logo
учебник елисеев

Глава III. Ответственность перевозчика и степень

КОМПЕНСАЦИИ ЗА ВРЕД

Статья 17. Смерть и телесное повреждение пассажиров. Повреждение багажа

1. Перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае смерти или телесного повреждения пассажира, только при условии, что происшествие, которое явилось причиной смерти или повреждения, произошло на борту воздушного судна или во время любых операций по посадке или высадке.

2. Перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, утери или повреждения зарегистрированного багажа, только при условии, что случай, который явился причиной уничтожения, утери или повреждения, произошел на борту воздушного судна или во время любого периода, в течение которого зарегистрированный багаж находился под охраной перевозчика. Однако перевозчик не несет ответственности, если и в той мере, в какой вред явился результатом присущего багажу дефекта, качества или порока. В отношении незарегистрированного багажа, включая личные вещи, перевозчик несет ответственность, если вред причинен по его вине или по вине его служащих или агентов.

3. Если перевозчик признает утерю зарегистрированного багажа или если зарегистрированный багаж не поступил по истечении двадцати одного дня с даты, когда он должен был прибыть, пассажиру разрешается осуществлять по отношению к перевозчику права, вытекающие из договора перевозки.

4. В настоящей Конвенции термин "багаж", поскольку не предусмотрено иное, означает как зарегистрированный багаж, так и незарегистрированный багаж.

Статья 18. Повреждение груза

1. Перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, утери или повреждения груза, только при условии, что событие, ставшее причиной такого вреда, произошло во время воздушной перевозки.

2. Однако перевозчик не несет ответственности, если и в той мере, в какой он докажет, что уничтожение, утеря или повреждение груза произошли в результате одного или нескольких перечисленных ниже обстоятельств:

a) присущего грузу дефекта, качества или порока;

b) неправильной упаковки груза лицом, кроме перевозчика, его служащих или агентов;

c) акта войны или вооруженного конфликта;

d) акта органа государственной власти, связанного с ввозом, вывозом или транзитом груза.

3. Воздушная перевозка по смыслу пункта 1 настоящей статьи охватывает период, в течение которого груз находится под охраной перевозчика.

4. Период воздушной перевозки не включает в себя никакой наземной перевозки, морской перевозки или перевозки внутренним водным путем, осуществленной вне аэропорта. Однако если подобная перевозка осуществляется во исполнение договора воздушной перевозки в целях погрузки, выдачи или перегрузки, любой вред, до доказательства противного, считается следствием события, имевшего место во время воздушной перевозки. Если перевозчик без согласия отправителя заменяет перевозку, которую по соглашению между сторонами предполагалось осуществить по воздуху, полностью или частично перевозкой каким-либо другим видом транспорта, такая перевозка другим видом транспорта считается перевозкой, осуществляемой в период воздушной перевозки.

Статья 19. Задержка

Перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие задержки при воздушной перевозке пассажиров, багажа или груза. Однако перевозчик не несет ответственности за вред, причиненный вследствие задержки, если он докажет, что им и его служащими и агентами приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что ему или им было невозможно принять такие меры.

Статья 20. Освобождение от ответственности

Если перевозчик докажет, что вред был причинен или его причинению способствовали небрежность, неправильное действие или бездействие лица, требующего возмещения, или лица, от которого происходят его или ее права, перевозчик полностью или частично освобождается от ответственности перед требующим возмещения лицом в той мере, в какой такие небрежность, неправильное действие или бездействие причинили вред или способствовали его причинению. Когда требование о возмещении заявлено иным лицом, чем пассажир, в связи со смертью или телесным повреждением, понесенным этим последним, перевозчик равным образом полностью или частично освобождается от ответственности в той мере, в какой он докажет, что небрежность, другое неправильное действие или бездействие этого пассажира причинили вред или способствовали его причинению. Настоящая статья применяется ко всем положениям об ответственности в настоящей Конвенции, включая пункт 1 статьи 21.

