3.2. Инспекция и контроль
Обеспечение безопасности полетов в гражданской авиации всегда стояло на первом месте. Учитывая, что решение этой проблемы обусловлено большим количеством разнообразных факторов, происходит постоянный поиск новых способов и методов обеспечения безопасности полетов на современном этапе. Однако классические методы обеспечения безопасности полетов не утратили своего значения в наше время.
Решение проблемы безопасности невозможно без четкого соблюдения профессиональной и технологической дисциплины, без неукоснительного соблюдения требований действующих нормативных правовых актов, без эффективного контроля за соблюдением действующего законодательства.
Контроль является одной из главных функций управления в любой сфере деятельности. Особую значимость он приобретает в отраслях, связанных с эксплуатацией источников повышенной опасности.
В гражданской авиации России система управления выстроена таким образом, что каждый из руководителей служб и подразделений, выполняя работу по подготовке, обеспечению и выполнению полетов, в пределах своей компетенции (должностной инструкции) обязан контролировать работу своих подчиненных и прежде всего адекватность принимаемых решений на основе действующих документов.
Кроме указанной системы контроля в гражданской авиации используют специальные виды контроля в форме надзора со стороны специальных органов за соблюдением действующих нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы безопасности на воздушном транспорте.
На всех этапах развития гражданской авиации России под разными названиями существовали такие инспекторские органы. На них возлагалось ведение постоянного контроля за выполнением нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение выполнения полетов. На них также возлагались обязанности по разработке и реализации мероприятий по обеспечению безопасности полетов в гражданской авиации.
В последнее время систему инспекторских органов гражданской авиации СССР возглавляла Главная инспекция Министерства гражданской авиации.
В системе гражданской авиации инспекторские органы занимают особое место. К ним стекаются все сведения о состоянии работы по обеспечению безопасности по всем видам обеспечения и выполнения полетов. Полученные данные дают возможность инспекторским органам проводить комплексный анализ состояния безопасности в отрасли и на его основе проводить профилактическую работу по всем направлениям деятельности гражданской авиации.
Инспекторский контроль за соблюдением требований действующего воздушного законодательства предполагает проверку состояния качества эксплуатации авиационной техники, всех видов обеспечения полетов, уровня подготовки авиационного персонала и его соответствия квалификационным требованиям, присвоенному классу и т.д.
Все проверки такого рода нельзя считать дублированием проверок, проводимых руководящим составом. Если руководители соответствующих видов обеспечения и служб проводят проверки с целью выявления фактического состояния дел в той или иной службе, то инспекторские проверки по указанным вопросам являются инструментом для получения данных, касающихся соблюдения требований нормативных актов с целью обеспечения безопасности полетов.
При осуществлении надзорных функций инспекции независимы от других органов управления.
В настоящее время юридическим основанием деятельности инспекторских служб в гражданской авиации России является глава 4 Воздушного кодекса Российской Федерации - Государственный надзор за деятельностью в области гражданской авиации. Так, статья 28 ВК РФ определяет, что "целью государственного надзора за деятельностью в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества работ и услуг". Согласно части 2 этой же статьи государственный надзор в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора.
В развитие положения Воздушного кодекса и в целях реализации требований Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта Приказом от 21.12.2010 N ГК-1394фс Федеральной службы по надзору в сфере транспорта было утверждено Положение об Управлении государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Управление является структурным подразделением центрального аппарата Ространснадзора и осуществляет свою деятельность непосредственно во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата и его территориальными органами.
Управление осуществляет свою деятельность также в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
К основным задачам Управления отнесены: контроль и надзор за соблюдением воздушного законодательства Российской Федерации и международных договоров РФ в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ (кроме авиационно-космического поиска и спасания).
В соответствии с задачами Управления в структуре образованы соответствующие отделы: отдел надзора за состоянием безопасности полетов и анализа деятельности гражданской авиации; отдел надзора за соблюдением летных стандартов и сертификацией эксплуатантов воздушного транспорта; отдел надзора за деятельностью авиации общего назначения; отдел надзора за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов (ГВС); отдел надзора за аэропортовой деятельностью и организацией воздушных перевозок; отдел надзора в сфере использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания и отдел надзора за подготовкой авиационного персонала.
Представителям Управления предоставлено право инспектировать экипажи воздушных судов гражданской авиации и проводить проверки инженерно-технического обеспечения воздушных судов, в том числе иностранных государств, которые выполняют полеты в Российскую Федерацию. Госинспекторы могут быть включены в состав экипажей ГВС эксплуатантов воздушного транспорта Российской Федерации в качестве проверяющих как на внутренних, так и на международных линиях.
Признавая необходимость и значимость постоянного контроля (надзора) за деятельностью субъектов, эксплуатирующих источники повышенной опасности, Правительство Российской Федерации утверждает и вводит в действие Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные функции) (Постановление Правительства РФ от 9 июня 2010 г. N 409).
В этом Положении четко прописаны объекты контроля (надзора) применительно к гражданской авиации: соблюдение правил использования воздушного пространства Российской Федерации, соблюдение норм, правил и процедур в области авиационной безопасности и безопасности полетов и т.д. (см. приложение - не приводится).
