Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности
Семинар – 2 часа
Цель занятия: Вовлечь участников семинара в активную дискуссию по теме занятия. Довести до их сознания важность гуманистического принципа единства морали и права в деятельности сотрудников органов внутренних дел.
П Л А Н
Диалектическая взаимосвязь морали и права в истории и жизни современного российского общества и в правоохранительной деятельности.
Государство как механизм ограничения насилия.
Нравственная основа правового принуждения
Моральное содержание наказания за преступление.
Темы докладов
Влияние правовой системы на состояние нравственности в обществе.
Этические аспекты применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Этический анализ смертной казни
Основная литература
Федеральный закон «О полиции»
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Сочинения: В 2 т. М., 1993. Т.1. С.301-479.
Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2008.
Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.
Дополнительная литература
Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению: Учебное пособие. М., 2000.
Щеглов А.В. Перед лицом добра и зла: Диалектика единства и противостояния // Вестник Академии права и управления, 2002, № 2.
Щеглов А.В. Проблема соотношения морали и права в административной практике милиции // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2003.
Методические рекомендации
Рассматривая первый вопрос, следует обратить внимание на то обстоятельство, что формирование правовой культуры современного российского общества требует переосмысления сложившейся системы ценностей и нравственно-правовых идеалов.
Необходимо учесть, что в настоящее время знания в области права могут развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа, сконцентрированный в его вере, нравственных ценностях, особенностях правосознания населения.
Участники семинара должны усвоить, что мораль – это система исторически сложившихся определенных взглядов, норм, оценок, убеждений, выражающаяся в поступках и действиях людей, регулирующая их отношения друг к другу, обществу, определенным социальным слоям, государству и поддерживаемая личными убеждениями, традициями, воспитанием и т.д., а право - это совокупность общеобязательных государственных предписаний и принципов, выражающих общую (согласованную) волю различных групп людей в обществе, выступающих мерой (регулятором) свободы и ответственности их поступков и действий. Отсюда важно уяснить, что право – это явление не только политико-юридическое, но и социально-этическое.
Участникам семинара необходимо осознать, что им следует осваивать и возрождать традиции нравственно-правового уклада России, позволившего ей сохранить здоровье нации, наращивать державность и духовность в течение столетий, что любой радикальный поворот в сторону бездуховности не замедлит отразиться и в правовой сфере: будет нарастать криминализация общества, деморализация культуры, деградация личности.
Затем следует перейти к рассмотрению единства и различия морали и права в служебной деятельности работников правоохранительных органов.
Основное внимание акцентируется на нравственных основах права, на морали как ценностном критерии права.
Важно показать взаимосвязь моральной и правовой сторон общественного порядка, влияние правовой системы на состояние нравственности в обществе, соотношение моральных, правовых и организационно-технических норм в деятельности сотрудников полиции, выделить нравственные аспекты правоохранительной деятельности.
В заключение участники семинара рассматривают взаимосвязь права и морали как процесс, характеризующийся многообразием проявлений: во-первых, единством и общностью; во-вторых, различием; в-третьих, взаимодействием и взаимообогащением.
Второй вопрос посвящается обоснованию роли государства при решении задачи ограничения насилия в обществе. Необходимо проследить историческую динамику: первобытная «война всех против всех», эпоха талиона, государственное регулирование общественных отношений. Охарактеризовать специфические для государства формы противодействия насилию: его монополизация, институционализация, замена косвенными формами. Показать место правоохранительных органов в каждой из форм противодействия.
Третий вопрос имеет принципиальное мировоззренческое значение. Правовое принуждение в большинстве случаев обретает ярко выраженные признаки насилия. Важно учитывать, что данный специфический вид деятельности локализован в рамках правоохранительных органов государства, одновременно для подавляющей части общества насильственные проявления табуированы многочисленными эстетическими, моральными и правовыми нормами. Налицо исторически сформировавшаяся монополия. У граждан, не расположенных к государственно-правовому образу анализа повседневной практики, такое положение вещей вызывает закономерный протест, принимающий формы скрытого или явного неприятия сотрудников правоохранительных органов как личностей, индивидов.
Задача участников семинара – опираясь на воззрения выдающихся представителей философско-правовой мысли (Аристотель, Гельвеций, Г.В.Ф.Гегель, И.Кант, И.А.Ильин и др.), уяснить коренные отличия правового принуждения и насилия и выработать четкую и убедительную аргументацию по этой проблеме на случай возможных дискуссий с оппонентами, стоящими на формально-морализаторских и радикально-либеральных позициях.
