2.3. Международные авиационные организации Европы
и других государств
В Европе действуют несколько организаций, занимающихся вопросами безопасности полетов. В первую очередь следует отметить Европейскую конференцию гражданской авиации, членами которой стали 42 государства. Ее ассоциированный член - Объединенное авиационное ведомство европейских стран (JAA). Сейчас осуществляется переход от системы JAA к Европейскому агентству безопасности полетов (EASA), созданному несколько лет назад. К числу задач EASA относится разработка и принятие Совместных авиационных требований европейских стран и тесное сотрудничество с Федеральным авиационным управлением США в области стандартизации и гармонизации правил безопасности полетов.
Другая важнейшая организация - это Евроконтроль, которая решает основную задачу по созданию "бесшовной" общеевропейской системы организации воздушного движения.
Евроконтроль, учрежденный в 1960 году, осуществляет обеспечение безопасности полетов гражданских и военных воздушных судов. Основными целями Евроконтроля являются:
- осуществление сотрудничества и совместной деятельности всех ее членов в области аэронавигации;
- координация систем аэронавигационного контроля в Европе;
- создание единого Центра управления воздушным движением в целях оптимального использования западноевропейского воздушного пространства;
- реализация Европейской программы гармонизации и интеграции аэронавигационного контроля, выполняемая в сотрудничестве с ЕКАК, и осуществление в ее рамках технического и оперативного анализа европейских систем контроля;
- осуществление исследований и разработок по усовершенствованию аэронавигационного контроля в Европе;
- планирование создания систем гармонизации и интеграции;
- подготовка соответствующих инструкций и рекомендаций;
- разработка компьютерных систем, обеспечивающих точные аэронавигационные данные, чтобы разводить по времени полеты гражданских и военных воздушных судов;
- внедрение и введение в действие стратегии аэронавигационного контроля, достижение сравнимого уровня эффективности функционирования систем путем использования сопоставимых стандартов, спецификаций, процедур;
- организация, координация и проведение исследований и экспериментов по технико-экономическому обоснованию воздушно-наземной интегрированной системы аэронавигационного управления.
Евроконтроль состоит из Постоянной комиссии по обеспечению безопасности аэронавигации и Агентства по безопасности навигации, которая является исполнительным органом Евроконтроля.
Членами Евроконтроля являются 20 государств, в числе которых Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Португалия, Франция, Швеция, Швейцария и др.
Штаб-квартира располагается в Брюсселе (Бельгия).
К сожалению, Россия не входит ни в одну из перечисленных структур.
В соответствии с основным принципом о поддержании единого уровня безопасности на воздушном транспорте в Европе создание EASA следует рассматривать как логичный шаг в деле развития результатов, достигнутых системой JAA, и перехода к более гармоничной и эффективной системе на базе принципов, содержащихся в договорах Европейского сообщества. Важное отличие от бывшей системы JAA состоит в том, что страны - члены ЕС больше не имеют права отступать от общих правил, устанавливать дополнительные требования или заключать договоры с другими странами.
От стран Европейского союза EASA унаследовала функцию сертификации авиационных организаций и изделий. Страны мира внимательно следят за процессом становления EASA и уходом от старой системы JAA, при этом уделяя особое внимание необходимости поддержания определенного профессионального уровня специалистов в процессе формирования Агентства и на его завершающей стадии.
Чтобы не прерывалось действие европейских сертификатов и разрешений, поддерживаются необходимые связи с заинтересованными странами, не членами ЕС, в частности, подписаны двусторонние соглашения между Европейским сообществом и Соединенными Штатами Америки.
Достаточно большое влияние на практику обеспечения безопасности на воздушном транспорте оказывают авиационные власти США в лице Министерства транспорта, Федерального управления гражданской авиации США (FAA) и Управления транспортной безопасности США (TSA).
Заслуживает внимания применение США практики формирования требований к выполнению полетов, надзора за безопасностью полетов, особенно в части инспекторского контроля за иностранными перевозчиками, программа соблюдения принуждения, процедура выдачи разрешения на полет в США и т.п.
Требует серьезного изучения Добровольная программа (FOQA) по сбору и анализу информации в процессе выполнения полетов, которая широко применяется для внутренней оценки перевозчиками США. Это позволяет получить достаточно достоверную информацию по вопросам безопасности полетов.
Заслуживает также внимания сочетание различных мер воздействия - неформальных действий и административных действий (в Российской Федерации может быть использовано при формировании административных регламентов).
Контрольные вопросы и задания
1. В каких международных организациях гражданской авиации представлены различные государства?
2. Перечислите наиболее значимые международные неправительственные организации гражданской авиации.
3. Какие цели преследовались при создании Межгосударственного авиационного комитета (МАК)?
4. Обозначьте основные направления деятельности МАК.
5. Как развивались взгляды на задачи, роль международного воздушного права до Чикагской конвенции 1944 года и после?
6. Юридическая основа создания Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
7. Каковы основные цели и задачи ИКАО?
8. Охарактеризуйте структуру ИКАО и дайте краткую характеристику каждого из структурных подразделений.
9. Какова юридическая значимость стандартов, рекомендуемой практики, процедур ИКАО?
