоятельного принятия решений личностью.
Выдержанность – моральное качество, включающее умение человека контролировать собственные чувства, действовать в соответствии с целями вопреки трудностям. Проявляется в самообладании.
Высокомерность – качество, характеризующее неуважительное отношение к другому человеку. Связана с себялюбием, преувеличением собственных достоинств.
Героизм – особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг.
Гордость – моральное чувство, в котором отражается осознание соответствия высшим ценностям и стандартам. Отражает также внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение, недоброжелательность к людям, невнимание к интересам других, неумение сдерживать раздражение, неспособность быть тактичным.
Гуманизм (гуманность) – принцип мировоззрения (в том числе и нравственности), в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, уважение к личности, доброе отношение ко всему живому.
Деонтология (греч. deon – долг и logos – учение) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний).
Деятельность моральная – категория этики, при помощи которой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений – специфически нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществлять определенные идеалы.
Добро – нравственная категория, отражающая поведение людей, содействующее росту человечности в отношениях между ними. В идее добра лежит стремление человека и человечества к совершенству.
Добродетель – понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности, указывая на их моральную ценность.
Долг – одна из основных категорий этики, общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент.
Достоинство – этическая категория, обозначающая глубоко осознанную моральную потребность человека в признании, уважении окружающими, в справедливом отношении к нему людей за его полезную деятельность и весь стиль жизни. Важнейшей предпосылкой достоинства человека является наличие у него положительных личностных качеств.
Жизненная позиция – направленность жизнедеятельности личности, ее точка зрения на свое место и роль в общественной жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравственном плане – это система поведения личности, определяемая его убеждениями, совестью.
Зависть – неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. Возникает у человека на основе себялюбия и связанных с ним честолюбия и тщеславия.
Заповедь – нравственная норма, представленная в моральном сознании в виде поведения, исходящего от какого-либо авторитетного лица. В религиозном истолковании нравственности законодателем выступает Бог.
Золотое правило – одно из древних нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности. Его наиболее распространенная формулировка: “(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе”.
Идеал нравственный (греч. idea – представление, идея) – категория морального сознания. Нравственный идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания личности, дает образец, к которому необходимо стремиться.
Измена – нарушение верности общему делу, узам солидарности, товарищества, любви.
Императивность – понятие, фиксирующее долженствование, повелительный характер нравственных требований.
Интуитивизм – направление в этике, сторонники которого утверждают, что моральные понятия (добро, долг и др.) невозможно обосновать посредством разума и опыта, что они якобы постигаются человеком интуитивно, как “самоочевидные истины”.
Иррационализм – методологический принцип истолкования природы нравственности, характерный для ряда теорий морали. Главное – отрицание каких бы то ни было общих законов и нравственности, преувеличение значения особенного, неповторимого в каждой моральной проблеме.
Искренность – моральное качество, характеризующее личность и ее поступки. Выражается в том, что личность делает и говорит, в верности самой себе; правдивость, откровенность.
Категории – это универсальные формы человеческого мышления.
Категории этики – основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки.
Категорический императив – основная категория этики Канта; сформулированный им “нравственный закон”, который гласит: поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом.
Качества моральные – понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей.
Клевета – один из видов вероломства, ложное обвинение других, обычно совершаемое умышленно, ради эгоистических интересов или по другим низменным мотивам (зависть, месть, стремление к расправе).
Кодекс моральный – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению.
Конфликт моральный – специфическая ситуация морального выбора, в которой необходимо разрешить противоречие во имя нравственной нормы и цели.
Конформизм – социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия готового порядка вещей.
Корыстолюбие – отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной материальной выгоды (в крайней форме – алчность).
Культура – совокупность всех созданных и создаваемых человечеством материальных и духовных ценностей, охраняемых, используемых и передаваемых последующим поколениям.
Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.
Лицемерие – отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности.
Личность – субъект нравственной деятельности. Человек становится личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя.
Любовь – чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо. Устремленность на другую личность, человеческую общность или идею.
Малодушие – отрицательное моральное качество, характеризующее слабость воли личности; выражается в неспособности человека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия.
Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.
Мещанство – моральное качество, в общей форме характеризующее образ жизни и мышления, которому присущи ограниченность жизненных идеалов узколичными интересами, проявление трусости и приспособленчества в политическом отношении, ханжества в морали, вульгарности во вкусах. Близко по значению к пошлости.
Милосердие – принцип поведения, основанный на сочувствии, сострадании, соучастии и готовности делать добро. Адресуется не только людям, но и всему живому.
Мировоззрение – совокупность взглядов человека на окружающий мир.
Мораль (лат. moralis – нравственный; mores – нравы) – предмет изучения этики; форма общественного сознания, выступающая в виде норм, правил, принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни.
Моральная свобода – моральный принцип, форма общественного сознания, выражающая интеллектуальное, физическое и нравственное развитие людей, а также гуманизацию общественной жизни.
