logo
учебник елисеев

1.1. Предмет и система воздушного права

В системе российского права занимает значительное место группа норм, предназначенных для урегулирования отношений, возникающих при использовании воздушного пространства в целях авиации и эксплуатации воздушного транспорта. Одни нормы регулируют доступ воздушных судов в суверенное воздушное пространство и производства ими полетов для перевозок пассажиров и грузов по установленным воздушным маршрутам. Другие нормы регулируют деятельность авиапредприятий-авиакомпаний и аэропортов, других связанных с их деятельностью предприятий. Важную часть воздушного права составляют нормы, регулирующие деятельность государственных органов в области авиации и определяющие их функцию и компетенцию государственных органов. Исторически становление и развитие таких норм было связано с появлением авиации. Главным вопросом начала формирования воздушного права было закрепление публичных, властных полномочий государства в отношении воздушного пространства, расположенного над государственной территорией. Юридически это было осуществлено с помощью международного права в 1919 году в Парижской конвенции о международной навигации. В ст. 1 признавалось, что полнота и исключительность власти государства основываются на принципе суверенитета. Эта международно-правовая аксиома положила начала широкому ее подтверждению в национальных законах, что привело к образованию в различных государствах воздушного права, специально предназначенного регулировать отношения, связанные с использованием суверенного воздушного пространства в интересах авиации. Эти отношения являются предметом воздушного права России.

Современное российское право весьма сложно по своему содержанию, и оно подчиняет своему правовому воздействию широкий круг вопросов: функции и полномочия органов государственной власти в области авиации, порядок и условия допуска к использованию воздушного пространства авиационной техники, обеспечение безопасности полетов, деятельность аэродромов и аэропортов, коммерческих авиапредприятий, классификацию воздушных судов, их летную годность и т.д. В общем и целом о содержании круга вопросов, решаемых воздушным правом, позволяет судить Воздушный кодекс 1997 г. В целях дополнения и конкретизации ВК законодателем принято свыше 8 тысяч нормативных и правовых документов, которые и образуют систему действующего российского воздушного права. Специфика системы состоит в том, что она регулирует публично-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые, арбитражные, налоговые, корпоративные и иные отношения. Их возникновение и развитие прямо связаны с использованием российского воздушного пространства авиацией. Однако методы регулирования указанных отношений заимствуются у других отраслей российского права: государственного, административного, уголовного, гражданского, налогового и иного права. По этим причинам система российского воздушного права многофункциональна, многолика и неоднородна, что ей отнюдь не препятствует и не мешает решению главной задачи - установлению публичного порядка использования воздушного пространства в стратегических и народно-хозяйственных целях, в интересах общества и государства.

Формирование воздушного законодательства и науки воздушного права тесным образом связано с историей развития нашей гражданской авиации. Каждому этапу - от создания первого руководящего органа - Бюро комиссаров авиации воздухоплавания (10 ноября 1917 г.) - до наших дней - присущи свои методы правового регулирования деятельности гражданской авиации, обусловленные конкретной исторической обстановкой.

Уже в декабре 1922 года после образования в составе Главвоздухофлота Инспекции гражданского воздушного флота последним приказом Реввоенсовета было предписано, что кроме регистрации гражданских воздушных судов необходимо разрабатывать декреты, инструкции и правила, касающиеся гражданской авиации, т.е. фактически разрабатывать вопросы воздушного права.

Происходит становление и развитие науки советского воздушного права. В 1922 году выходит в свет первый отечественный учебник по воздушному праву профессора И.С. Перетерского.

Для утверждения и развития качественно новых взаимоотношений, возникающих в процессе деятельности гражданской авиации, государство принимало на различных этапах особые правовые акты. Эти акты претерпевали определенные изменения как по содержанию, так и по форме, но их сущность и стратегия оставались неизменными. Вся система воздушного права, выступая в качестве регулятора отношений, возникающих при эксплуатации гражданских воздушных судов, использовалась как форма государственного руководства деятельностью гражданской авиации, и прежде всего в целях обеспечения безопасности и регулярности полетов.

Сравнительно долгое время правовое регулирование гражданской авиации касалось лишь отдельных областей ее деятельности.

На современном этапе воздушное право призвано обеспечить четкое функционирование всех звеньев авиационно-транспортной системы в интересах коммерческой составляющей деятельности при безусловном соблюдении безопасности на воздушном транспорте. Это достигается путем воздействия на определенные, наиболее значимые области общественных отношений.

Особенность современного воздушного права России определена спецификой работы гражданской авиации. Отношения, возникающие при эксплуатации воздушного транспорта, столь многообразны, область применения авиации столь широка, что охватить все виды возможных правоотношений только с помощью норм воздушного права не представляется возможным. Поэтому воздушное право России тесным образом взаимодействует с другими отраслями единой системы права.

Только в процесс правового регулирования воздушных перевозок вовлечены и применяются нормы гражданского, административного, трудового, уголовного и других отраслей права России.

Имея общие точки соприкосновения с другими отраслями права, воздушное право тем не менее существенно отличается от них по предмету регулирования и субъектам правоотношений.

В практике государственного руководства гражданской авиацией сложилась определенная система специального законодательства, объединяющая нормативные акты различной юридической силы, регулирующие деятельность гражданской авиации и связанные с этой деятельностью правоотношения.

Учитывая определенный риск, сопутствующий летной эксплуатации воздушного транспорта, наиболее жесткой регламентации подвергается производство полетов и все виды их обеспечения, так как именно при подготовке, обеспечении и выполнении полетов проявляется в концентрированном виде сущность и специфика работы гражданской авиации.