8.5. Медицинское обеспечение полетов
Медицинское обеспечение полетов, сформированное еще во времена СССР, было и есть достаточно эффективно и полностью себя оправдало.
Организацию медицинского обеспечения можно разделить на две составные части.
Первая часть предусматривает систему мероприятий медицинского плана, направленных на сохранение и укрепление здоровья авиационного персонала, повышение его работоспособности и профилактику авиационных происшествий и инцидентов, обусловленных состоянием здоровья членов экипажа или диспетчеров УВД. Достижению этих целей способствует в том числе медицинское освидетельствование во врачебно-летных экспертных комиссиях, постоянное наблюдение в межкомиссионный период за состоянием здоровья авиационных специалистов, периодический медицинский осмотр авиационных специалистов, организация и оказание медицинской помощи и т.д.
Вторая составляющая часть касается обеспечения безопасности конкретного выполняемого полета. Требования по медицинскому обеспечению полетов в этой части изложены в Федеральных авиационных правилах "Подготовка и выполнение полетов...".
В соответствии с Федеральными авиационными правилами члены экипажей и персонал органов ОВД должны проходить предполетный и предсменный медицинский контроль в обязательном порядке.
При выполнении авиационных работ и полетов с аэродромов, где медицинский работник, допущенный к проведению медицинского осмотра, отсутствует, а также при полетах с посадочных площадок решение о допуске членов экипажей воздушного судна к полетам по медицинским показателям принимает командир воздушного судна.
К медицинским учреждениям гражданской авиации, непосредственно осуществляющим медицинское обеспечение полетов, согласно номенклатуре медицинских учреждений Минздравсоцразвития относятся: авиационно-медицинские центры, медико-санитарные части или поликлиники авиационных предприятий, здравпункты аэровокзалов для предполетного (предсменного) медицинского осмотра и оказания необходимой медицинской помощи и др.
Признавая особую значимость медицинского обеспечения в общей системе обеспечения безопасности полетов, уполномоченный орган в области авиации излагает, с одной стороны, медицинские требования к авиационному персоналу (ФАП "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", Приказ Минтранса от 22.04.2002 N 50), а с другой стороны - требования к организациям, осуществляющим медицинское освидетельствование (ФАП "Сертификация врачебно-летных экспертных комиссий гражданской авиации", Приказ ФСВТ от 24.11.1999 N 115).
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите основные виды обеспечения полетов. Охарактеризуйте источник воздушного права, определяющий виды обеспечения.
2. Какие цели преследуются при сертификации организаций, осуществляющих тот или иной вид обеспечения полетов?
3. Охарактеризуйте источники воздушного законодательства, регламентирующие тот или иной вид обеспечения полетов (на примере двух-трех направлений).
4. Перечислите виды работ, которые должны выполняться при авиатопливном обеспечении полетов.
5. Дайте характеристику кругу обязанностей главного оператора аэропорта и технологию его взаимодействия с органами ОВД.
6. Дайте перечень направлений деятельности при поисково-спасательном обеспечении полетов.
7. Какова роль органов государственной власти и управления в организации поискового, аварийно-спасательного обеспечения полетов?
8. Правовое сопровождение радиотехнического и электросветотехнического обеспечения полетов.
9. Перечислите и дайте краткую характеристику основным источникам права, регламентирующим медицинское обеспечение полетов.
Литература
1. Приложение 10 к Чикагской конвенции.
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ в действующей редакции.
3. Поисковые и аварийно-спасательные работы в Российской Федерации // Федеральные авиационные правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2008 N 530.
4. Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации // Федеральные авиационные правила, утв. Приказом Министра транспорта РФ от 31.07.2009 N 128.
5. Сертификационные требования к организации авиатопливного обеспечения воздушных перевозок // Федеральные авиационные правила, утв. Приказом ФСВТ от 18.04.2000 N 89.
6. Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов // Федеральные авиационные правила, утв. Приказом ФСВТ от 06.05.2000 N 121.
7. Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь // Федеральные авиационные правила, утв. Приказом ФАНС от 26.11.2007 N 115.
