logo
учебник елисеев

6.1. Правовой статус экипажа гвс

Правовое положение экипажа гражданского воздушного судна определяется совокупностью норм воздушного права, регламентирующих деятельность экипажа в процессе эксплуатации воздушного судна.

Основными объектами правового регулирования являются права, обязанности, ответственность членов экипажа, требования к экипажу, его состав, классификация.

Согласно приложению 1 к Чикагской конвенции член летного экипажа определяется как лицо, на которое возложены "существенные обязанности по управлению воздушным судном в течение летного времени". Такое определение является не исчерпывающим, а служит скорее ориентиром для национальных законодательств стран - членов ИКАО.

В ныне действующем Воздушном кодексе РФ отсутствует прямое определение экипажа, но исходя из требований, которые предъявляются к членам экипажа ГВС, можно определить, что к экипажу ГВС относится группа лиц (или лицо) - члены летного и кабинного экипажа, которым в установленном порядке поручено выполнение определенных обязанностей по летной эксплуатации ГВС, по эксплуатации специального оборудования, обслуживанию находящихся на борту ГВС пассажиров при выполнении задания на конкретный полет.

Экипаж воздушного судна, таким образом, состоит из летного экипажа (командир и другие лица летного состава) и кабинного экипажа (бортпроводники и бортоператоры).

Такое же деление предусмотрено действующими правилами международной организации ИКАО.

К летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием.

Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам гражданской авиации)" (утв. Приказом Минтранса РФ от 12.09.2008 N 147) устанавливают круг лиц, относящихся к членам летного состава, которые должны иметь соответствующие свидетельства. К ним относятся: частный пилот, коммерческий пилот, пилот многочленного экипажа, линейный пилот, пилот планера, пилот свободного аэростата, пилот сверхлегкого воздушного судна, штурман, бортрадист, бортинженер (бортмеханик).

Члены кабинного экипажа, в отличие от летного состава, не выполняют задач, связанных с непосредственным управлением ГВС (пилотированием), хотя и обеспечивают надлежащую эксплуатацию и безопасность полетов. Бортпроводники и бортоператоры также должны иметь свидетельство установленного образца.

Минимальный состав экипажа определяется Руководством по летной эксплуатации гражданского воздушного судна. Полеты воздушных судов при неполном составе не допускаются.

Летная эксплуатация воздушных судов требует от членов экипажа определенных знаний, умений, практических навыков, подтвержденных соответствующими документами. Воздушный кодекс Российской федерации и принятые на его основе нормативные правовые акты определяют конкретные требования к экипажам гражданских воздушных судов России.

Многие государства - члены ИКАО установили, что членами экипажа могут быть только граждане страны, в Реестр которой занесено воздушное судно. Воздушный кодекс РФ подтверждает такой порядок в отношении экипажей ГВС Российской Федерации. Исключения из этого правила устанавливаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством (на уровне закона).

В качестве общих требований к лицам, находящимся в составе экипажа, относятся специальная подготовка и знание авиационной техники в объеме предъявляемых к ним требований.

Кроме того, согласно ФАП "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам гражданской авиации)" к членам экипажа предъявляется ряд специальных требований.

Так, обладатель свидетельства коммерческого пилота должен продемонстрировать знания в следующих областях:

- законы и правила, касающиеся выполнения функций обладателя свидетельства коммерческого пилота;

- основы полета;

- общие знания конструкции воздушных судов применительно к соответствующему виду воздушных судов;

- принципы эксплуатации и работы силовых установок, системы приборного оборудования, эксплуатационных ограничений;

- эксплуатационных данных из Руководства по летной эксплуатации;

- авиационной метеорологии;

- аэронавигации и т.д.

Обладатель свидетельства должен продемонстрировать способность выполнять в качестве командира воздушного судна соответствующие схемы-маневры, должен уметь управлять воздушным судном в пределах ограничений его летно-технических характеристик, принимать правильные решения в процессе выполнения полетов и т.д.

В свою очередь, член кабинного экипажа - обладатель свидетельства бортпроводника должен пройти подготовку по утвержденной программе и обладать знаниями в следующих областях:

- правил и положений, касающихся обладателя свидетельства бортпроводника;

- практики и правил обслуживания пассажиров воздушных судов;

- влияния нагрузки и распределения массы на летно-технические характеристики воздушного судна;

- оборудования воздушных судов;

- аварийных ситуаций и выживаемости;

- организации воздушных перевозок;

- авиационной медицины и оказания первой помощи.

Кроме того, бортпроводник должен пройти необходимую подготовку на тренажере и стажировку в рейсовых условиях в объеме не менее 30 часов, иметь опыт работы в нормальных условиях, в особых случаях и альтернативных (резервных) процедурах, аварийной обстановке. Бортпроводник должен уметь распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибки, использовать бортовые системы с учетом их характеристик и ограничений воздушного судна, принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять наблюдение в полете и осуществлять взаимодействие с другими членами экипажа.