Действующим законодательством в настоящее время предусмотрено создание самостоятельного контролирующего органа в рамках Федерального агентства воздушного транспорта.
Так, Приказом ФАВТ от 26 апреля 2010 г. N 133 было утверждено Положение об Управлении инспекции по безопасности полетов Федерального агентства воздушного транспорта.
К основным функциям деятельности Управления отнесено: осуществление контроля за разработкой и реализацией мероприятий по результатам расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами на территории Российской Федерации, а также с российскими воздушными судами при выполнении полетов за рубежом; организация и проведение расследований авиационных инцидентов и производственных происшествий; ведение учета авиационных происшествий и авиационных инцидентов; государственная регистрация ГВС, прав на воздушные суда с сделок с ними; ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации и Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними и пр.
Управление инспекции проводит анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации. Ей же предоставлено право по результатам проверок вносить предложения руководству Росавиации о приостановлении действий сертификатов: специалистов гражданской авиации, эксплуатантов, летной годности и на экземпляр ГВС, на категорированные гражданские аэродромы и их оборудование, на объекты Единой системы ОВД, на аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства РФ и т.д. (см. приложение).
Управление инспекции может осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в сфере гражданской авиации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Управление осуществляет взаимодействие с международными организациями и организациями иностранных государств по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, и участвует в обеспечении выполнения относящихся к его компетенции международных договоров и соглашений.
- Воздушное право
- Б.П. Елисеев, в.А. Свиркин
- Часть I. Воздушное право россии
- Раздел I. Общетеоретические вопросы воздушного права
- 1.1. Предмет и система воздушного права
- 1.2. Источники воздушного права
- 1.3. Нормы воздушного права и их реализация
- 1.3.1. Нормы воздушного права, структура норм
- 1.3.2. Реализация норм воздушного права
- 1.4. Правонарушения на воздушном транспорте
- Раздел II. Правовые основы государственного регулирования деятельности гражданской авиации
- 2.1. Основные этапы развития системы
- 2.2. Система органов государственного управления
- 2.3. Место и роль административных регламентов
- Раздел III. Организационно-правовые средства обеспечения безопасной деятельности авиации
- 3.1. Правовое обеспечение сертификационной
- 3.2. Инспекция и контроль
- 3.3. Расследование авиационных происшествий и инцидентов
- Раздел IV. Правовой режим использования воздушного пространства
- Раздел V. Правовое регулирование аэронавигационного обслуживания
- Раздел VI. Экипаж гражданского воздушного судна
- 6.1. Правовой статус экипажа гвс
- 6.2. Организационно-правовое обеспечение
- Раздел VII. Правовой статус гражданского воздушного судна
- 7.1. Понятие гражданского воздушного судна,
- 7.2. Организационно-правовое обеспечение поддержания
- Раздел VIII. Особенности правового регулирования обеспечения полетов
- 8.1. Авиатопливное обеспечение полетов
- 8.2. Аэродромное обеспечение полетов
- 8.3. Поисковое, аварийно-спасательное обеспечение полетов
- 8.4. Радиотехническое и электросветотехническое
- 8.5. Медицинское обеспечение полетов
- Раздел IX. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
- Раздел X. Правовое регулирование воздушных перевозок и деятельности авиапредприятий
- 10.1. Правовое регулирование внутренних
- 10.2. Договор воздушной перевозки
- 10.3. Расторжение договора воздушной перевозки
- Часть II. Обеспечение взаимодействия международного
- 1.2. Международное право обеспечения безопасности
- 1.3. Обеспечение безопасности на воздушном транспорте
- Раздел II. Деятельность международных авиационных организаций по обеспечению безопасности на воздушном транспорте
- 2.1. Роль межправительственных и неправительственных
- 2.2. Международная организация гражданской авиации - икао
- 2.2.1. Правовые основы, принципы деятельности,
- 2.2.2. Стандарты. Рекомендуемая практика. Процедуры икао.
- 2.3. Международные авиационные организации Европы
- Раздел III. Организационно-правовые основы управления безопасностью полетов
- 3.1. Современная концепция безопасности полетов
- 3.2. Современные подходы и методы оценки
- 3.3. Краткая характеристика приложений
- Приложение
- Глава II. Перевозочные документы
- Раздел I. Проездной билет
- Раздел II. Багажная квитанция
- Глава III. Ответственность перевозчика
- Глава V. Общие и заключительные постановления
- Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования
- Глава I. Сфера применения и общие положения
- Глава II. Образование международной гарантии
- Глава III. Способы защиты прав при неисполнении
- Глава IV. Международная система регистрации
- Глава V. Прочие вопросы, относящиеся к регистрации
- Глава VI. Привилегии и иммунитеты контролирующего органа
- Глава VII. Ответственность регистратора
- Глава VIII. Последствия международной гарантии
- Глава IX. Цессия связанных с объектом
- Глава X. Права или гарантии, являющиеся предметом
- Глава XI. Применение конвенции к продажам
- Глава XII. Юрисдикция
- Глава XIII. Связь с другими конвенциями
- Глава XIV. Заключительные положения
- Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Документация и обязанности сторон,
- Глава III. Ответственность перевозчика и степень