Статья 21. Компенсация в случае смерти или телесного повреждения пассажиров

1. В отношении вреда, причиненного согласно пункту 1 статьи 17 и не превышающего 100000 специальных прав заимствования на каждого пассажира, перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность.

2. Перевозчик не несет ответственности за вред, причиненный согласно пункту 1 статьи 17, в той мере, в какой вред превышает на каждого пассажира 100000 специальных прав заимствования, если перевозчик докажет, что:

a) такой вред не был причинен из-за небрежности, или другого неправильного действия, или бездействия перевозчика, или его служащих, или агентов; или

b) такой вред причинен исключительно из-за небрежности, или другого неправильного действия, или бездействия третьей стороны.

Статьи 22. Пределы ответственности в отношении задержки, багажа и груза

1. В случае вреда, причиненного при перевозке лиц в результате задержки, о которой говорится в статье 19, ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой 4150 специальных прав заимствования.

2. При перевозке багажа ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой 1000 специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира, за исключением случаев, когда пассажир сделал в момент передачи зарегистрированного багажа перевозчику особое заявление о заинтересованности в доставке и уплатил дополнительный сбор, если это необходимо. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленную сумму, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира в доставке.

3. При перевозке груза ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой 17 специальных прав заимствования за килограмм, за исключением случаев, когда отправитель сделал в момент передачи места перевозчику особое заявление о заинтересованности в доставке и уплатил дополнительный сбор, если это необходимо. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленную сумму, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность отправителя в доставке.

4. В случае уничтожения, утери, повреждения или задержки части груза или любого предмета, содержащегося в нем, при определении предела ответственности перевозчика во внимание принимается только общий вес соответствующего места или мест. Однако когда уничтожение, утеря, повреждение или задержка части груза или любого содержащегося в нем предмета влияет на стоимость других мест, включенных в одну и ту же авиагрузовую накладную, или в ту же квитанцию, или, если они не выданы, в ту же запись, сохраняемую другими средствами, указанными в пункте 2 статьи 4, при определении предела ответственности должен также приниматься во внимание общий вес такого места или мест.

5. Вышеуказанные положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи не применяются, если будет доказано, что вред произошел в результате действия или бездействия перевозчика, его служащих или агентов, совершенного с намерением причинить вред или безрассудно и с сознанием того, что в результате этого, возможно, произойдет вред, при условии, что в случае такого действия или бездействия служащего или агента будет также доказано, что этот служащий или агент действовал в рамках своих обязанностей.

6. Пределы, установленные статьей 21 и настоящей статьей, не препятствуют суду присудить в соответствии со своим законом дополнительно все или часть судебных издержек и других расходов по судебному разбирательству, понесенных истцом, включая проценты. Вышеуказанное положение не применяется, если сумма, присужденная в порядке возмещения вреда, исключая судебные издержки и другие расходы, связанные с судебным разбирательством, не превышает сумму, которую перевозчик в письменном виде предложил истцу в течение шести месяцев со дня причинения вреда или до начала судебного дела, если эта дата является более поздней.

Приложения <*>

--------------------------------

<*> Тексты не приводятся.

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ.

Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 (извлечение) (пункты 1 - 5.2.5, 5.2.53, 5.2.53.3 - 5.2.53.11, 5.2.53.15, 5.2.53.16, 5.2.53.31, 5.2.53.32, 5.2.53.35 - 5.2.53.40, 5.2.53.45, 5.2.53.(49).1 - 5.2.53.(49).6, 5.2.55, 5.4, 5.5, 5.7, 5.9, 10.6, 10.11, 10.12, 10.15).

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 (извлечение) (пункты 1 - 5.1.1, 5.1.7 - 5.1.9, 5.2, 5.4.1, 5.4.3, 5.5, 5.5.1.1, 5.5.8 - 5.5.11, 5.5.12.1, 5.5.13, 5.6, 6, 6.1 - 6.9, 7).

Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 396.

Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 N 399 "О некоторых вопросах деятельности Министерства транспорта Российской Федерации".

Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций" (вместе с "Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции").

Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (извлечение) (пункты 1, 7 - 19, 24, 64, 68 - 81, 83, 113 - 134).

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 N 32) (извлечение) (Пункты 1 - 7).

Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденные Приказом Минтранса РФ от 12.09.2008 N 147 (извлечение) (пункты 1.2, 1.3, 1.5 - 1.7, 1.10, 1.11).

Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (извлечение) (пункты 1 - 8, 29 - 32, 44, 45, 70 - 150, 152, 154, 226 - 235, 240).

Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные Приказом Минтранса РФ от 31.07.2009 N 128 (извлечение) (пункты 1.1 - 1.4, 2.2 - 2.7.2).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Международное законодательство

1. Чикагская конвенция 1944 г.

2. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. Варшава, 12 октября 1929 г.

3. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. Монреаль, 28 мая 1999 г.

4. О международных гарантиях в отношении подвижного оборудования (Кейптаунская конвенция).

5. Материалы 37 Ассамблеи ИКАО. Сентябрь - октябрь 2010 г.

6. Приложения 1 - 18 к Чикагской конвенции 1944 г.

7. Doc. 4444. Правила полетов и обслуживания воздушного движения.

8. Doc. 8335. Руководство по процедурам эксплуатационной инспекции, сертификации и постоянного надзора. ИКАО, 2001.

9. Doc. 9376-AN/914. Подготовка руководства по производству полетов.

10. Doc. 9626. Руководство по регулированию международного воздушного транспорта, 2004.

11. Doc. 9734-AN/959. Руководство по организации контроля за обеспечением безопасности полетов. ИКАО, 1999.

12. Doc. 9735. Руководство по проведению проверок, организации контроля за обеспечением безопасности полетов. ИКАО, 2000.

13. Doc. 9859-AN/460. Руководство по управлению безопасностью полетов, 2009.

14. Руководство по стандартам IOSA 2007 г.

15. Проект ИКАО-МАК RER/01/901. Типовые правила выдачи свидетельств авиационному персоналу (для стран СНГ), 2005.

16. Положение о Межгосударственном авиационном комитете, регистрация ИКАО, июль 1992.

Национальное законодательство

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в действующей редакции.

3. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ в действующей редакции.

4. Гражданский кодекс РФ от 13 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Часть I в действующей редакции.

5. Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ. Часть II в действующей редакции.

6. Гражданский кодекс РФ от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ. Часть III в действующей редакции.

7. Гражданский кодекс РФ от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ. Часть IV в действующей редакции.

8. Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ в действующей редакции.

9. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ в действующей редакции.

10. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ в действующей редакции.

11. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" в действующей редакции.

12. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" в действующей редакции.

13. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в действующей редакции.

14. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" в действующей редакции.

15. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 "О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства".

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.05 N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг".

17. Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.06.1998 N 609.

18. Поисковые и аварийно-спасательные работы в Российской Федерации // Федеральные авиационные правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2008 N 530.

19. Использование воздушного пространства Российской Федерации // Федеральные правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138.

20. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 N 1285-р.

21. Приказ Минтранса РФ N 106, Госстандарта РФ N 176 от 01.08.2002 "Об утверждении Правил Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации" (вместе с Правилами по проведению аккредитации в системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации, Порядком инспекционного контроля за соблюдением Правил сертификации и за объектами сертификации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации).

22. Приказ Минздравсоцразвития от 29 января 2009 г. N 32 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта" в действующей редакции.

23. Приказ ФСВТ России от 24.04.2000 N 98 "Сертификация аэропортов и процедуры // Федеральные авиационные правила в действующей редакции.

24. Сертификационные требования к организации авиатопливного обеспечения воздушных перевозок // Федеральные авиационные правила, утв. Приказом ФСВТ России от 18.04.2000 N 89.

25. Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов // Федеральные авиационные правила, утв. Приказом ФСВТ России от 6 мая 2000 г. N 121, в действующей редакции.

26. Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации // Федеральные авиационные правила (ФАП МО ГА-2002), утв. Приказом Минтранса России от 22.04.2002 N 50, в действующей редакции.

27. Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты // Федеральные авиационные правила, утв. Приказом Минтранса от 23 июня 2003 г. N 150, в действующей редакции.

28. Федеральные авиационные правила "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации", утв. Приказом Минтранса от 16.05.2003 N 132, в действующей редакции.

29. Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов в Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса РФ от 02.07.2007 N 85, в действующей редакции.

30. Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей // Федеральные авиационные правила, утв. Приказом Минтранса от 28.06.2007 N 82.

31. Подготовка и выполнение полетов // Федеральные авиационные правила, утв. Приказом Минтранса от 31 июля 2009 г. N 128, в действующей редакции.

32. Требования к членам экипажей воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов // Федеральные авиационные правила, утв. Приказом Министра транспорта РФ от 12.09.2008 N 147, в действующей редакции.

33. Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов в Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса РФ от 02.07.2007 N 85, в действующей редакции.

34. Требования авиационной безопасности к аэропортам // Федеральные авиационные правила, утв. Приказом Минтранса от 28.11.2005 N 142, в действующей редакции.

35. Положение об Управлении государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утв. Приказом от 21.12.2010 N ГК-1394фс.

36. Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь // Федеральные авиационные правила, утв. Приказом ФАНС от 26.11.2007 N 115.

37. Положение об Управлении инспекции по безопасности полетов Федерального агентства воздушного транспорта, утв. Приказом Росавиации 25.04.2010.

Специальная литература

1. Бордунов В.Д. Международное воздушное право: Учеб. пособие. М.: Авиабизнес; Научная книга, 2007.

2. Бордунов В.Д. Правовой механизм деятельности международных авиационных организаций. М., 1989.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья В.Д. Бордунова, Б.П. Елисеева "О концепции совершенствования российского Воздушного кодекса" включена в информационный банк согласно публикации - "Транспортное право", 2008, N 3.

3. Бордунов В.Д., Елисеев Б.П. О концепции совершенствования российского Воздушного кодекса // Научный вестник МГТУ ГА. 2009. N 144.

4. Бородин Е.С. Совершенствование средств и процесса обработки и анализа полетной информации в авиапредприятии с учетом норм действующего авиационного законодательства // Транспортное право. 2008. N 3.

5. Грабарь В.Э. История воздушного права // Вопросы воздушного права. М., 1927. Вып. 1.

6. Громов М.С., Полторанц Г.Я., Шапкин В.С. Поддержание летной годности - основа безопасной эксплуатации воздушных судов. М.: ГосНИИ ГА, 2002.

7. Грязнов В.С. Международные авиаперевозки. М.: Авиабизнес, 2002.

8. Елисеев Б.П. Воздушные перевозки. М.: Дашков и К, 2011.

9. Елисеев Б.П., Бордунов В.Д. Юридические нюансы внедрения электронного билета // Авиатранспортное обозрение. 2006. N 69.

10. Елисеев Б.П., Свиркин В.А. Воздушный кодекс Российской Федерации как методологическая основа формирования нормативной правовой базы деятельности воздушного транспорта и стратегии подготовки авиационного персонала // Транспортное право. 2008. N 3.

11. Елисеев Б.П., Свиркин В.А. Правовое обеспечение оценки безопасной деятельности авиационных компаний в условиях рынка // Транспортное право. 2008. N 4.

12. Елисеев Б.П., Свиркин В.А. Некоторые проблемы организационно-правового обеспечения транспортной безопасности на современном этапе // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. N 170.

13. Зубков Б.В., Сакач Р.В., Костиков В.А. Безопасность полетов и авиационная безопасность. Обеспечение и поддержание ДГ ВС: Учеб. пособие. М.: МГТУ ГА, 2007. Ч. II.

14. Кирпичев И.Г., Шапкин В.С. Вопросы государственного контроля и регулирования процессов сервисного сопровождения эксплуатации авиационной техники в задачах поддержания летной годности. М.: ГосНИИ ГА, 2005.