Мотив (лат. moveo – двигаю) – внутреннее, субъективно-личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Мужество – моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства.
Нигилизм (лат. nigil – ничто) – принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов.
Норма моральная (лат. norma – правило, образец) – форма нравственного требования, выступающая как нравственный закон для личности.
Нормативная этика – составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы.
Нравственная культура личности – степень восприятия человеком нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества и самовоспитанию.
Нравственность – понятие, являющееся синонимом морали, выражающее реальные процессы в сфере человеческих отношений, определяющее “рамки” достойного поведения.
Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений. Близко к понятию норм поведения.
Общение – установление и развитие контакта между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, действиями, образцами поведения.
Общественное мнение – средство духовного воздействия общества на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций, одно из проявлений моральных отношений.
Обязанность – нравственное требование, раскрывающее содержание предписываемых личности поступков в зависимости от сферы человеческой жизнедеятельности.
Оптимизм (лат. optimus – наилучший) – воззрение на окружающие события, явления, согласно которому существует возможность приблизить действительность к идеалу добра.
Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом.
Полезность – одна из форм проявления общественного значения предметов и явлений, а также действий человека; положительная роль, которую они играют в удовлетворении чьих-либо интересов или для достижения поставленных целей.
Принципиальность – положительное нравственное качество, характеризующее личность и ее действия; означает верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении.
Принципы – одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно.
Проступок - поступок, по своему содержанию представляющий нарушение требований нравственности.
Профессиональная культура – высокая степень овладения профессией, соответствующий уровень правовой и специальной подготовки, образованность и воспитанность человека.
Профессиональная мораль – исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий.
Профессиональная честь – забота об авторитете своей профессии в обществе.
Профессиональная этика – это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человек или социальные группы.
Профессионально-нравственная деформация – искажение характера и результата профессиональной деятельности, служебных и внеслужебных отношений, развитие в духовном мире человека отрицательных черт характера.
Релятивизм (этический) – (лат. relativus – относительный) - методологический принцип истолкования природы нравственности, состоящий в том, что моральным понятиям и представлениям придается крайне относительный, изменчивый и условный характер; приводит к субъективизму в толковании нравственных понятий и суждений, к отрицанию в них какого-либо объективного содержания.
Репутация (лат. reputatio – обдумывание, размышление) – сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике той или иной личности, основанное на ее предшествующем поведении и выражающееся в признании тех или иных заслуг личности, авторитета ее.
Ригоризм (лат. rigor – твердость, строгость) – строгое соблюдение нравственных принципов, исключающее какие-либо компромиссы; часто связан с фанатизмом, аскетизмом и иногда перерастает в моральное ханжество и фарисейство.
Самооценка – нравственная оценка собственных поступков, качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.
Смысл жизни – понятие, которое показывает, во имя чего необходима жизнь и деятельность человека.
Совесть – категория этики, характеризующая способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.
Сознание моральное – одна из форм общественного сознания, которая представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.
Сострадание – сочувствие чужому горю и страданию, соединенное с желанием помочь.
Справедливость – понятие морального сознания, характеризующее соответствующее распределение блага и зла между людьми.
Стыд – одно из проявлений нравственного самосознания личности; моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств.
Счастье – этическая категория, выражающая полное, высшее удовлетворение поступком, событием, делами или даже итогом всей своей жизни.
Такт (тактичность) – принцип этикета, выражающийся в умении человека что-либо сказать или сделать кстати, никого не поставив в неловкое положение.
Толерантность (лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Требовательность – качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности. Проявляется в старании, усердии личности.
Тщеславие – социальное и моральное чувство, проявляющееся как мотив действий, совершаемых ради завоевания славы, привлечения всеобщего внимания, с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих. Тщеславный человек полностью утрачивает способность оценивать свои поступки с точки зрения их общественного значения.
Уважение – одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности. Вместе с тем уважение – это еще и самоуважение, вера в собственные силы.
Фамильярность - (лат. familiaris – семейный, близкий) – бесцеремонное, развязное обращение с кем-либо.
Фарисейство – отрицательное моральное качество; одно из конкретных выражений формализма в морали, разновидность лицемерия и ханжества. Состоит в неукоснительном, но только внешнем, формальном, показном исполнении нравственных правил, поскольку они получили официальную санкцию или закрепились в традиции.
Формализм – исключительно внешнее следование заповедям и нормам, формальное выполнение долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека.
Ханжество – отрицательное моральное качество, характеризующее личность и ее поступки с точки зрения способа выполнения ею нравственных требований; разновидность морального формализма и лицемерия. Ханжа истолковывает требования нравственности в духе крайнего ригоризма, пуританства и нетерпимости, выставляет себя перед окружающими образцом благонравия и благочестия, публично демонстрируя свои “добродетели”, и берет на себя роль строгого блюстителя нравственности всех остальных.
Ценности моральные – одна из форм проявления моральных отношений общества. Под ценностями понимаются: а) нравственное значение, достоинство личности и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; б) ценностные представления, относящиеся к области морального сознания: моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Философские проблемы природы ценностей изучает аксиология.