8. Юркин Ю.А. Обеспечение полетов: Учеб. пособие. М.: МГТУ ГА, 2004.
9. Мнишко В.В. Проблемы развития наземной инфраструктуры в гражданской авиации // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. N 170.
- Воздушное право
- Б.П. Елисеев, в.А. Свиркин
- Часть I. Воздушное право россии
- Раздел I. Общетеоретические вопросы воздушного права
- 1.1. Предмет и система воздушного права
- 1.2. Источники воздушного права
- 1.3. Нормы воздушного права и их реализация
- 1.3.1. Нормы воздушного права, структура норм
- 1.3.2. Реализация норм воздушного права
- 1.4. Правонарушения на воздушном транспорте
- Раздел II. Правовые основы государственного регулирования деятельности гражданской авиации
- 2.1. Основные этапы развития системы
- 2.2. Система органов государственного управления
- 2.3. Место и роль административных регламентов
- Раздел III. Организационно-правовые средства обеспечения безопасной деятельности авиации
- 3.1. Правовое обеспечение сертификационной
- 3.2. Инспекция и контроль
- 3.3. Расследование авиационных происшествий и инцидентов
- Раздел IV. Правовой режим использования воздушного пространства
- Раздел V. Правовое регулирование аэронавигационного обслуживания
- Раздел VI. Экипаж гражданского воздушного судна
- 6.1. Правовой статус экипажа гвс
- 6.2. Организационно-правовое обеспечение
- Раздел VII. Правовой статус гражданского воздушного судна
- 7.1. Понятие гражданского воздушного судна,
- 7.2. Организационно-правовое обеспечение поддержания
- Раздел VIII. Особенности правового регулирования обеспечения полетов
- 8.1. Авиатопливное обеспечение полетов
- 8.2. Аэродромное обеспечение полетов
- 8.3. Поисковое, аварийно-спасательное обеспечение полетов
- 8.4. Радиотехническое и электросветотехническое
- 8.5. Медицинское обеспечение полетов
- Раздел IX. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
- Раздел X. Правовое регулирование воздушных перевозок и деятельности авиапредприятий
- 10.1. Правовое регулирование внутренних
- 10.2. Договор воздушной перевозки
- 10.3. Расторжение договора воздушной перевозки
- Часть II. Обеспечение взаимодействия международного
- 1.2. Международное право обеспечения безопасности
- 1.3. Обеспечение безопасности на воздушном транспорте
- Раздел II. Деятельность международных авиационных организаций по обеспечению безопасности на воздушном транспорте
- 2.1. Роль межправительственных и неправительственных
- 2.2. Международная организация гражданской авиации - икао
- 2.2.1. Правовые основы, принципы деятельности,
- 2.2.2. Стандарты. Рекомендуемая практика. Процедуры икао.
- 2.3. Международные авиационные организации Европы
- Раздел III. Организационно-правовые основы управления безопасностью полетов
- 3.1. Современная концепция безопасности полетов
- 3.2. Современные подходы и методы оценки
- 3.3. Краткая характеристика приложений
- Приложение
- Глава II. Перевозочные документы
- Раздел I. Проездной билет
- Раздел II. Багажная квитанция
- Глава III. Ответственность перевозчика
- Глава V. Общие и заключительные постановления
- Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования
- Глава I. Сфера применения и общие положения
- Глава II. Образование международной гарантии
- Глава III. Способы защиты прав при неисполнении
- Глава IV. Международная система регистрации
- Глава V. Прочие вопросы, относящиеся к регистрации
- Глава VI. Привилегии и иммунитеты контролирующего органа
- Глава VII. Ответственность регистратора
- Глава VIII. Последствия международной гарантии
- Глава IX. Цессия связанных с объектом
- Глава X. Права или гарантии, являющиеся предметом
- Глава XI. Применение конвенции к продажам
- Глава XII. Юрисдикция
- Глава XIII. Связь с другими конвенциями
- Глава XIV. Заключительные положения
- Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Документация и обязанности сторон,
- Глава III. Ответственность перевозчика и степень