С целью единообразной реализации требований к членам экипажей уполномоченным органам в области гражданской авиации разработан ряд нормативных документов, предусматривающих процедуры медицинского освидетельствования, присвоения класса, выдачи свидетельств, порядка переучивания на другие типы воздушных судов и т.д.

К таким актам можно прежде всего отнести ФАП, утвержденные Приказом Минтранса N 147, "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", ФАП "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утв. Приказом Минтранса РФ от 31.07.2009 N 128, ФАП "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утв. Приказом Минтранса РФ от 22.04.2002 N 50.

Так, кроме указанных выше требований к пилоту коммерческой авиации обладатель соответствующего свидетельства должен иметь определенный минимальный налет на воздушном судне, на тренажере, должен пройти соответствующую летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой должен получить опыт эксплуатации воздушного судна, управления воздушным судном, предусмотренных Программами подготовки, и т.д.

Лица, входящие в состав экипажа, должны быть не моложе того минимального возраста, который установлен действующими нормативными правовыми актами.

Так, обладатель свидетельства частного пилота, коммерческого пилота, пилота многочленного экипажа должен быть старше 18 лет, обладатель свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна - старше 16 лет, свидетельства бортпроводника и бортоператора - старше 18 лет, а обладатель свидетельства линейного пилота - старше 21 года.

Пригодность членов экипажа к летной работе по состоянию здоровья определяется врачебно-летными экспертными комиссиями (ВЛЭК) гражданской авиации на основе требований соответствующих Федеральных авиационных правил.

Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат:

- кандидаты, поступающие в учебные заведения гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников, специалистов по организации воздушного движения;

- члены летного экипажа: пилоты коммерческой авиации, линейные пилоты авиакомпаний, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели;

- члены кабинного экипажа: бортоператоры и бортпроводники;

- пилоты авиации общего назначения;

- диспетчеры УВД.

Срок действия медицинского заключения пилотов коммерческой авиации и линейного пилота не превышает 12 месяцев.

Особые требования предъявляются к пилотам старше 40 лет.

При медицинском освидетельствовании летного состава заполняется медицинская книжка установленного образца.

С определенной периодичностью организовано медицинское наблюдение за летным составом, бортпроводниками и бортоператорами в межкомиссионный период. Так, медицинский осмотр для пилотов проводится каждые три месяца, у бортпроводников и бортоператоров - каждые 6 месяцев.

В зависимости от специальности, уровня подготовки и опыта работы лицам летного состава присваиваются определенные классы и выдается соответствующее свидетельство сроком на 1 год. В последующем при продлении действия свидетельства требуется совершение ряда действий, подтвержденных определенным образом:

- прохождение ВЛЭК (ЦВЛЭК) - справка о прохождении;

- сдача экзаменов (зачетов) в ТКК (ВКК) - справка (выписка из ведомости);

- проверка техники пилотирования, практического самолетовождения - акт о проверке (запись в летной книжке);

- тренировка на тренажерах - задание на тренировку.

Для определения квалификации и присвоения классов создаются и действуют постоянно: Высшая квалификационная комиссия (ВКК) и территориальные квалификационные комиссии (ТКК).

Полномочным органом в области гражданской авиации устанавливаются: формы и порядок выдачи свидетельств, удостоверения о признании свидетельства, выданного другим государством, формы документации, перечень и порядок внесения в свидетельство квалификационных и особых отметок.

Кроме того, этот же орган формирует требования к кандидатам на получение свидетельств, порядок признания действительности свидетельств, выданных другими государствами.

Полномочный орган назначает ВКК, которая является полномочным органом по выдаче свидетельств, устанавливает структуру ВКК и т.д.

К основным задачам ВКК можно отнести:

- реализацию государственной политики в области подготовки авиационного персонала и выдачи свидетельств;

- организацию и проведение аттестации авиационного персонала в целях выдачи свидетельств и квалификационных отметок;

- продление срока выдачи свидетельств.

На основе ФАП "Требования к членам экипажей воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (Приказ Минтранса РФ от 12.09.2008 N 147) в выдаваемых свидетельствах должны быть обязательно следующие позиции:

- название государства - Российская Федерация;

- название вида свидетельства;

- серийный номер свидетельства;

- Ф.И.О. владельца свидетельства;

- дата рождения;

- гражданство владельца;

- подпись владельца;

- наименование уполномоченного органа, выдавшего свидетельство;

- подпись должностного лица, выдавшего свидетельство;

- дата выдачи;

- печать или штамп уполномоченного органа, выдавшего свидетельство;

- квалификационные отметки, предусмотренные ФАПом;

- примечание.

В целях дальнейшего совершенствования системы правил выдачи свидетельств с учетом Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО, а также обновления учета действующих летных специалистов и уровней их профессиональной подготовки Федеральной авиационной службой Российской Федерации 29 июля 1996 г. N 25 была введена в действие Инструкция по обмену свидетельств летных специалистов и обслуживающего персонала гражданской авиации.

