logo
учебник елисеев

8.4. Радиотехническое и электросветотехническое

обеспечение полетов

Порядок организации радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и электросвязь определены Приказом ФАНС от 26.11.2007 N 115, который ввел в действие Федеральные авиационные правила "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь".

Деятельность по радиотехническому обеспечению осуществляется в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства Российской Федерации, органов ОВД и обеспечения безопасности воздушного движения.

К пользователям этих Правил можно отнести аэронавигационные службы, юридических лиц, которые осуществляют и обеспечивают аэронавигационное обслуживание в области радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов, авиационной электросвязи. Кроме того, к пользователям можно отнести юридические и физические лица, которые принимают участие во вводе и эксплуатации объектов и средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и авиационной электросвязи.

Радиотехническое обеспечение и авиационная электросвязь предназначены для предоставления радиолокационной, радионавигационной информации пользователям воздушного пространства и организациям ОВД.

В Федеральных авиационных правилах на уровне технологии освещаются вопросы организации радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи и организации технической эксплуатации конкретных объектов и средств.

Требования по светотехническому обеспечению изложены в Федеральных авиационных правилах "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 23.06.2003 N 149.

Нормы ФАП распространяются на все юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности, которые осуществляют электросветотехническое обеспечение полетов.

Электросветотехническое обеспечение полетов включает:

- централизованное электроснабжение объектов аэропорта;

- электроснабжение объектов аэропорта по электрическим сетям 0,4 кВ;

- техническую эксплуатацию электроустановок, кабельных, воздушных линий электропередач;

- техническую эксплуатацию системы светосигнального оборудования;

- проведение испытаний и измерений при помощи электротехнической лаборатории.

Согласно действующим Правилам (Приказ Минтранса от 13.08.2007 N 121) осуществление аэропортовой деятельности по электросветотехническому обеспечению полетов возможно только при наличии сертификата соответствия, полученного в установленном порядке.

Основные требования при электросветотехническом обеспечении полетов в контексте обеспечения эксплуатационной безопасности гражданских воздушных судов изложены в ФАП "Подготовка и выполнение полетов...".

Этими Правилами установлены время и порядок включения и выключения систем светосигнального оборудования, определена необходимость ежедневного технического обслуживания, запрещено использование электросветотехнических средств, на которых не выполнены или не завершены работы по техническому обслуживанию.

Так, например, система светосигнального оборудования должна быть включена при ночных полетах - за 15 минут до восхода солнца или расчетного времени прибытия воздушных судов, в дневных условиях - при видимости 2000 метров и менее.

Система светосигнального оборудования выключается с восходом солнца и в дневное время при видимости более 2 км, а также при отсутствии полетов или длительных перерывах более 15 минут.