Цинизм (греч. Kynosarges – название холма в Афинах, где проходили обучение и дискуссии философов) – моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным и в особенности нравственным ценностям.
Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.
Честолюбие – социальное чувство, проявляющееся как мотив действий, которые совершаются ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в какой-либо сфере общественной жизни. Во многом сходно с тщеславием; в честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими запросами. Но в отличие от тщеславия честолюбие связано не столько с жаждой признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение.
Честь – понятие морального сознания и категория этики, выражающая общественное признание деятельности человека, чувство гордости, восхищения. Выражает осознание самим человеком своей социальной значимости и необходимости ее постоянного утверждения и поддержания.
Чувства – эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию.
Чуткость – качество, характеризующее отношение личности к окружающим. Предполагает заботу о других, внимание к их проблемам, тактичное, вежливое отношение к людям.
Эгоизм – жизненный принцип и моральное качество, характеризующее человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей.
Эмпатия – постижение индивидом эмоциональных состояний других людей, проникновение в их переживания. Вчувствование в другого.
Этика (греч. еthika, от ethos – обычай) – философская наука, изучающая мораль, ее специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиции. Определяет границы нравственной свободы и ответственность личности, моральную ценность ее поступков.
Этика личная – способность человека на деле соблюдать те этические принципы, которые он считает истинными.
Этикет – совокупность правил поведения (обхождения с людьми), касающихся внешнего проявления отношения к людям. Этикет – составная часть внешней культуры общества. Выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом, правила поведения в различных социальных кругах.
- Введение
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Тема 1. Этика как философская наука о морали
- Тема 2. Мораль в жизни общества
- Тема 3. Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд
- Тема 4. Категории профессиональной этики сотрудников овд
- Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности
- Тема 6. Кодекс профессиональной этики сотрудника овд рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор и антикоррупционное поведение
- Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд.
- Практические занятия
- Литература для подготовки и проведения деловой игры:
- Порядок подготовки и проведения деловой игры.
- Варианты ситуаций для работы комиссий
- План практического занятия
- Тема 8. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел
- План практического занятия
- Тема 9. Формирование морального облика сотрудников овд
- План практического занятия
- Тема 10. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
- Тема 11. Служебный этикет в традициях и ритуалах овд
- Тема 12. Воинская вежливость как отражение служебного этикета
- Тема 13. Культура устной и письменной речи и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников овд
- Тема 13*. Культура общения и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников органов внутренних дел
- Тема 14. Этикет в общении начальника и подчиненного
- Тема 15. Этикетные нормы приема граждан в органах внутренних дел при общении с населением
- Тема 16. Правила поведения сотрудников органов внутренних дел в общественных местах
- Тема 17. Служебный этикет в жизни курсантского коллектива.
- Разделы дисциплины и виды занятий
- Тематика рефератов, контрольных работ
- Моральный аспект процесса предварительного расследования.
- Особенности морали представителей криминальной среды.
- Общее и особенное в этике взаимодействия следователя с потерпевшими, свидетелями и подозреваемыми
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену
- 1. Билеты
- 2. Вариант № 1.
- Содержание заданий для самостоятельной работы по основным темам курса «Профессиональная этика». Тема 1: «Этика как философская наука о морали».
- Тема 2: «Мораль в жизни общества».
- Тема 3: «Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд».
- Тема 4: «Категории профессиональной этики сотрудников овд».
- Тема 5: «Мораль и право в правоохранительной деятельности»
- Тема 6: «Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор антикоррупционного поведения». Задание 1
- Задание 2
- Тема 7: «Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд».
- Тема 8: «Нравственные отношения в служебном коллективе овд»
- Тема 9: «Нравственное формирование личности сотрудника овд»
- Литература
- Тема 10: «Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в овд»
- Словарь терминов по курсу «Профессиональная этика»
- 5. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Профессиональная этика»
- I.Общие положения.
- II. Организация и методическое обеспечение самостоятельной работы.
- Разновидности семинара
- 2. Подготовка к семинару
- 2.3.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа. Задание 1
- Задание 3
- 2.4.Темы докладов
- 3. Теоретическая часть
- 4. Практическая часть
- 4.1.Оцените следующие высказывания выдающихся людей. Согласны ли Вы с ними?
- 4.2. По материалам сми оцените и прокомментируйте понятия:
- Оглавление
- Приложение 2 Извлечение из Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел
- Глава 2. Нравственные основы службы в органах внутренних дел
- Статья 6. Нравственные принципы службы в органах внутренних дел
- 2. Подготовка к деловой игре
- 2.1.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа.
- 3.План-сценарий
- Приложение 1. Советы- рекомендации по совершенствованию эффективности общения
- Рекомендации по овладению практической мудростью в общении
- Введение
- Наследственность
- 2. Регуляторы человеческих поступков
- Мораль и политика
- Мораль и искусство
- Список литературы
- 2. Структура нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов.
- 3. Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины
- Список литературы