10. Перечислите порядок группировки стандартов и рекомендуемой практики в приложениях к Чикагской конвенции.
11. Дайте краткую характеристику отдельных приложений к Чикагской конвенции по выбору.
12. Какие ведущие международные авиационные организации Европы занимаются проблемами безопасности полетов?
Литература
1. Конвенция о международной гражданской авиации. Чикаго, 1944.
2. Doc. 9734/AN 959. Руководство по организации контроля за обеспечением безопасности полетов. ИКАО, 1999.
3. Положение о Межгосударственном авиационном комитете, регистрация ИКАО, июль 1992.
4. Бордунов В.Д. Правовой механизм деятельности международных авиационных организаций. М., 1989.
5. Петрова Т.В. История международного воздушного права. Становление (период до 1939 г.) // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. N 170.
6. Свиркин В.А. Воздушное право. Международное воздушное право (аспект безопасности): Учеб. пособие. М.: МГТУ ГА, 2008. Ч. I.
7. Соловьева Т.Л. Влияние международных организаций гражданской авиации на формирование нормативной правовой базы обеспечения безопасности воздушного транспорта // Транспортное право. 2008. N 4.
8. Тихонов В.М., Балашов Б.С. Система мирового воздушного транспорта и российская гражданская авиация. М., 1992.
- Воздушное право
- Б.П. Елисеев, в.А. Свиркин
- Часть I. Воздушное право россии
- Раздел I. Общетеоретические вопросы воздушного права
- 1.1. Предмет и система воздушного права
- 1.2. Источники воздушного права
- 1.3. Нормы воздушного права и их реализация
- 1.3.1. Нормы воздушного права, структура норм
- 1.3.2. Реализация норм воздушного права
- 1.4. Правонарушения на воздушном транспорте
- Раздел II. Правовые основы государственного регулирования деятельности гражданской авиации
- 2.1. Основные этапы развития системы
- 2.2. Система органов государственного управления
- 2.3. Место и роль административных регламентов
- Раздел III. Организационно-правовые средства обеспечения безопасной деятельности авиации
- 3.1. Правовое обеспечение сертификационной
- 3.2. Инспекция и контроль
- 3.3. Расследование авиационных происшествий и инцидентов
- Раздел IV. Правовой режим использования воздушного пространства
- Раздел V. Правовое регулирование аэронавигационного обслуживания
- Раздел VI. Экипаж гражданского воздушного судна
- 6.1. Правовой статус экипажа гвс
- 6.2. Организационно-правовое обеспечение
- Раздел VII. Правовой статус гражданского воздушного судна
- 7.1. Понятие гражданского воздушного судна,
- 7.2. Организационно-правовое обеспечение поддержания
- Раздел VIII. Особенности правового регулирования обеспечения полетов
- 8.1. Авиатопливное обеспечение полетов
- 8.2. Аэродромное обеспечение полетов
- 8.3. Поисковое, аварийно-спасательное обеспечение полетов
- 8.4. Радиотехническое и электросветотехническое
- 8.5. Медицинское обеспечение полетов
- Раздел IX. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
- Раздел X. Правовое регулирование воздушных перевозок и деятельности авиапредприятий
- 10.1. Правовое регулирование внутренних
- 10.2. Договор воздушной перевозки
- 10.3. Расторжение договора воздушной перевозки
- Часть II. Обеспечение взаимодействия международного
- 1.2. Международное право обеспечения безопасности
- 1.3. Обеспечение безопасности на воздушном транспорте
- Раздел II. Деятельность международных авиационных организаций по обеспечению безопасности на воздушном транспорте
- 2.1. Роль межправительственных и неправительственных
- 2.2. Международная организация гражданской авиации - икао
- 2.2.1. Правовые основы, принципы деятельности,
- 2.2.2. Стандарты. Рекомендуемая практика. Процедуры икао.
- 2.3. Международные авиационные организации Европы
- Раздел III. Организационно-правовые основы управления безопасностью полетов
- 3.1. Современная концепция безопасности полетов
- 3.2. Современные подходы и методы оценки
- 3.3. Краткая характеристика приложений
- Приложение
- Глава II. Перевозочные документы
- Раздел I. Проездной билет
- Раздел II. Багажная квитанция
- Глава III. Ответственность перевозчика
- Глава V. Общие и заключительные постановления
- Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования
- Глава I. Сфера применения и общие положения
- Глава II. Образование международной гарантии
- Глава III. Способы защиты прав при неисполнении
- Глава IV. Международная система регистрации
- Глава V. Прочие вопросы, относящиеся к регистрации
- Глава VI. Привилегии и иммунитеты контролирующего органа
- Глава VII. Ответственность регистратора
- Глава VIII. Последствия международной гарантии
- Глава IX. Цессия связанных с объектом
- Глава X. Права или гарантии, являющиеся предметом
- Глава XI. Применение конвенции к продажам
- Глава XII. Юрисдикция
- Глава XIII. Связь с другими конвенциями
- Глава XIV. Заключительные положения
- Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Документация и обязанности сторон,
- Глава III. Ответственность перевозчика и степень