15. Максимова А.Г., Юрьев С.С. Функционирование Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в аспекте приватизации: правовые проблемы // Научный вестник МГТУ ГА. 2009. N 144.

16. Малеев Ю.Н. Международное воздушное право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

17. Международное право / Под ред. К.А. Бякишева. М., 2005.

18. Мнишко В.В. Проблемы развития наземной инфраструктуры в гражданской авиации // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. N 170.

19. Перетерский И.С. Очерки воздушного права // Вестник Воздушного флота. 1918. N 1, 2.

20. Перетерский И.С. Воздушное право. М., 1923.

21. Петрова Т.В. История международного воздушного права. Становление (период до 1939 г.) // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. N 170.

22. Право Европейского союза: Учебник для вузов / Под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юристъ, 2003.

23. Рау А.Э. К вопросу об установлении юридически значимых оснований классификации летательных аппаратов в качестве гражданских воздушных судов // Научный вестник МГТУ ГА. 2009. N 144.

24. Рухлинский В.М. Система новых авиационных правил государственного регулирования эксплуатации воздушных судов в соответствии со стандартами ИКАО и мировой практикой // Транспортное право. 2008. N 3.

25. Свиркин В.А. Теоретические вопросы воздушного права и характеристика звеньев транспортной системы. М.: МИИГА, 1988.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья В.А. Свиркина "Правовые основы управления безопасностью полетов" включена в информационный банк согласно публикации - "Транспортное право", 2009, N 1.

26. Свиркин В.А. Правовые основы управления безопасностью полетов // Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества: Доклад на междунар. научн.-техн. конференции, 22 - 23 апреля 2008.

27. Свиркин В.А. Воздушное право. Международное воздушное право (аспект безопасности): Учеб. пособие. М.: МГТУ ГА, 2008. Ч. I.

28. Свиркин В.А., Соловьева Т.Л. Воздушное право. Воздушное право России (аспект безопасности): Учеб. пособие. М.: МГТУ ГА, 2008. Ч. II.

29. Свиркин В.А. Нормативная правовая регламентация обеспечения объективности расследования авиационных происшествий и инцидентов // Транспортное право. 2008. N 3.

30. Свиркин В.А. Некоторые аспекты правового обеспечения процесса расследования авиационных происшествий и инцидентов // Научный вестник МГТУ ГА. 2009. N 144.

31. Котов А.И. и др. Советское воздушное право / Под общ. ред. Н.Н. Остроумова. М.: Воздушный транспорт, 1990.

32. Соловьева Т.Л. Оценка динамики развития международного права и национального права России, регламентирующих деятельность по обеспечению безопасности на воздушном транспорте // Транспортное право. 2008. N 3.

33. Соловьева Т.Л. Влияние международных организаций гражданской авиации на формирование нормативной правовой базы обеспечения безопасности воздушного транспорта // Транспортное право. 2008. N 4.

34. Соловьева Т.Л. К вопросу государственного регулирования на воздушном транспорте // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. N 170.

35. Спирин И.В. Транспортное право. М.: Транспорт, 2001.

36. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003.

37. Тихонов В.М., Балашов Б.С. Система мирового воздушного транспорта и российская гражданская авиация. М., 1992.

38. Трофимова О.А. Правовые проблемы государственного регулирования воздушного транспорта // Транспортное право. 2008. N 3.

39. Хороших В.А. Воздушное право: Курс лекций. Рыльск: РАТК, 1999.

40. Юркин Ю.А. Обеспечение полетов: Учеб. пособие. М.: МГТУ ГА, 2004.

41. Юрьев С.С., Евкин В.И., Мнишко В.В. О некоторых вопросах законодательного регулирования аэронавигационного обслуживания // Научный вестник МГТУ ГА. 2009. N 144.

42. Юрьев С.С. Управление Единой системой организации воздушного движения Российской Федерации в аспекте концепции государственных услуг // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. N 170.