logo
Проф_Этика_Этикет_Планы_семин_Метод_р 2012

Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности

Семинар – 2 часа

Цель занятия: Вовлечь участников семинара в активную дискуссию по теме занятия. Довести до их сознания важность гуманистического принципа единства морали и права в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

П Л А Н

  1. Диалектическая взаимосвязь морали и права в истории и жизни современного российского общества и в правоохранительной деятельности.

  2. Государство как механизм ограничения насилия.

  3. Нравственная основа правового принуждения

  4. Моральное содержание наказания за преступление.

Темы докладов

  1. Влияние правовой системы на состояние нравственности в обществе.

  2. Этические аспекты применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

  3. Этический анализ смертной казни

Основная литература

Федеральный закон «О полиции»

Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Сочинения: В 2 т. М., 1993. Т.1. С.301-479.

Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2008.

Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.

Дополнительная литература

Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению: Учебное пособие. М., 2000.

Щеглов А.В. Перед лицом добра и зла: Диалектика единства и противостояния // Вестник Академии права и управления, 2002, № 2.

Щеглов А.В. Проблема соотношения морали и права в административной практике милиции // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2003.

Методические рекомендации

Рассматривая первый вопрос, следует обратить внимание на то обстоятельство, что формирование правовой культуры современного российского общества требует переосмысления сложившейся системы ценностей и нравственно-правовых идеалов.

Необходимо учесть, что в настоящее время знания в области права могут развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа, сконцентрированный в его вере, нравственных ценностях, особенностях правосознания населения.

Участники семинара должны усвоить, что мораль – это система исторически сложившихся определенных взглядов, норм, оценок, убеждений, выражающаяся в поступках и действиях людей, регулирующая их отношения друг к другу, обществу, определенным социальным слоям, государству и поддерживаемая личными убеждениями, традициями, воспитанием и т.д., а право - это совокупность общеобязательных государственных предписаний и принципов, выражающих общую (согласованную) волю различных групп людей в обществе, выступающих мерой (регулятором) свободы и ответственности их поступков и действий. Отсюда важно уяснить, что право – это явление не только политико-юридическое, но и социально-этическое.

Участникам семинара необходимо осознать, что им следует осваивать и возрождать традиции нравственно-правового уклада России, позволившего ей сохранить здоровье нации, наращивать державность и духовность в течение столетий, что любой радикальный поворот в сторону бездуховности не замедлит отразиться и в правовой сфере: будет нарастать криминализация общества, деморализация культуры, деградация личности.

Затем следует перейти к рассмотрению единства и различия морали и права в служебной деятельности работников правоохранительных органов.

Основное внимание акцентируется на нравственных основах права, на морали как ценностном критерии права.

Важно показать взаимосвязь моральной и правовой сторон общественного порядка, влияние правовой системы на состояние нравственности в обществе, соотношение моральных, правовых и организационно-технических норм в деятельности сотрудников полиции, выделить нравственные аспекты правоохранительной деятельности.

В заключение участники семинара рассматривают взаимосвязь права и морали как процесс, характеризующийся многообразием проявлений: во-первых, единством и общностью; во-вторых, различием; в-третьих, взаимодействием и взаимообогащением.

Второй вопрос посвящается обоснованию роли государства при решении задачи ограничения насилия в обществе. Необходимо проследить историческую динамику: первобытная «война всех против всех», эпоха талиона, государственное регулирование общественных отношений. Охарактеризовать специфические для государства формы противодействия насилию: его монополизация, институционализация, замена косвенными формами. Показать место правоохранительных органов в каждой из форм противодействия.

Третий вопрос имеет принципиальное мировоззренческое значение. Правовое принуждение в большинстве случаев обретает ярко выраженные признаки насилия. Важно учитывать, что данный специфический вид деятельности локализован в рамках правоохранительных органов государства, одновременно для подавляющей части общества насильственные проявления табуированы многочисленными эстетическими, моральными и правовыми нормами. Налицо исторически сформировавшаяся монополия. У граждан, не расположенных к государственно-правовому образу анализа повседневной практики, такое положение вещей вызывает закономерный протест, принимающий формы скрытого или явного неприятия сотрудников правоохранительных органов как личностей, индивидов.

Задача участников семинара – опираясь на воззрения выдающихся представителей философско-правовой мысли (Аристотель, Гельвеций, Г.В.Ф.Гегель, И.Кант, И.А.Ильин и др.), уяснить коренные отличия правового принуждения и насилия и выработать четкую и убедительную аргументацию по этой проблеме на случай возможных дискуссий с оппонентами, стоящими на формально-морализаторских и радикально-либеральных позициях.

В четвертом вопросе необходимо четко уяснить, что наказание за совершенное преступление или правонарушение имеет двоякую цель: это не только средство пробуждения страха перед неминуемой карой, но и способ пробуждения в преступнике угрызений совести и стыда за содеянное, нравственного перерождения личности преступника.

Важно уяснить ситуации, когда мораль оправдывает использование силы сотрудниками органов внутренних дел, специальных средств и огнестрельного оружия.

Участники семинара должны подробно, на примерах из реальной жизни, а также произведений литературы и искусства, показать, что в основе механизма такого перерождения лежит главнейший принцип, как права, так и морали – принцип справедливости, что нравственное перевоспитание происходит только в том случае, когда человек поменяет эгоистически-прагматическую базовую установку своего мировоззрения на необходимость жить «по правде», поймет, что волчье существование криминальной жизни должно заместиться служением людям. В этом смысл и суть пенитенциарной системы правового воздействия.