Тема 1. Этика как философская наука о морали
Семинар – 2 часа
Цель занятия: раскрыть предметную область и проблемное поле этики, обозначить ее понятийный и методологический аппарат, стиль и способы этического анализа.
П Л А Н
Предмет этики
Этика как философская дисциплина
Золотое правило нравственности
Моральное измерение личности. Моральное измерение общества
Парадоксы морали
Структура морали
Функции морали
Моральные нормы, ценности и принципы
Темы докладов
Концепции происхождения морали
Многообразие этических систем
Мораль маргинальных слоев общества
Основная литература
1. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.
2. Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2008.
3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., 2008.
Дополнительная литература
1. Веллер М. Все о жизни. М., 2006.
2. Психология. Педагогика. Этика: Учебник / под ред. Ю.В.Наумкина. М., 2002.
Методические рекомендации
В 1-м вопросе необходимо осветить историю происхождения терминов «этика» и «мораль», указать различия в понятиях морали и нравственности. Затем охарактеризовать предметную область этической науки и дать ее определение.
2-й вопрос желательно начать с уяснения аксиологической сущности этики, ее главного отличия от других наук. Подробно рассмотреть понятие системы нравственных ценностей общества, служебного коллектива и личности в соотношении с диалектикой объективного и субъективного, общего, особенного и отдельного. За основу данного анализа полезно взять главные нравственные ценности: справедливость, счастье, смысл жизни.
Следует обратить особое внимание на «неоднозначность», относительность нравственных норм этики. Рекомендуется начать с анализа одного из важнейших принципов диалектики: конкретности истины применительно к сфере морали. В этой связи особого внимания заслуживают требования принципов историзма, социокультурного и социально-классового подхода. На конкретных примерах (желательно из полицейской практики) нужно показать, что так называемые «вечные» этические нормы и принципы могут в определенных реальных обстоятельствах существенно изменяться - вплоть до перехода в свою противоположность.
Раскрывая 3-й вопрос, требуется выявить изначальное, «родовое» противоречие, присущее морали, а затем объяснить, как это противоречие снимается золотым правилом нравственности. Охарактеризовать черты общности и различия в негативной и позитивной формулировках золотого правила нравственности. Показать соответствие категорического императива Канта и золотого правила нравственности.
Ответ на 4-й вопрос должен, с одной стороны, включать обоснование положений о социальной природе морали и о невозможности внеморального существования общества. С другой стороны, говоря о моральном измерении личности, можно акцентировать внимание на моральности как коренном отличии человека от животного, на феномене несамотождественности человека и диалектике сущего и должного в человеческом бытии.
В 5-м вопросе нужно обосновать тезис о парадоксальности морали в целом как формы духовно-практического освоения действительности, а затем раскрыть внутреннюю логику парадоксов моральной оценки, морального поведения, безусловно доброй/злой воли (по желанию – других этических парадоксов) и их практическое значение в повседневных человеческих отношениях.
6-й вопрос посвящен анализу структурных элементов морали. Необходимо назвать их, показать взаимосвязь. Моральное сознание включает в себя как элементы теоретического уровня (законы, принципы, категории, нормы и т.д.), так и элементы обыденного сознания (настроения, чувства, предрассудки, эмоции). Нравственные отношения – связующий опосредующий элемент и т.д.) морали. Показать объективно-субъективный характер нравственных отношений и формы их проявления (авторитет, общественное мнение, обычай, конфликт и др.). Моральная практика (поступок, поведение, нравственная деятельность). Обосновать значение нравственной практики как критерия моральности. Раскрыть структуру морального поступка. Объяснить, какие действия называются нравственными.
В 7-м вопросе надо дать определение функции, назвать функции морали, раскрыть их назначение. Указать, какая из них является главной, и обосновать, почему.
8-й вопрос предполагает уяснение принципиального различия между моральными нормами и ценностями, определение места, которое в их ряду занимают принципы, и на этой основе – выделение примерного перечня моральных норм и ценностей сотрудников органов внутренних дел России.
- Введение
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Тема 1. Этика как философская наука о морали
- Тема 2. Мораль в жизни общества
- Тема 3. Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд
- Тема 4. Категории профессиональной этики сотрудников овд
- Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности
- Тема 6. Кодекс профессиональной этики сотрудника овд рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор и антикоррупционное поведение
- Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд.
- Практические занятия
- Литература для подготовки и проведения деловой игры:
- Порядок подготовки и проведения деловой игры.
- Варианты ситуаций для работы комиссий
- План практического занятия
- Тема 8. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел
- План практического занятия
- Тема 9. Формирование морального облика сотрудников овд
- План практического занятия
- Тема 10. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
- Тема 11. Служебный этикет в традициях и ритуалах овд
- Тема 12. Воинская вежливость как отражение служебного этикета
- Тема 13. Культура устной и письменной речи и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников овд
- Тема 13*. Культура общения и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников органов внутренних дел
- Тема 14. Этикет в общении начальника и подчиненного
- Тема 15. Этикетные нормы приема граждан в органах внутренних дел при общении с населением
- Тема 16. Правила поведения сотрудников органов внутренних дел в общественных местах
- Тема 17. Служебный этикет в жизни курсантского коллектива.
- Разделы дисциплины и виды занятий
- Тематика рефератов, контрольных работ
- Моральный аспект процесса предварительного расследования.
- Особенности морали представителей криминальной среды.
- Общее и особенное в этике взаимодействия следователя с потерпевшими, свидетелями и подозреваемыми
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену
- 1. Билеты
- 2. Вариант № 1.
- Содержание заданий для самостоятельной работы по основным темам курса «Профессиональная этика». Тема 1: «Этика как философская наука о морали».
- Тема 2: «Мораль в жизни общества».
- Тема 3: «Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд».
- Тема 4: «Категории профессиональной этики сотрудников овд».
- Тема 5: «Мораль и право в правоохранительной деятельности»
- Тема 6: «Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор антикоррупционного поведения». Задание 1
- Задание 2
- Тема 7: «Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд».
- Тема 8: «Нравственные отношения в служебном коллективе овд»
- Тема 9: «Нравственное формирование личности сотрудника овд»
- Литература
- Тема 10: «Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в овд»
- Словарь терминов по курсу «Профессиональная этика»
- 5. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Профессиональная этика»
- I.Общие положения.
- II. Организация и методическое обеспечение самостоятельной работы.
- Разновидности семинара
- 2. Подготовка к семинару
- 2.3.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа. Задание 1
- Задание 3
- 2.4.Темы докладов
- 3. Теоретическая часть
- 4. Практическая часть
- 4.1.Оцените следующие высказывания выдающихся людей. Согласны ли Вы с ними?
- 4.2. По материалам сми оцените и прокомментируйте понятия:
- Оглавление
- Приложение 2 Извлечение из Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел
- Глава 2. Нравственные основы службы в органах внутренних дел
- Статья 6. Нравственные принципы службы в органах внутренних дел
- 2. Подготовка к деловой игре
- 2.1.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа.
- 3.План-сценарий
- Приложение 1. Советы- рекомендации по совершенствованию эффективности общения
- Рекомендации по овладению практической мудростью в общении
- Введение
- Наследственность
- 2. Регуляторы человеческих поступков
- Мораль и политика
- Мораль и искусство
- Список литературы
- 2. Структура нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов.
- 3. Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины
- Список литературы