logo
Проф_Этика_Этикет_Планы_семин_Метод_р 2012

Тема 1. Этика как философская наука о морали

Семинар – 2 часа

Цель занятия: раскрыть предметную область и проблемное поле этики, обозначить ее понятийный и методологический аппарат, стиль и способы этического анализа.

П Л А Н

  1. Предмет этики

  2. Этика как философская дисциплина

  3. Золотое правило нравственности

  4. Моральное измерение личности. Моральное измерение общества

  5. Парадоксы морали

  6. Структура морали

  7. Функции морали

  8. Моральные нормы, ценности и принципы

Темы докладов

  1. Концепции происхождения морали

  2. Многообразие этических систем

  3. Мораль маргинальных слоев общества

Основная литература

1. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.

2. Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2008.

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., 2008.

Дополнительная литература

1. Веллер М. Все о жизни. М., 2006.

2. Психология. Педагогика. Этика: Учебник / под ред. Ю.В.Наумкина. М., 2002.

Методические рекомендации

В 1-м вопросе необходимо осветить историю происхождения терминов «этика» и «мораль», указать различия в понятиях морали и нравственности. Затем охарактеризовать предметную область этической науки и дать ее определение.

2-й вопрос желательно начать с уяснения аксиологической сущности этики, ее главного отличия от других наук. Подробно рассмотреть понятие системы нравственных ценностей общества, служебного коллектива и личности в соотношении с диалектикой объективного и субъективного, общего, особенного и отдельного. За основу данного анализа полезно взять главные нравственные ценности: справедливость, счастье, смысл жизни.

Следует обратить особое внимание на «неоднозначность», относительность нравственных норм этики. Рекомендуется начать с анализа одного из важнейших принципов диалектики: конкретности истины применительно к сфере морали. В этой связи особого внимания заслуживают требования принципов историзма, социокультурного и социально-классового подхода. На конкретных примерах (желательно из полицейской практики) нужно показать, что так называемые «вечные» этические нормы и принципы могут в определенных реальных обстоятельствах существенно изменяться - вплоть до перехода в свою противоположность.

Раскрывая 3-й вопрос, требуется выявить изначальное, «родовое» противоречие, присущее морали, а затем объяснить, как это противоречие снимается золотым правилом нравственности. Охарактеризовать черты общности и различия в негативной и позитивной формулировках золотого правила нравственности. Показать соответствие категорического императива Канта и золотого правила нравственности.

Ответ на 4-й вопрос должен, с одной стороны, включать обоснование положений о социальной природе морали и о невозможности внеморального существования общества. С другой стороны, говоря о моральном измерении личности, можно акцентировать внимание на моральности как коренном отличии человека от животного, на феномене несамотождественности человека и диалектике сущего и должного в человеческом бытии.

В 5-м вопросе нужно обосновать тезис о парадоксальности морали в целом как формы духовно-практического освоения действительности, а затем раскрыть внутреннюю логику парадоксов моральной оценки, морального поведения, безусловно доброй/злой воли (по желанию – других этических парадоксов) и их практическое значение в повседневных человеческих отношениях.

6-й вопрос посвящен анализу структурных элементов морали. Необходимо назвать их, показать взаимосвязь. Моральное сознание включает в себя как элементы теоретического уровня (законы, принципы, категории, нормы и т.д.), так и элементы обыденного сознания (настроения, чувства, предрассудки, эмоции). Нравственные отношения – связующий опосредующий элемент и т.д.) морали. Показать объективно-субъективный характер нравственных отношений и формы их проявления (авторитет, общественное мнение, обычай, конфликт и др.). Моральная практика (поступок, поведение, нравственная деятельность). Обосновать значение нравственной практики как критерия моральности. Раскрыть структуру морального поступка. Объяснить, какие действия называются нравственными.

В 7-м вопросе надо дать определение функции, назвать функции морали, раскрыть их назначение. Указать, какая из них является главной, и обосновать, почему.

8-й вопрос предполагает уяснение принципиального различия между моральными нормами и ценностями, определение места, которое в их ряду занимают принципы, и на этой основе – выделение примерного перечня моральных норм и ценностей сотрудников органов внутренних дел России.