Раздел V. Правовое регулирование аэронавигационного обслуживания
Аэронавигационное обслуживание предполагает своевременное предоставление данных - сведений об аэродромах, аэроузлах, элементах структуры воздушного пространства и средствах радиотехнического обеспечения, необходимых для организации и выполнения полетов.
К основным документам аэронавигационной информации можно отнести:
- перечни воздушных трасс Российской Федерации;
- перечни местных воздушных линий и аэродромов;
- сборники и регламенты аэронавигационной информации и приложения к сборникам, включающие минимумы аэродромов для взлета и посадки;
- сборники аэронавигационной информации по международным воздушным трассам;
- НОТАМы России и иностранных государств;
- радионавигационные карты;
- извещения Службы аэронавигационной информации (САИ), экстренную информацию в листках предупреждения и др.
На основании Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ были внесены изменения в статью 69 Воздушного кодекса РФ, которые дают возможность на уровне Федеральных авиационных правил устанавливать правила и условия обеспечения полетов воздушных судов.
Так, ФАП "Подготовка и выполнение полетов в ГА" к аэронавигационным данным, кроме указанных выше, относит метеоинформацию.
Предоставление метеорологической информации летным экипажам воздушных судов может происходить по каналу автоматических систем вещания метеорологической информации, а в случае отсутствия таких систем информация по запросу летного экипажа передается органом ОВД.
В процессе выполнения полета экипаж по запросу органа ОВД должен сообщать сведения о фактической погоде, а также о наблюдаемых опасных метеорологических явлениях, которые используются при подготовке оперативных прогнозов погоды.
Понятие аэронавигационного обслуживания включает в себя также диспетчерское обслуживание ВС (непосредственное УВД), которое реализуется на разных этапах выполнения полетов.
К диспетчерскому обслуживанию воздушных судов можно отнести:
- районное диспетчерское обслуживание;
- диспетчерское обслуживание подхода;
- аэродромное диспетчерское обслуживание.
Концепция диспетчерского обслуживания ВС состоит в том, что в процессе всего выполнения полетов происходит непрерывное предоставление экипажам любой аэронавигационной информации, касающейся выполняемого полета.
В разделе "Обслуживание воздушного движения" ФАП (глава 9) подробно изложены правила диспетчерского обслуживания на разных этапах и при различных условиях полетов.
Так, при полетах ППП (правила полетов по приборам) органами ОВД обеспечивается:
- назначение эшелона полета и установление интервалов эшелонирования;
- контроль за выдерживанием летными экипажами маршрутов полета, схем выхода из района аэродрома, снижения и захода на посадку и т.д.;
- предоставление информации о воздушной обстановке, оперативной метеорологической и орнитологической информации и других сведений, необходимых для выполнения полета;
- информирование летных экипажей ВС об отклонениях от заданной траектории полета;
- содействие при организации поиска и спасания.
При выполнении полетов по правилам визуальных полетов (ПВП) органами управления воздушным движением обеспечивается:
- соблюдение временных интервалов при взлете воздушных судов;
- предоставление эшелона воздушному судну при переходе на полет по ППП;
- предоставление летным экипажам ВС информации о воздушной обстановке, оперативной метеорологической и орнитологической информации, иных сведений, необходимых для выполнения полета по ПВП.
В случае принятия командиром воздушного судна решения о следовании на запасной аэродром диспетчер органа УВД обеспечивает максимально благоприятные маршрут и профиль полета и создает необходимые условия для безопасного полета воздушного судна.
Контрольные вопросы и задания
1. Понятие аэронавигационного обслуживания, краткая характеристика
2. Какие источники международного и национального законодательства регламентируют вопросы аэронавигационного обеспечения полетов (аэронавигационного обслуживания)?
3. Перечислите основные документы аэронавигационной информации, предоставляемые пользователям воздушного пространства.
4. Что представляет собой концепция диспетчерского обслуживания гражданских воздушных судов на разных этапах выполнения полетов?
5. Можно ли отнести предоставление метеоинформации экипажам к аэронавигационным данным?
Литература
1. Приложение 15 к Чикагской конвенции 1944 г.
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ в действующей редакции.
3. Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации // Федеральные авиационные правила, утв. Приказом Министра транспорта РФ от 31.07.2009 N 128.
4. Использование воздушного пространства Российской Федерации // Федеральные правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138.
5. Юрьев С.С., Евкин В.И., Мнишко В.В. О некоторых вопросах законодательного регулирования аэронавигационного обслуживания // Научный вестник МГТУ ГА. 2009. N 144.
- Воздушное право
- Б.П. Елисеев, в.А. Свиркин
- Часть I. Воздушное право россии
- Раздел I. Общетеоретические вопросы воздушного права
- 1.1. Предмет и система воздушного права
- 1.2. Источники воздушного права
- 1.3. Нормы воздушного права и их реализация
- 1.3.1. Нормы воздушного права, структура норм
- 1.3.2. Реализация норм воздушного права
- 1.4. Правонарушения на воздушном транспорте
- Раздел II. Правовые основы государственного регулирования деятельности гражданской авиации
- 2.1. Основные этапы развития системы
- 2.2. Система органов государственного управления
- 2.3. Место и роль административных регламентов
- Раздел III. Организационно-правовые средства обеспечения безопасной деятельности авиации
- 3.1. Правовое обеспечение сертификационной
- 3.2. Инспекция и контроль
- 3.3. Расследование авиационных происшествий и инцидентов
- Раздел IV. Правовой режим использования воздушного пространства
- Раздел V. Правовое регулирование аэронавигационного обслуживания
- Раздел VI. Экипаж гражданского воздушного судна
- 6.1. Правовой статус экипажа гвс
- 6.2. Организационно-правовое обеспечение
- Раздел VII. Правовой статус гражданского воздушного судна
- 7.1. Понятие гражданского воздушного судна,
- 7.2. Организационно-правовое обеспечение поддержания
- Раздел VIII. Особенности правового регулирования обеспечения полетов
- 8.1. Авиатопливное обеспечение полетов
- 8.2. Аэродромное обеспечение полетов
- 8.3. Поисковое, аварийно-спасательное обеспечение полетов
- 8.4. Радиотехническое и электросветотехническое
- 8.5. Медицинское обеспечение полетов
- Раздел IX. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
- Раздел X. Правовое регулирование воздушных перевозок и деятельности авиапредприятий
- 10.1. Правовое регулирование внутренних
- 10.2. Договор воздушной перевозки
- 10.3. Расторжение договора воздушной перевозки
- Часть II. Обеспечение взаимодействия международного
- 1.2. Международное право обеспечения безопасности
- 1.3. Обеспечение безопасности на воздушном транспорте
- Раздел II. Деятельность международных авиационных организаций по обеспечению безопасности на воздушном транспорте
- 2.1. Роль межправительственных и неправительственных
- 2.2. Международная организация гражданской авиации - икао
- 2.2.1. Правовые основы, принципы деятельности,
- 2.2.2. Стандарты. Рекомендуемая практика. Процедуры икао.
- 2.3. Международные авиационные организации Европы
- Раздел III. Организационно-правовые основы управления безопасностью полетов
- 3.1. Современная концепция безопасности полетов
- 3.2. Современные подходы и методы оценки
- 3.3. Краткая характеристика приложений
- Приложение
- Глава II. Перевозочные документы
- Раздел I. Проездной билет
- Раздел II. Багажная квитанция
- Глава III. Ответственность перевозчика
- Глава V. Общие и заключительные постановления
- Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования
- Глава I. Сфера применения и общие положения
- Глава II. Образование международной гарантии
- Глава III. Способы защиты прав при неисполнении
- Глава IV. Международная система регистрации
- Глава V. Прочие вопросы, относящиеся к регистрации
- Глава VI. Привилегии и иммунитеты контролирующего органа
- Глава VII. Ответственность регистратора
- Глава VIII. Последствия международной гарантии
- Глава IX. Цессия связанных с объектом
- Глава X. Права или гарантии, являющиеся предметом
- Глава XI. Применение конвенции к продажам
- Глава XII. Юрисдикция
- Глава XIII. Связь с другими конвенциями
- Глава XIV. Заключительные положения
- Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Документация и обязанности сторон,
- Глава III. Ответственность перевозчика и степень