Обладатель свидетельства пользуется всеми правами, предоставляемыми данным свидетельством, в том случае, если он сохраняет свою квалификацию в течение определенного периода. Свидетельство теряет силу в случае отсутствия (утраты) отдельных листов свидетельства, наличия подчисток, незаверенных исправлений в нем, отсутствия или повреждения фотографии владельца, прекращения срока действия свидетельства или квалификационной отметки, прекращения срока действия медицинского заключения.

Впервые в Российской Федерации действующими Правилами (ФАП N 147) в качестве лица авиационного персонала, имеющего свидетельство, отнесен сотрудник по обеспечению полетов (полетный диспетчер). Обладатель такого свидетельства должен быть старше 21 года, пройти подготовку по утвержденной программе и обладать знаниями в конкретных областях: нормативной правовой базе деятельности; эксплуатационных ограничений воздушных судов и силовых установок; минимального оборудования воздушного судна; расчета массы и центровок; оперативного планирования полета; пользования аэронавигационной документацией; эксплуатационных процедур перевозки обычных и опасных грузов и т.д. Действующими правилами к полетному диспетчеру предъявляются требования, касающиеся опыта работы, квалификации и т.д.

Полетный диспетчер должен уметь:

- производить точные расчеты и проводить анализ погоды по ежедневным синоптическим картам и сводкам погоды;

- проводить инструктаж об условиях погоды в конкретных районах;

- готовить планы полетов;

- проводить оперативный контроль и оказывать помощь экипажу.

Выполнение летной работы лицом, не имеющим свидетельства (либо имеющим свидетельство, утратившее силу), запрещается.

Каждому члену экипажа разрешается выполнять только те функции, которые указаны в его свидетельстве.

Во всех национальных законодательствах стран, эксплуатирующих воздушный транспорт, центральное место в составе экипажа (на борту воздушного судна) отведено командиру экипажа (капитану-пилоту, пилоту-командиру и т.д.). Такое единодушие неслучайно. Это связано прежде всего с необходимостью наделения пилота - старшего на борту воздушного судна в интересах обеспечения безопасности полетов конкретными правами и обязанностями при управлении воздушным судном.

Не является исключением и воздушное законодательство России. Так, статья 57 ВК РФ определяет, что командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота, а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.

В число основных функций командира воздушного судна законодатель относит руководство всей деятельностью экипажа; обеспечение строгой дисциплины и порядка на борту воздушного судна; соблюдение правил полетов и эксплуатации; принятие необходимых мер к обеспечению безопасности людей, находящихся на борту ВС; сохранности воздушного судна и имущества.

Признавая за командиром воздушного судна (КВС) право "в целях обеспечения безопасности полета ВС отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения; право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полетов воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна...", Воздушный кодекс РФ тем самым устанавливает принцип единоначалия на борту воздушного судна.

Подобный принцип закреплен в правовых нормах большинства стран мира.

Широкие права предоставлены КВС в случае явной угрозы безопасности полета или в целях спасания жизни людей, находящихся на борту воздушного судна. Реализация этих прав в указанных условиях предусматривает возможность отступления от плана полетов, команд органов управления воздушным движением с немедленным докладом в орган, управляющий полетом.

Действия экипажа, и в первую очередь командира воздушного судна, в случае бедствия и при оказании помощи судам и лицам, находящимся в опасности, определены статьями 59 и 60 ВК РФ. Более детальный регламент установлен другими ведомственными и межведомственными актами по этому роду деятельности.

Обязанности и права командира воздушного судна и других членов экипажа весьма многообразны, многоплановы; реализация их зависит от различных обстоятельств. С разной степенью детализации они изложены в ряде нормативных актов воздушного права.

Взяв за основу их содержательную сторону, можно провести разделение функций экипажа на две группы.

Первая группа носит общий характер и проявляется в течение всего периода работы того или иного члена экипажа. Этот период ограничен временем действия трудового договора и определяется в основном квалификацией специалиста.

Вторая группа носит сугубо специфичный характер и проявляется при выполнении конкретного полета. Правовой статус каждого члена экипажа в этом случае определяется действующими нормами права, регламентирующими их работу как специалиста, и обязанностью подчиняться и выполнять все требования командира воздушного судна.

В зависимости от принадлежности к одной из рассмотренных выше групп устанавливаются различные виды правоотношений между членами экипажа и, соответственно, происходит реализация различных прав и обязанностей.

Несмотря на общий принцип единоначалия, действующий на борту воздушного судна, воздушным законодательством предусмотрены случаи, когда один из членов экипажа не только должен, но и обязан вмешаться в действия командира воздушного судна.

Основной целью такого вмешательства является устранение явной угрозы безопасности выполняемого полета.

В воздушном праве России не существует специального акта, в котором были бы унифицированы вопросы ответственности командира воздушного судна и других членов экипажа. Каждый из видов ответственности: дисциплинарная, административная, уголовная, материальная, гражданско-правовая - предусмотрен соответствующими правовыми нормами различных отраслей права.