В четвертом вопросе необходимо четко уяснить, что наказание за совершенное преступление или правонарушение имеет двоякую цель: это не только средство пробуждения страха перед неминуемой карой, но и способ пробуждения в преступнике угрызений совести и стыда за содеянное, нравственного перерождения личности преступника.
Важно уяснить ситуации, когда мораль оправдывает использование силы сотрудниками органов внутренних дел, специальных средств и огнестрельного оружия.
Участники семинара должны подробно, на примерах из реальной жизни, а также произведений литературы и искусства, показать, что в основе механизма такого перерождения лежит главнейший принцип, как права, так и морали – принцип справедливости, что нравственное перевоспитание происходит только в том случае, когда человек поменяет эгоистически-прагматическую базовую установку своего мировоззрения на необходимость жить «по правде», поймет, что волчье существование криминальной жизни должно заместиться служением людям. В этом смысл и суть пенитенциарной системы правового воздействия.
- Введение
- Цели и задачи учебной дисциплины
- Тема 1. Этика как философская наука о морали
- Тема 2. Мораль в жизни общества
- Тема 3. Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд
- Тема 4. Категории профессиональной этики сотрудников овд
- Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности
- Тема 6. Кодекс профессиональной этики сотрудника овд рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор и антикоррупционное поведение
- Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд.
- Практические занятия
- Литература для подготовки и проведения деловой игры:
- Порядок подготовки и проведения деловой игры.
- Варианты ситуаций для работы комиссий
- План практического занятия
- Тема 8. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел
- План практического занятия
- Тема 9. Формирование морального облика сотрудников овд
- План практического занятия
- Тема 10. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
- Тема 11. Служебный этикет в традициях и ритуалах овд
- Тема 12. Воинская вежливость как отражение служебного этикета
- Тема 13. Культура устной и письменной речи и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников овд
- Тема 13*. Культура общения и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников органов внутренних дел
- Тема 14. Этикет в общении начальника и подчиненного
- Тема 15. Этикетные нормы приема граждан в органах внутренних дел при общении с населением
- Тема 16. Правила поведения сотрудников органов внутренних дел в общественных местах
- Тема 17. Служебный этикет в жизни курсантского коллектива.
- Разделы дисциплины и виды занятий
- Тематика рефератов, контрольных работ
- Моральный аспект процесса предварительного расследования.
- Особенности морали представителей криминальной среды.
- Общее и особенное в этике взаимодействия следователя с потерпевшими, свидетелями и подозреваемыми
- Перечень вопросов для подготовки к экзамену
- 1. Билеты
- 2. Вариант № 1.
- Содержание заданий для самостоятельной работы по основным темам курса «Профессиональная этика». Тема 1: «Этика как философская наука о морали».
- Тема 2: «Мораль в жизни общества».
- Тема 3: «Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников овд».
- Тема 4: «Категории профессиональной этики сотрудников овд».
- Тема 5: «Мораль и право в правоохранительной деятельности»
- Тема 6: «Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел рф как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор антикоррупционного поведения». Задание 1
- Задание 2
- Тема 7: «Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников овд».
- Тема 8: «Нравственные отношения в служебном коллективе овд»
- Тема 9: «Нравственное формирование личности сотрудника овд»
- Литература
- Тема 10: «Основные принципы и формы делового общения и служебного этикета в овд»
- Словарь терминов по курсу «Профессиональная этика»
- 5. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Профессиональная этика»
- I.Общие положения.
- II. Организация и методическое обеспечение самостоятельной работы.
- Разновидности семинара
- 2. Подготовка к семинару
- 2.3.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа. Задание 1
- Задание 3
- 2.4.Темы докладов
- 3. Теоретическая часть
- 4. Практическая часть
- 4.1.Оцените следующие высказывания выдающихся людей. Согласны ли Вы с ними?
- 4.2. По материалам сми оцените и прокомментируйте понятия:
- Оглавление
- Приложение 2 Извлечение из Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел
- Глава 2. Нравственные основы службы в органах внутренних дел
- Статья 6. Нравственные принципы службы в органах внутренних дел
- 2. Подготовка к деловой игре
- 2.1.Задания ориентированные на выработку навыков теоретического этического анализа.
- 3.План-сценарий
- Приложение 1. Советы- рекомендации по совершенствованию эффективности общения
- Рекомендации по овладению практической мудростью в общении
- Введение
- Наследственность
- 2. Регуляторы человеческих поступков
- Мораль и политика
- Мораль и искусство
- Список литературы
- 2. Структура нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов.
- 3. Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины
- Список литературы